Файл: Система органов местного самоуправления (Менеджмент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления

1.2. Механизм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

2.1. Особенности отдельных направлений взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

2.2. Концепции моделей местного самоуправления

ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МАГАС

3.1. Анализ осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий на примере города Магас

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В настоящее время взаимодействие органов власти различного уровня выступает важным условием развития общества, различных коллективов и, следовательно, всего государства. На современном этапе продолжается реформа органов государственной власти и органов местного самоуправления. В результате проводимых реформ начинают формироваться новые направления взаимодействия органов различных уровней власти. Особое значение принимает необходимость совершенствования деятельности органов местного самоуправления и осуществления ими государственных полномочий.

Объект исследования - органы государственной власти и органы местного самоуправления в городе Магас.

Предмет исследования - осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий.

Методология исследования. В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.

Цель работы – выявление особенностей осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.

Задачи, требующие решения для достижения данной цели:

  • провести теоретический анализ разграничения предметов ведения между органами государственной власти и местного самоуправления;
  • описать модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления;
  • исследовать механизм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления;
  • изучить правовое регулирование осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий;
  • выявить особенности отдельных направлений взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • определить концепции моделей местного самоуправления;
  • исследовать осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий на примере города Магас;
  • проанализировать осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий на примере города Магас;
  • определить направления совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на примере города Магас.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области государственного и муниципального управления.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления

Законодательство на федеральном уровне содержит разграничение полномочий государственных органов различных уровней и муниципалитетов. Иными словами, в нем проведено:

  • разграничение полномочий государственных органов власти разных уровней;
  • определение функций, предметов ведения муниципальных образований;
  • определены полномочия органов местного самоуправления.
  • Выделяют три модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления:
  • 1. Административная модель. При ней органы местного самоуправления прямо подчинены органам государственной власти (вплоть до того, что и формирование местных органов осуществляется либо непосредственно государственными органами, либо при их активном участии). В этом варианте местная власть, по сути, полностью «встроена» в систему государственной власти и является ее продолжением. Последовательная реализация данной модели приводит к фактической отмене местного самоуправления и замене его системой местного государственного управления.
  • 2. Децентрализованная модель. При ней органы местного самоуправления полностью отделены от системы государственной власти, формируются исключительно местными сообществами и решают исключительно вопросы местного значения. Местная власть в этом варианте является самостоятельной в тех пределах, в каких это допускает государство, и связано в своей деятельности лишь рядом общих принципов, закрепленных в законодательных актах государства.
  • 3. Дуалистическая модель. При ней местная власть контролируется государством в той степени, в какой она участвует в решении государственных задач. Вне этой сферы и в рамках компетенции, определенной государством, местное самоуправление является самостоятельным. При таком варианте соотношения государственной власти и местного самоуправления последнее можно рассматривать как обладающее дуалистической природой: с одной стороны оно является «продолжением» государства, с другой – общественным институтом.

На сегодняшний день серьезной проблемой органов муниципальной власти является компетенция и подготовка кадров муниципальных служащих. Как известно, именно от персонала зависит эффективность деятельности предприятия, будь это хоть коммерческая организация, хоть орган государственной власти.

Согласно опросу 1999 года, большинство респондентов, муниципальных служащих (68%) оценили уровень своей активности во время учебных занятий как недостаточный в силу следующих причин, являющихся, по их мнению, наиболее значительными[1]:

  • в образовательные профессиональные программы были включены учебные темы, которые не имели конкретного практического значения и, как результат, не представляли большого интереса для слушателей;
  • преобладала лекционная форма подачи материала по целому ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин;
  • привлекала внимание неспособность отдельной части профессорско-преподавательского состава «оживить материал», сделать его доступным, актуальным для профессиональной деятельности с тем, чтобы увлечь, заинтересовать на занятиях слушателей.

Косвенно третье замечание подтверждалось рядом пожеланий респондентов о более широком использовании» в перспективе активных форм: обсуждения материала, применении технических средств обучения, организации обмена опытом работы между обучаемыми.

Все это свидетельствовало о наличии резервов в методике преподавания дисциплин, реализация которых должна была привести к более активному, заинтересованному поведению слушателей на учебных занятиях.

