Файл: Бюджетирование как инструмент планирования и управления хозяйственной деятельностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- сотрудники получили четкие инструкции для повседневной деятельности, четкое распределение полномочий, обязанностей, а также эффективный контроль за работой.

2.2. Анализ сбытовой деятельности ООО «Сатурн»

Продажи продукции - это заключительный этап обращения фондов предприятия. От его значения зависит результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборота и рентабельности. Объем продаж определяется либо отправкой товаров клиентам, либо оплатой (выручкой); могут быть выражены в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В рыночной экономике этот показатель имеет первостепенное значение. Объем его производства зависит от того, как продаются продукты, какой спрос на них приходится на рынок. Таблица 3 показывает статистику продаж продукции на 2016-2018 годы ООО «Сатурн».

Таблица 2 - Динамика реализации продукции

Год

Общий объем продаж, тыс. руб.

Темпы роста, %

2016

1256

100

2017

1997,3

159

2018

3395,6

170

Расчет среднегеометрической взвешенной:

Т прироста = 164% - 100% = 64%

Сравнение последних двух лет (2017 и 2018 гг.) Показало, что продажи выросли на 70% (170% - 100%). Среднегодовые темпы роста составляют 64%. Для большей ясности динамика продаж продукции изображена на графике. (см. Рисунок 3).

Рисунок 3- Динамика реализации продукции

Для более подробного анализа рассмотрим объем реализации мебели по ассортименту (см. Таблицу 3).

Таблица 3 - Анализ объема реализации по ассортименту

Наименование изделия

Объем реализации, шт.

Отклонение

Уд. вес в общем объеме реализации, %

2017

2018

Абс.

Отн,%

2017

2018

Спал. гар. «София»

19

32

13

168,4

14,2

15,2

Спал. гар. «Рио»

13

22

9

169,2

9,7

10,5

Спал. гар. «Орхидея»

7

5

2

71,4

5,1

2,4

Спал. гар. «Элита»

19

33

14

173,7

14,2

15,7

Мяг. меб. «Каприз»

16

27

11

168,8

11,9

12,8

Мяг. меб. «Валенси»

15

25

10

166,6

11,2

11,9

Мяг. меб. «Жемчужина»

9

9

0

0

6,7

4,2

Мяг. меб. «Соренто»

21

31

10

147,6

15,6

14,8

Мяг. мебель «Триумф»

15

26

11

173,3

11,2

12,4

ИТОГО

134

210

76

170

100

100


В исследовании были определены данные о ассортименте продукции, выпускаемой ООО «Сатурн», которые показывают, что организация увеличила продажи в общем объеме на 76 шт. (210-134), или 76% (176% -100%). В объеме диапазона 2017 года наибольшая доля:

- спальный комплекс «София» (14,2%) или 19 комплектов;

- комплект спальни «Элит» (14,2%) или 19 комплектов;

- мягкая мебель «Caprice» (11,9%) или 16 комплектов;

Наименьшая доля в диапазоне 2017 года:

- набор для спальни «Орхидея» (5,1%) или 7 комплектов;

- мягкая мебель «Жемчужина» (6,7%) или 9 комплектов.

В ассортименте 2018 года наибольшую долю занимают следующие модели:

- комплект спальни «Элит» (15,7%) или 33 комплекта;

- спальный комплекс «София» (15,2%) или 32 комплекта;

- мягкая мебель «Sorento» (14,8%) или 31 комплект;

Горизонтальный анализ моделей мебели показывает, что реализация почти всех моделей в 2018 году увеличилась. Но среди них также выделяются комплекты, реализация которых осталась на том же уровне или уменьшилась. Например, например:

- комплект спальни «Орхидея» на 28,6% (71,4% -100%) или 2 комплекта (5-7);

- мягкая мебель «Жемчужина» - 0% ли 0 комплектов (9-9).

В следующих моделях, напротив, наблюдается значительный рост продаж:

- комплект спальни «Элит» на 73,7% (173,7% -100%) или 14 комплектов (33-19).

