Файл: Система органов местного самоуправления (Менеджмент).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
- формирование финансовой основы местного самоуправления;
- формирование местной материальной базы;
- разделение источников дохода между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;
- определение процедур взаимодействия уровней власти при закреплении доходных источников местных бюджетов.
Для того, чтобы разграничить источники дохода между исследуемыми субъектами, необходимо проводить по видам и закреплении на долгосрочной основе. Это будет стимулировать развитие доходных источников и их эффективному использованию.
Основной источник бюджета - налоги. Поэтому источником муниципального бюджета могут явиться реальные налоги. На источники реальных налогов, органы местного самоуправления могут непосредственно влиять контролировать их. Также муниципальные органы должны иметь право устанавливать собственные налоги.
Так, регулирующим налогом традиционно выступает подоходный налог с граждан.
Сегодня надо установить нижнюю планку объема поступлений в местные бюджеты. Для этого следует ввести критерии, которыми будут руководствоваться органы государственной власти:
- закрепление за муниципальными бюджетами источники дохода, обеспечивающие минимальный объем поступлений в бюджет.
- установление государственных социальных стандартов, обеспечивающие удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований;
- установление собственных доходных источников бюджетов муниципальных образований;
- внедрение механизма регулировки.
В случае, если собственных источников бюджета у муниципалитета нет, то следует установить прямую передачу государственных средств в местный бюджет.
Рассмотрим также процедуры взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе формирования доходной базы местных бюджетов.
Как известно, субъекты Российской Федерации имеют два уровня бюджета:
- бюджет субъекта Российской Федерации;
- бюджет несоподчиненных муниципальных образований.
Сегодня доходные источники бюджета муниципального образования закрепляются законом субъекта Российской Федерации.
На сегодняшний день наблюдаются проблемы в сфере формирования проектов бюджетных законов. Бюджетная самостоятельность муниципалитетов необходима. Сегодня необходимо сформировать практику бюджетного планирования муниципалитетов на 4 - 5 лет. Так, появится больше времени на формирование бюджета, что не вызовет обвальных объемов на этапе подготовки законопроектов.
Недостаточность финансовой базы будет препятствовать местной власти нормально выполнять свои задачи, что обусловлено дефицитом средств в федеральном бюджете. Нестабильность же финансовой базы уже сегодня можно урегулировать посредством налаживания межбюджетных отношений и совершенствованием налогового и бюджетного законодательства. Так, необходимо:
- уточнить компетенцию местной власти согласно ее типу муниципального образования;
- внедрить систему эффективного распределения налогов по уровню бюджета;
- распределение налогов между уровнями власти, согласно реальной возможности сбора налога.
3.2. Совершенствование системы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления на примере города Магас
Из содержания статей 3;12 и главы 8 Конституции РФ становится ясно, что органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. При этом органы местного самоуправления могут:
- наделяться отдельными государственными полномочиями;
- участвовать в осуществлении государственных функций.
Таким образом, по сути, органы местного самоуправления являются выражением государственно-властных органов, подконтрольных государству. Это необходимо для обеспечения:
- возможности муниципальных образований определять свои внутренние административные структуры;
- соответствия местным потребностям;
- эффективного управления.
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на территории районов должны действовать три властные структуры:
- управа района;
- муниципальное образование во главе с руководителем муниципального образования;
- муниципалитет, возглавляемый руководителем муниципалитета.
Данная система легальна, но не легитимна. Ясно, что такая структура раздута и неэффективна с экономической точки зрения.
Так, рациональным предложением можно считать объединение управы и муниципалитета.
Для этого следует передать государственные полномочия управы муниципалитету, согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству».
В результате этого действия в районах вместо управы будут действовать муниципалитеты, наделенные рядом государственных полномочий. Для этого также необходимо изменить порядок назначения руководителя муниципалитета.
Определим критерии оценки эффективности работы системы взаимодействия органов государственного и местного управления Города Магас. В данном случае основной критерий - качество жизни населения.
Для повышения эффективности системы управления требуют решения следующие задачи (приложение 2):
Для этого необходимо определить структуру и функции системы управления.
Для повышения эффективности работы органов местного самоуправления, необходимо законодательное определение принципов ее работы. Так, нормы федерального законодательства, регулирующие сферу местного самоуправления должны быть:
- полным;
- непротиворечивым;
- системным.
Согласно исследованиям, регулирование основных вопросов местного самоуправления ведет к отрицательным результатам. Так, обязанностями органов государственного управления являются:
- развитие местного самоуправления в России;
- укрепление местного самоуправления финансово и организационно;
- усиление контроля деятельности органов местного самоуправления.
