Файл: Бюджетирование как инструмент планирования и управления хозяйственной деятельностью.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ЕГО МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Понятие и основные принципы бюджетирования
1.2 Процесс разработки системы бюджетирования и его основные этапы. Виды бюджетов
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ООО «САТУРН»
2.1. Оценка бюджетирования на предприятии
- сотрудники получили четкие инструкции для повседневной деятельности, четкое распределение полномочий, обязанностей, а также эффективный контроль за работой.
2.2. Анализ сбытовой деятельности ООО «Сатурн»
Продажи продукции - это заключительный этап обращения фондов предприятия. От его значения зависит результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборота и рентабельности. Объем продаж определяется либо отправкой товаров клиентам, либо оплатой (выручкой); могут быть выражены в сопоставимых, плановых и текущих ценах. В рыночной экономике этот показатель имеет первостепенное значение. Объем его производства зависит от того, как продаются продукты, какой спрос на них приходится на рынок. Таблица 3 показывает статистику продаж продукции на 2016-2018 годы ООО «Сатурн».
Таблица 2 - Динамика реализации продукции
Год |
Общий объем продаж, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
2016 |
1256 |
100 |
2017 |
1997,3 |
159 |
2018 |
3395,6 |
170 |
Расчет среднегеометрической взвешенной:
Т прироста = 164% - 100% = 64%
Сравнение последних двух лет (2017 и 2018 гг.) Показало, что продажи выросли на 70% (170% - 100%). Среднегодовые темпы роста составляют 64%. Для большей ясности динамика продаж продукции изображена на графике. (см. Рисунок 3).
Рисунок 3- Динамика реализации продукции
Для более подробного анализа рассмотрим объем реализации мебели по ассортименту (см. Таблицу 3).
Таблица 3 - Анализ объема реализации по ассортименту
Наименование изделия |
Объем реализации, шт. |
Отклонение |
Уд. вес в общем объеме реализации, % |
|||
2017 |
2018 |
Абс. |
Отн,% |
2017 |
2018 |
|
Спал. гар. «София» |
19 |
32 |
13 |
168,4 |
14,2 |
15,2 |
Спал. гар. «Рио» |
13 |
22 |
9 |
169,2 |
9,7 |
10,5 |
Спал. гар. «Орхидея» |
7 |
5 |
2 |
71,4 |
5,1 |
2,4 |
Спал. гар. «Элита» |
19 |
33 |
14 |
173,7 |
14,2 |
15,7 |
Мяг. меб. «Каприз» |
16 |
27 |
11 |
168,8 |
11,9 |
12,8 |
Мяг. меб. «Валенси» |
15 |
25 |
10 |
166,6 |
11,2 |
11,9 |
Мяг. меб. «Жемчужина» |
9 |
9 |
0 |
0 |
6,7 |
4,2 |
Мяг. меб. «Соренто» |
21 |
31 |
10 |
147,6 |
15,6 |
14,8 |
Мяг. мебель «Триумф» |
15 |
26 |
11 |
173,3 |
11,2 |
12,4 |
ИТОГО |
134 |
210 |
76 |
170 |
100 |
100 |
В исследовании были определены данные о ассортименте продукции, выпускаемой ООО «Сатурн», которые показывают, что организация увеличила продажи в общем объеме на 76 шт. (210-134), или 76% (176% -100%). В объеме диапазона 2017 года наибольшая доля:
- спальный комплекс «София» (14,2%) или 19 комплектов;
- комплект спальни «Элит» (14,2%) или 19 комплектов;
- мягкая мебель «Caprice» (11,9%) или 16 комплектов;
Наименьшая доля в диапазоне 2017 года:
- набор для спальни «Орхидея» (5,1%) или 7 комплектов;
- мягкая мебель «Жемчужина» (6,7%) или 9 комплектов.
В ассортименте 2018 года наибольшую долю занимают следующие модели:
- комплект спальни «Элит» (15,7%) или 33 комплекта;
- спальный комплекс «София» (15,2%) или 32 комплекта;
- мягкая мебель «Sorento» (14,8%) или 31 комплект;
Горизонтальный анализ моделей мебели показывает, что реализация почти всех моделей в 2018 году увеличилась. Но среди них также выделяются комплекты, реализация которых осталась на том же уровне или уменьшилась. Например, например:
- комплект спальни «Орхидея» на 28,6% (71,4% -100%) или 2 комплекта (5-7);
- мягкая мебель «Жемчужина» - 0% ли 0 комплектов (9-9).