- Мягкая мебель «Триумф» на 73,3% (173,3% -100%) или 9 (26-15) комплектов;

- мягкая мебель «Caprice» на 68,8% (168,8% -100%) или на 11 комплектов (27-16);

- мягкая мебель «Валенсия» на 66,6% (166,6% -100%) или на 10 (25-15) комплектов.

Рост продаж этих моделей увеличил общий объем ассортимента на 20,9% (44 * 100/210).

На изменение объема продаж в определенной степени влияет изменение балансов, отправленных в начале и конце года, но не выплаченных вовремя (см. Таблицу 4).

Данные в таблице показывают, что организация продала продукты в 2018 году на 70% (170% -100%) или 76 комплектов мебели более чем в 2017 году.

Таблица 4 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции

Показатель

2017 год

2018 год

Изменение объема реализации

Абс.

Относ., %

Выпуск продукции, шт.

129

200

71

155

Остаток продукции на складе:

  • на начало года
  • на конец года

9

14

14

4

5

-10

155,6

28,6

Реализация продукции

(стр.1+стр.2.1-стр.2.2.)

134

210

76

170


Это объясняется следующими факторами:

- увеличение рынка;

- увеличение объема поступлений продукта в соответствии с заявками на 71 комплект (200-129), что привело к увеличению продаж на 52,9% (71 * 100/134);

- остатки на начало года составили 5 (14-9) наборов, что увеличило продажи на 3,7% (5 * 100/134), а уменьшение остатков на конец года на 10 (4-14 ) увеличились продажи на 7,5% (10 * 100/134).

- 52,9% + 3,7% + 7,5% = 70%

Расчеты показывают, что в увеличении объема продаж повлияло увеличение выручки (52,9%), что напрямую связано с ростом рынка сбыта и уменьшением остатков на конец года (7,5%). Компания увеличила объемы производства на 55% (155% -100%), что положительно характеризует ее деятельность.

Анализ структуры продаж по видам продукции, производимой компанией, показан в таблице в Приложении B.

Из данных, приведенных в таблице, видно, что за последние два года наблюдается тенденция увеличения прибыли за счет увеличения продаж продукции и, как следствие, снижения издержек и повышения цен на нее. Но среди моделей, созданных организацией, можно выделить такие комплекты, которые имеют постоянный уровень продаж (мягкая мебель «Жемчужина») и даже имеют тенденцию к сокращению продаж (набор для спальни «Орхидея»). Они также могут наблюдать самую низкую рентабельность. Следствием этого является недооценка прибыли, которую может получить предприятие.

Основная часть прибыли, получаемой компанией от продажи продукции. В ходе анализа изучается динамика прибыли от реализации продукции и определяются факторы ее изменения. Прибыль от продаж зависит от четырех факторов: объема продаж продукции, ее структуры, стоимости и уровня среднегодовых цен. В таблице 6 представлен анализ финансовых результатов от реализации продукции.

Таблица 5 - Анализ финансовых результатов от реализации продукции

Показатели

2017

2018

Отклонение

Выручка от реализации, тыс. руб.

1997,3

3395,6

1398,3

Себестоимость реал. продукции, тыс. руб.

1476,7

2546,7

1250,5

Коммерческие расходы, тыс. руб.

139

188,2

49,2

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

381,6

660,7

98,6

Налоги из прибыли, тыс. руб.

91,58

158,6

23,7

Прибыль, тыс. руб.

290

482,1

75,1


Ср. отпускная цена =

Ср. отпускная цена 2017 года = 1997300/134 = 14905,2 руб.

Ср. отпускная цена 2018 года = 3395600/210 = 16169,5 руб.

Рассчитаем рентабельность реализованной продукции: Рр.п. = П/В,

где П – прибыль в распоряжении предприятия;

В – выручка от реализации продукции.

Рр.п. = 290000/1997300*100 = 14,5 (2017 год);

Рр.п. = 482100/3395600*100 = 16 (2018 год).

