Файл: Бюджетирование как инструмент планирования и управления хозяйственной деятельностью.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 202
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И ЕГО МЕСТО В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1. Понятие и основные принципы бюджетирования
1.2 Процесс разработки системы бюджетирования и его основные этапы. Виды бюджетов
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ООО «САТУРН»
2.1. Оценка бюджетирования на предприятии
Чтобы процесс составления бюджета вступил в силу, вам необходимо провести подготовительную работу. Организация бюджетирования включает в себя следующие основные моменты [27]:
1. Разработка и утверждение финансовой структуры предприятия. Этот момент необходим для делегирования полномочий при подготовке частных (конкретных) бюджетов ответственными лицами организационных подразделений системы управления организацией.
2. Формирование непосредственно структуры бюджета предприятия. Этот этап включает в себя работу по составлению бюджетных классификаторов, статей бюджета, наложение на организационные единицы видов бюджетов, структуры управления организации.
3. Утверждение бюджетной политики. Бюджетная политика относится к типу учетной политики и предназначена для разработки и укрепления принципов формирования показателей статей бюджета и методов их оценки.
4. Разработка правил составления бюджета, т. Е. Установление периода времени для составления бюджета, а также процедур непосредственного планирования, форматов бюджета и процедур для каждого участника процесса составления бюджета.
Для внедрения системы бюджетирования в практику предприятий необходим ряд условий, без которых эта система просто не может работать.
Во-первых, предприятие должно иметь соответствующую методологическую и методологическую основу для разработки, мониторинга и анализа исполнения консолидированного бюджета, а управленческий персонал должен быть достаточно квалифицирован, чтобы иметь возможность применять эту методологию на практике. Методологической и методологической основой составления, анализа и контроля исполнения сводного бюджета является аналитическая единица (или компонент) бюджетного процесса.
Во-вторых, для разработки бюджета, анализа и контроля его исполнения нам необходима соответствующая информация о деятельности предприятия, достаточная для представления его реального финансового состояния, прямого движения материальных, материальных и финансовых потоков и основных бизнес-операций. Непосредственно предприятие должно иметь систему управленческого учета, которая фиксирует факты хозяйственной деятельности, необходимые для поддержки процесса составления, анализа и контроля консолидированного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу блока учета бюджетного процесса.
В-третьих, бюджетный процесс всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, которые существуют на предприятии.
Система управления бюджетированием - это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, который во внутренних положениях и инструкциях закреплен в обязанностях подразделения на каждом этапе бюджетного процесса. Поскольку бюджетный процесс является непрерывным и регулярным, так же регулярно, в надлежащие сроки, управленческая информация от структурных подразделений должна получать учетную информацию, необходимую для ее обеспечения.
Организационная структура и система управления составляют организационную составляющую бюджетного процесса.
В-четвертых, на средних и крупных предприятиях процесс разработки, анализа и мониторинга исполнения бюджета включает в себя обработку и запись большого количества информации, что трудно сделать вручную. В бюджетном процессе уровень качества и эффективности учетно-аналитической работы значительно возрастает, а количество ошибок уменьшается при использовании программного и аппаратного обеспечения. Программно-аппаратные средства, используемые подразделениями предприятия, участвующими в бюджетном процессе, составляют программно-аппаратный компонент (блок) системы бюджетирования.
Все четыре компонента бюджетного процесса тесно взаимосвязаны и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии (рисунок 3).
Рисунок 3 – Инфраструктура бюджетного процесса
В составлении бюджета ключевыми характеристиками являются следующие [9]:
- централизация;
- формализация;
согласованность.
«Формализация» означает, что бюджет - это, прежде всего, набор цифр. План, в дополнение к бюджетным цифровым показателям, обычно включает перечень определенных мероприятий, необходимых для достижения этих показателей.
Другим важным моментом является то, что бюджет включает только показатели, установленные централизованно аппаратом управления для конкретных департаментов или центров ответственности. Методология бюджетирования на разных предприятиях может отличаться, но в результате бюджетные показатели в любом случае устанавливаются центральным органом предприятия, т.е. аппаратом управления, «сверху вниз» и являются обязательными для исполнения его структурными подразделениями, т.е. ответственностью центры.
«Систематический» означает, что при составлении бюджета комплекс бюджетов отдельных центров ответственности обязательно создает консолидированный бюджет организации в целом. В результате объектом бюджетирования является бизнес организации в целом, а бюджетные характеристики для отдельных подразделений и для отдельных сегментов экономической деятельности утверждаются с учетом критериев максимизации конечных финансовых результатов организации в целом, но не увеличивая эффективность этого конкретного сегмента.
Бюджетирование - это динамичный процесс формирования и реализации финансового документа, основными этапами которого являются [26]:
1. Анализ исполнения бюджета предыдущего периода, т. Е. Сравнение фактических данных и плановых, определение отклонений, поиск резервов;
2. Формирование бюджета на отчетный период;
3. Контроль или мониторинг исполнения бюджета отчетного периода;
4. Анализ бюджета отчетного периода, т. е. Сравнение фактических данных и плановых, определение отклонений, выявление резервов;
5. Формирование бюджета на следующий период.
Бюджетный цикл является составной частью бюджетирования, процесса формирования бюджета предприятием. Основными этапами бюджетного цикла являются [25]:
1. Определение основного фактора бюджетирования (основного бюджетного фактора), то есть фактора, ограничивающего деятельность предприятия в краткосрочной перспективе. Как правило, этим фактором является предельный объем продаж, который определяется текущим рыночным спросом. Этим фактором также могут быть производственные мощности предприятия, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и т. д. Весь последующий процесс составления бюджета основан на выбранном главном факторе. Разработка основного бюджета (ключевого бюджета) или бюджета по выбранному основному фактору. По большей части это бюджет продаж, в состав которого входит детальное планирование физического объема продаж, выручки и цен для всех групп товаров.