В следующих моделях, напротив, наблюдается значительный рост продаж:
- комплект спальни «Элит» на 73,7% (173,7% -100%) или 14 комплектов (33-19).
- Мягкая мебель «Триумф» на 73,3% (173,3% -100%) или 9 (26-15) комплектов;
- мягкая мебель «Caprice» на 68,8% (168,8% -100%) или на 11 комплектов (27-16);
- мягкая мебель «Валенсия» на 66,6% (166,6% -100%) или на 10 (25-15) комплектов.
Рост продаж этих моделей увеличил общий объем ассортимента на 20,9% (44 * 100/210).
На изменение объема продаж в определенной степени влияет изменение балансов, отправленных в начале и конце года, но не выплаченных вовремя (см. Таблицу 4).
Данные в таблице показывают, что организация продала продукты в 2018 году на 70% (170% -100%) или 76 комплектов мебели более чем в 2017 году.
Таблица 4 - Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель |
2017 год |
2018 год |
Изменение объема реализации |
|
Абс. |
Относ., % |
|||
Выпуск продукции, шт. |
129 |
200 |
71 |
155 |
Остаток продукции на складе:
|
9 14 |
14 4 |
5 -10 |
155,6 28,6 |
Реализация продукции (стр.1+стр.2.1-стр.2.2.) |
134 |
210 |
76 |
170 |
Это объясняется следующими факторами:
- увеличение рынка;
- увеличение объема поступлений продукта в соответствии с заявками на 71 комплект (200-129), что привело к увеличению продаж на 52,9% (71 * 100/134);
- остатки на начало года составили 5 (14-9) наборов, что увеличило продажи на 3,7% (5 * 100/134), а уменьшение остатков на конец года на 10 (4-14 ) увеличились продажи на 7,5% (10 * 100/134).
- 52,9% + 3,7% + 7,5% = 70%
Расчеты показывают, что в увеличении объема продаж повлияло увеличение выручки (52,9%), что напрямую связано с ростом рынка сбыта и уменьшением остатков на конец года (7,5%). Компания увеличила объемы производства на 55% (155% -100%), что положительно характеризует ее деятельность.
Анализ структуры продаж по видам продукции, производимой компанией, показан в таблице в Приложении B.
Из данных, приведенных в таблице, видно, что за последние два года наблюдается тенденция увеличения прибыли за счет увеличения продаж продукции и, как следствие, снижения издержек и повышения цен на нее. Но среди моделей, созданных организацией, можно выделить такие комплекты, которые имеют постоянный уровень продаж (мягкая мебель «Жемчужина») и даже имеют тенденцию к сокращению продаж (набор для спальни «Орхидея»). Они также могут наблюдать самую низкую рентабельность. Следствием этого является недооценка прибыли, которую может получить предприятие.
Основная часть прибыли, получаемой компанией от продажи продукции. В ходе анализа изучается динамика прибыли от реализации продукции и определяются факторы ее изменения. Прибыль от продаж зависит от четырех факторов: объема продаж продукции, ее структуры, стоимости и уровня среднегодовых цен. В таблице 6 представлен анализ финансовых результатов от реализации продукции.
Таблица 5 - Анализ финансовых результатов от реализации продукции
Показатели |
2017 |
2018 |
Отклонение |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
1997,3 |
3395,6 |
1398,3 |
Себестоимость реал. продукции, тыс. руб. |
1476,7 |
2546,7 |
1250,5 |
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
139 |
188,2 |
49,2 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
381,6 |
660,7 |
98,6 |
Налоги из прибыли, тыс. руб. |
91,58 |
158,6 |
23,7 |
Прибыль, тыс. руб. |
290 |
482,1 |
75,1 |
Ср. отпускная цена =
Ср. отпускная цена 2017 года = 1997300/134 = 14905,2 руб.
Ср. отпускная цена 2018 года = 3395600/210 = 16169,5 руб.