Этот показатель - рентабельность продаж используется для контроля взаимосвязи между ценами, количеством продаж и стоимостью затрат, связанных с деятельностью предприятия (продажа продукции). Объем продаж имеет как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли. Увеличение продаж прибыльных продуктов приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если продукт невыгодно, то с увеличением продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура продукта может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли. Если доля прибыльной продукции в общем объеме ее продаж возрастает, сумма прибыли увеличивается, и наоборот, при увеличении доли низкорентабельных или убыточных продуктов общая сумма прибыли будет уменьшаться. Стоимость производства и прибыли обратно пропорциональна: снижение стоимости приводит к соответствующему увеличению суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня средних реализованных цен и суммы прибыли прямо пропорционально: с увеличением уровня цены увеличивается размер прибыли и наоборот.

В ходе оценки бюджета на предприятии было показано, что, несмотря на важную работу, уже проделанную в этой области, существует ряд еще недостаточно развитых вопросов. В связи с ужесточением конкуренции на рынке эти проблемы имеют особое значение. Поэтому в настоящее время специалисты в ООО « Сатурн» разрабатывают приоритетные направления дальнейшего развития бюджетирования на предприятии.

Изучение торговой деятельности ООО «Сатурн». Результаты показали, что на увеличение прибыли компании в значительной степени влияет объем реализованной продукции (на 52,9%). Это связано с ростом рынка сбыта и уменьшением остатков на конец года (на 7,5%).

Было также установлено, что с каждым годом в компании наблюдается устойчивый рост продаж, но среди ассортимента продукции существуют модели мебели, уровень спроса которых остается на одном уровне или даже снижается (набор для спальни Орхидея и Жемчужина комплект мягкой мебели). Кроме того, эти типы продуктов имеют низкую рентабельность по сравнению с другими. Этот факт не позволяет получить дополнительную прибыль организации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетирование является одним из основных инструментов управления предприятием. Уже давно активно используются предприятиями в качестве технологии финансового планирования. Однако немногие предприятия рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью организаций и достижения стратегических целей и задач. Но предприятие, которое хочет добиться успеха в конкурентной борьбе, должно иметь стратегический план развития. Успешные предприятия создают такой план не на основе статистической информации и их прогнозов на будущее, а на основе представления о том, каким должна быть организация через некоторое время. И только после этого они решают, что нужно сделать сейчас, чтобы быть в запланированной точке завтра.

Суть бюджетирования заключается в структурировании расходов и доходов с четко определенными местами их возникновения и закреплении ответственных лиц за их перемещение.

Бюджет представляет собой числовое представление централизованно установленных характеристик плана предприятия, который характеризует доходы и расходы за определенный период. Бюджет является центральной точкой всего процесса управления и планирования. Основное различие между составлением бюджета и финансовым планированием заключается в том, что в то время, когда бюджет помогает предприятию планировать свои ключевые расходы и планировать их еженедельно и ежемесячно, финансовый план дает возможность финансировать финансовые цели, достигнутые за 5, 10 или 20 лет.

Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета и контроля расходов и доходов, которую предприятие получает от своей деятельности на всех уровнях управления, и позволяет анализировать прогнозируемые финансовые показатели, а также управлять ресурсами с их помощью. Бюджетирование дает компании координацию всех аспектов деятельности и усилий всех подразделений предприятия для достижения конечного результата и, как следствие, повышения финансовой устойчивости и эффективности.

Основным объектом бюджетирования является бизнес. Бизнес-процессы, отдельные каналы продаж, подразделения, виды продукции, сегменты рынка, а также группы потребителей также могут рассматриваться как объекты бюджетирования и финансового планирования. Бюджет предприятия в его наиболее общем виде выполняет три ключевые функции: прогнозирование, планирование и анализ. Полноценное бюджетирование - бюджетирование как технология управления, включает три компонента: технология, организация и автоматизация финансовых расчетов.