2. Разработка операционных или функциональных бюджетов (функциональных бюджетов), то есть бюджетов, которые направлены на обеспечение исполнения основного бюджета. В основном это производственный бюджет, построение которого осуществляется с учетом объема продаж, наличия в начале периода запасов и минимального уровня запасов готовой продукции, который компания поддерживает в зависимости от своей внутренней политики. ,
На основании бюджета производства разрабатывают бюджет затрат на оплату труда и бюджет расходования материалов. Затем формируется бюджет на закупку материалов с учетом данных бюджета на расход материалов, объема запасов материалов на начало периода и необходимых для поддержания уровня запасов материалов.
В дальнейшем формируются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы могут планироваться следующим образом: производство - на основе данных об объеме производства; коммерческий - на основе данных о продажах. Отдельно к бюджетированию относятся фиксированные накладные расходы.
Следующим шагом является установление ожидаемого денежного потока с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; ожидаемый отток денежных средств с учетом плана закупки производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность нехватки средств для обеспечения текущей деятельности, а также определяются потребности компании в краткосрочном финансировании.
1. Построение общего (сводного) бюджета (мастербюджета), который включает в себя:
- Отчет о планируемом доходе;
- плановый баланс;
Запланированный отчет о движении денежных средств.
Далее необходимо описать существующие виды бюджетов. По словам С. Белобловского, типы бюджетов, используемых при планировании, делятся на четыре блока [20]:
1. Основные бюджеты (бюджет расходов и доходов, бухгалтерский баланс, бюджет денежных потоков);
2. Операционные бюджеты (прямые материальные затраты, бюджет продаж, расходы на управление бюджетом и т. Д.);
3. Вспомогательные бюджеты (первоначальный (капитальный) план затрат, кредитный план, налоговые бюджеты и т. Д.);
4. Дополнительные или специальные бюджеты (бюджеты распределения прибыли, бюджеты конкретных проектов или программ).
Все эти блоки бюджетов взаимосвязаны, данные каждого из них должны соответствовать друг другу. Весь этот комплекс бюджетов составляет бюджетную структуру организации и необходим для формирования основного бюджета, который становится основой для прогнозирования и планирования прибыли предприятия - его основного финансового ресурса. Его задача состоит в том, чтобы в структурированном виде описать ожидаемые затраты, связанные с продажей товаров и другими финансовыми операциями в плановом периоде [26].
Организация может одновременно иметь несколько бюджетов, которые различаются в зависимости от продолжительности бюджетного периода (текущий квартальный бюджет, среднесрочный годовой бюджет, долгосрочный «бюджет развития» на 3–5 лет и т. д.). Разумный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важнейших предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом [19].
Бюджет может иметь бесконечное количество видов и форм. Бюджет не имеет стандартной формы, которая должна строго соблюдаться, в отличие от формализованного отчета о доходах или баланса. Структура бюджета зависит от того, что является объектом бюджета, какого размера предприятие и от степени интеграции процесса формирования бюджета в финансовую структуру организации, а также от квалификации и опыта разработчиков бюджета [18].
В процессе бюджетирования необходимо учитывать следующие факторы:
Стадия жизненного цикла выпускаемой продукции;
- уровень конкуренции;
- постоянные и переменные потребности потребителей;
- трудовые ресурсы;
- уровень финансовых и деловых рисков;
-тренд тенденции развития технологий;
- потребности и производственные ресурсы;
Сырья стоимость сырья, реклама и условия маркетинга;
-Акции в наличии;
- ценообразование на товары или услуги;
- устаревание товаров и услуг.
Принципы эффективного бюджетирования основаны на здравом смысле и довольно просты. Чтобы сравнивать и анализировать информацию за разные периоды, процесс составления бюджета должен быть непрерывным и постоянным. Эти периоды должны быть равны и должны быть утверждены заранее: неделя, декада, месяц, квартал, год.
Бюджет должен предоставлять информацию четко и доступно, чтобы ее содержание было понятно пользователю. Избыток информации скрывает точность и ценность данных, недостаток информации может привести к неправильному пониманию ключевых ограничений, информации, принятой в документе.
Бюджеты могут быть представлены в виде классификации, приведенной в таблице 1.
Таблица 1 – Классификация видов бюджетов предприятия
Классификационный признак |
Вид бюджета |
По деятельности предприятия |
Бюджет по операционной деятельности |
Бюджет по инвестиционной деятельности |
|
Бюджет по финансовой деятельности |
|
По видам затрат |
Бюджет текущих затрат |
Бюджет капитальных затрат |
|
По широте номенклатуры затрат |
Функциональный бюджет |
Комплексный бюджет |
|
По методам разработки |
Фиксированный бюджет |
Гибкий бюджет |
|
По длительности планируемого периода |
Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой |
По периоду составления |
Оперативный бюджет |
Текущий бюджет |
|
Перспективный бюджет |
|
По непрерывности планирования |
Самостоятельный бюджет |
Непрерывный (скользящий) бюджет |
|
По степени содержания информации |
Укрупненный бюджет |
Детализированный бюджет |
Если обобщить все вышеперечисленное, то можно сказать, что бюджетирование на предприятии в его наиболее общем виде выполняет три ключевые функции: прогнозирование, планирование и анализ [5].