Рассчитаем рентабельность реализованной продукции: Рр.п. = П/В,
где П – прибыль в распоряжении предприятия;
В – выручка от реализации продукции.
Рр.п. = 290000/1997300*100 = 14,5 (2017 год);
Рр.п. = 482100/3395600*100 = 16 (2018 год).
Этот показатель - рентабельность продаж используется для контроля взаимосвязи между ценами, количеством продаж и стоимостью затрат, связанных с деятельностью предприятия (продажа продукции). Объем продаж имеет как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли. Увеличение продаж прибыльных продуктов приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если продукт невыгодно, то с увеличением продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура продукта может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на величину прибыли. Если доля прибыльной продукции в общем объеме ее продаж возрастает, сумма прибыли увеличивается, и наоборот, при увеличении доли низкорентабельных или убыточных продуктов общая сумма прибыли будет уменьшаться. Стоимость производства и прибыли обратно пропорциональна: снижение стоимости приводит к соответствующему увеличению суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня средних реализованных цен и суммы прибыли прямо пропорционально: с увеличением уровня цены увеличивается размер прибыли и наоборот.
В ходе оценки бюджета на предприятии было показано, что, несмотря на важную работу, уже проделанную в этой области, существует ряд еще недостаточно развитых вопросов. В связи с ужесточением конкуренции на рынке эти проблемы имеют особое значение. Поэтому в настоящее время специалисты в ООО « Сатурн» разрабатывают приоритетные направления дальнейшего развития бюджетирования на предприятии.
Изучение торговой деятельности ООО «Сатурн». Результаты показали, что на увеличение прибыли компании в значительной степени влияет объем реализованной продукции (на 52,9%). Это связано с ростом рынка сбыта и уменьшением остатков на конец года (на 7,5%).
Было также установлено, что с каждым годом в компании наблюдается устойчивый рост продаж, но среди ассортимента продукции существуют модели мебели, уровень спроса которых остается на одном уровне или даже снижается (набор для спальни Орхидея и Жемчужина комплект мягкой мебели). Кроме того, эти типы продуктов имеют низкую рентабельность по сравнению с другими. Этот факт не позволяет получить дополнительную прибыль организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бюджетирование является одним из основных инструментов управления предприятием. Уже давно активно используются предприятиями в качестве технологии финансового планирования. Однако немногие предприятия рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью организаций и достижения стратегических целей и задач. Но предприятие, которое хочет добиться успеха в конкурентной борьбе, должно иметь стратегический план развития. Успешные предприятия создают такой план не на основе статистической информации и их прогнозов на будущее, а на основе представления о том, каким должна быть организация через некоторое время. И только после этого они решают, что нужно сделать сейчас, чтобы быть в запланированной точке завтра.
Суть бюджетирования заключается в структурировании расходов и доходов с четко определенными местами их возникновения и закреплении ответственных лиц за их перемещение.
Бюджет представляет собой числовое представление централизованно установленных характеристик плана предприятия, который характеризует доходы и расходы за определенный период. Бюджет является центральной точкой всего процесса управления и планирования. Основное различие между составлением бюджета и финансовым планированием заключается в том, что в то время, когда бюджет помогает предприятию планировать свои ключевые расходы и планировать их еженедельно и ежемесячно, финансовый план дает возможность финансировать финансовые цели, достигнутые за 5, 10 или 20 лет.
Бюджетирование - это технология финансового планирования, учета и контроля расходов и доходов, которую предприятие получает от своей деятельности на всех уровнях управления, и позволяет анализировать прогнозируемые финансовые показатели, а также управлять ресурсами с их помощью. Бюджетирование дает компании координацию всех аспектов деятельности и усилий всех подразделений предприятия для достижения конечного результата и, как следствие, повышения финансовой устойчивости и эффективности.
Основным объектом бюджетирования является бизнес. Бизнес-процессы, отдельные каналы продаж, подразделения, виды продукции, сегменты рынка, а также группы потребителей также могут рассматриваться как объекты бюджетирования и финансового планирования. Бюджет предприятия в его наиболее общем виде выполняет три ключевые функции: прогнозирование, планирование и анализ. Полноценное бюджетирование - бюджетирование как технология управления, включает три компонента: технология, организация и автоматизация финансовых расчетов.