Для осуществления этих целей необходимо:
· закрепить доходные источники местных бюджетов на долговременной основе;
· усилить собственную доходную базу в виде местных налогов и сборов;
· отнести территорию муниципального образования к ведению муниципальных властей;
· принять закон о передаче объектов федеральной собственности, представляющих интерес для местного сообщества, в муниципальную собственность;
· усилить ответственность выборных лиц местного самоуправления не только за исполнение законов, но и за результаты своей деятельности;
· определять компетенцию и принципы формирования местных бюджетов в соответствии с типом муниципального образования, принять закон о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
· скоординировать на федеральном уровне работу по стратегическому планированию городов;
· усилить требования к квалификации муниципальных служащих.
Для того, чтобы перераспределить источники бюджетов муниципалитета в пользу муниципалитетов, необходимо собирать100 % видов налогов:
- подоходного налога;
- налога на имущество;
- сборов с малого бизнеса.
Однако здесь существует опасность усиления дифференциации муниципальных образований по доходу.
В каждом субъекте Федерации должны быть созданы:
- советы муниципальных образований;
- консультативные палаты по вопросам МСУ.
Также необходимо осуществлять подготовку профессиональных муниципальных служащих.
Так, согласно статистике, 60 % муниципальных служащих имеют высшее образование.
В основном это педагогическое или сельскохозяйственное образование.
Число муниципальных служащих с высшим юридическим образованием составляет 1,7 %, высшим экономическим - 15 %.
Для подготовки муниципальных служащих необходимо создавать сертифицированные центры подготовки специалистов для МСУ с учетом особенностей муниципального управления.
Прием на муниципальную службу должен осуществляться на конкурсной основе, регламентируемой на федеральном уровне. Жалованье государственного служащего должно быть установлено на уровне управленцев крупных структур и зависеть от:
- квалификации;
- качества.
Также требует доработки нормативно-правовая база муниципальной службы.
В процессе анализа системы муниципального управления Города Магас было выявлено, что она эффективна и работоспособна.
Для снижения рисков дестабилизации ситуации на рынке труда и увеличения массовых высвобождений и сокращений численности работников необходимо:
сохранить стабильное положение на рынке труда;
организовать проведение мониторинга ситуации для принятия незамедлительного реагирования;
провести мероприятий по недопущению необоснованных сокращений;
принять меры, направленные на соблюдение социально-трудовых гарантий высвобождаемых работников (приложение 3).
Таким образом, необходимо проводить мероприятия в сфере политики занятости:
- проведение общественных работ;
- временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;
- трудоустройство безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
- трудоустройство граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального, среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, выпускников ВУЗов.
При этом наблюдается разобщенность деятельности, ликвидируемая посредством применения централизованной структуры управления. На сегодняшний день требуется:
- разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- координация деятельности государственных и местных властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в круг полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления входят полномочия, закрепленные Законом об общих принципах организации местного самоуправления.
Для любого правового государства главным вопросом в управлении является разграничение предмета ведения и компетенции между:
- Органами государственной власти;
- Муниципалитетом.
От эффективности решения данного вопроса зависит эффективность и успешность развития государства. Основной показатель успешности разграничения круга вопросов ведения федеральной власти и муниципальной - способ разграничения предметов ведения.
В исследованиях выделяются два основных способа разграничения предметов ведения:
- дуализм;
- кооперация.
На основании того, какой из указанных способов избран для разграничения предметов ведения, можно судить о наличии признаков дуализма или кооперации в управлении.
Модель такого разграничения полномочий основана на моделировании, которое является методом познания и организации действительности. В России данный метод нашел применение из-за следующих разнообразий:
- природно-климатические;
- социально-экономические;
- политические;
- национально-культурные;
- иные особенности местной жизни.
Существует принцип деконцентрации в России выражен посредством института территориальных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, действующих в муниципалитетах[24].
Федеральное законодательство содержит разграничение полномочий государственных органов и муниципалитетов. В данном законодательстве присутствует:
- разграничение полномочий государственной власти в сфере местного самоуправления;
- определены функции;
- определены предметы ведения муниципальных образований;
- определены полномочия органов местного самоуправления.
В Конституции РФ указано, что местное самоуправление независимо и не является частью системы органов государственной власти Российской Федерации[25].
Деятельность муниципалитетов должна быть связана с органами государственной власти. Поэтому проблема такого взаимодействия достаточно актуальна.
Кроме очевидных вертикальных - властно-ориентированных - связей данных органов выделяют также горизонтальные. Такие связи характерны при наделении органов местного самоуправления рядом государственных полномочий.
Существуют исследования по выявлению избыточных или недостаточных полномочий органов государственной власти в сфере местного самоуправления.
Так, семь из 22 муниципальных образований не видят избыточных (не свойственных, не целесообразных для реализации) полномочий в общем списке вопросов местного значения согласно Федеральному закону № 131 -ФЗ[26].