Компетенция (от лат. competere – соответствовать, подходить), как понятие, получило широкое распространение в нормативно-правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Компетенция уже в конце XIX столетия рассматривалась как одно из главных, стержневых элементов системы местного самоуправления. Подтверждение этого служит такой документ как «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 года[2]. Во второй главе данного положения, которое называется «О сельском общественном управлении», раздельно определены компетенции сельского схода (статья 51), старосты и других должностных лиц (статьи 58 и 68).

«Компетенция не представлялась в виде изолированного элемента местного самоуправления, а включалась в систему взаимосвязанных элементов, обеспечивающих надлежащую деятельность по управлению делами местного значения»[3]. Главным предназначением компетенции являлось осуществление основных функций и задач, что, в свою очередь, возможно лишь при наличии необходимого объема собственности. Например, чтобы реализовать компетенцию в социально-культурной сфере, органу местного самоуправления необходимы материально-финансовые ресурсы для постройки инфраструктуры, поддержание их функционирования.


В юридической литературе существуют различные мнения относительно сущности компетенции. О.Е. Кутафин и К.Ф.Шеремет считают, что данное юридическое понятие является своеобразным инструментом для совершенствования системы правовых отношений представительных органов власти в государственном механизме. По своей сущности, по мнению ученых, компетенция государственных органов представляет правовое средство (форму) общественного разделения труда по управлению государством и обществом[4].

Необходимо отметить тот факт, что субъектами, осуществляющими компетенцию, являются не только представительные органы власти, но также граждане (выражающие свою волю посредством форм непосредственной демократии) и исполнительно-распорядительные органы.

Сущность компетенции, как указывает Н.В.Постовой, «состоит не в разделении труда по управлению государством и обществом, а скорее всего в обеспечении эффективной реализации функций и задач, закрепленных за субъектами правоотношений, средствами правового и организационного характера»[5].

От правильности определения компетенции местного самоуправления зависит то, насколько эффективно будут осуществляться основные функции на территориальном уровне. Далее я рассмотрю вопрос о понятии и структуре компетенции.

В юридической литературе отсутствует единое мнение о содержании понятия компетенция. Одни авторы считают, что компетенция - это совокупность полномочий или прав[6]. Другие определяют ее как совокупность прав и обязанностей[7]. Третьи уверены, что компетенция - это совокупность функций органа, его прав и обязанностей, основных форм и методов работы[8].

Некоторые ученые в свою очередь оспаривают вышеуказанные точки зрения[9] и считают, что «компетенция является сложной правовой категорией, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей». По их мнению, права и обязанности всегда прилагаются к определенной сфере экономического, культурного строительства, объектам хозяйственного и иного назначения.

Таким образом, для любого правового государства главным вопросом в управлении является разграничение предмета ведения и компетенции между:

  • федеральными органами государственной власти;
  • органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления.

От эффективности решения данного вопроса зависит эффективность и успешность развития государства. Основной показатель успешности разграничения круга вопросов ведения федеральной власти и муниципальной - способ разграничения предметов ведения.

1.2. Механизм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

В исследованиях выделяются два основных способа разграничения предметов ведения:

  • дуализм;
  • кооперация.

На основании того, какой из указанных способов избран для разграничения предметов ведения, можно судить о наличии признаков дуализма или кооперации в управлении[10].

Модель такого разграничения полномочий основана на моделировании, которое является методом познания и организации действительности. В России данный метод нашел применение из-за следующих разнообразий:

  • природно-климатические;
  • социально-экономические;
  • политические;
  • национально-культурные;
  • иные особенности местной жизни.

Положения Европейской Хартии местного самоуправления получили закрепление и развитие в российском законодательстве. Так, в Конституции РФ содержатся следующие статьи:

  • самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 12);
  • запрет ограничения прав местного самоуправления, установленные Конституцией и федеральными законами (ст. 133). При этом право самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий основывается на возможности судебной защиты этого права.

В законе №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в ст. 14 указывается, что запрещается органам государственной власти и государственным должностным лицам осуществление полномочий местного самоуправления. Так, согласно ст. 6 названного закона, муниципалитеты имею экономическую и финансовую самостоятельность. Данное право присваивается с учетом разграничения предметов ведения между муниципальными образованиями.

Кроме того, муниципалитеты, согласно собственным уставам приобретают собственную компетенцию в решении вопросов местного значения. Устав муниципалитетов содержит также компетенция и сроки полномочий органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.