Файл: Система органов местного самоуправления (Менеджмент).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Модели взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления

1.2. Механизм взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

2.1. Особенности отдельных направлений взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

2.2. Концепции моделей местного самоуправления

ГЛАВА 3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МАГАС

3.1. Анализ осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий на примере города Магас

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательством устанавливается запрет на передачу полномочий органов местного самоуправления ассоциациям и союзам муниципальных образований, создаваемым муниципалитетами для:

  • координации своей деятельности;
  • повышения эффективности осуществления прав и интересов.

Согласно уставу, муниципалитеты вправе при наличии соответствующего договора осуществлять передачу части своих полномочий иным органам местного самоуправления.

В качестве иллюстрации можно привести пример, когда в составе территории, на которой расположено несколько муниципалитетов, совместным решением органов местного самоуправления организуется общий орган, которому делегируются отдельные полномочия органов местного самоуправления.

Также законодательно закрепляется запрет на рассмотрение по собственной инициативе вопросов, отнесенных к компетенции иных органов местного самоуправления. Муниципальные образования не могут быть подчинены друг другу.

Если в уставе муниципального образования допускается подобное действие, то органы муниципалитетов вправе осуществлять передачу полномочий органам территориального общественного самоуправления. При этом необходимо учитывать задачи и функции, осуществляемые данными органам. В состав компетенции также могут быть включены государственные полномочия, переданные муниципалитетам в соответствии с законом.

В России органы местного самоуправления обладают «позитивной» нормотворческой компетенцией.

Так, система правового регулирования муниципальных образований России выглядит следующим образом[11]. Правовое регулирование — это целенаправленное воздействие на общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств[12].

В ст. 12 Конституции РФ устанавливается основа конституционного строя - местное самоуправление, которые есть одно из важнейших прав населения РФ. В главе 8 Конституции содержатся нормы, которые регулирует местное самоуправление посредством системы правовых гарантий. Юридические гарантии — это система правовых иорм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты[13]. Такими гарантиями является:

  • право на судебную защиту местного самоуправления;
  • запрет на ограничение прав местного самоуправления;
  • право на муниципальную собственность и местный бюджет как экономическую основу местного самоуправления.

Направление развития местного самоуправления устанавливается законом №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». В данном законе содержатся основы местного самоуправления РФ:

  • территориальные;
  • правовые;
  • организационные;
  • экономические.

При этом субъекты РФ вправе регулировать вопросы местного значения, если это прямо установлено законом №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». Данный закон, как уже упоминалось, является частью реформы местного самоуправления 2003-2009 годов. Цель рассматриваемого закона – установление основных аспектов муниципального управления, построение модели организации муниципальной власти.

Также существуют и другие источники муниципального права, такие как:

  • Гражданский кодекс[14];
  • Жилищный кодекс РФ[15];
  • Земельный кодекс РФ[16];
  • Градостроительный кодекс РФ[17];
  • Федеральный закон от 21.07.2005 N 97-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»[18];
  • Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»[19];
  • Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[20];
  • Постановление Правительства 2006 года «О предоставлении статистических показателей о социально-экономическом развитии муниципальных образований».

В гражданском кодексе имеются нормы, которые регулируют:

  • вопросы правового режима муниципальной собственности;
  • вопросы деятельности муниципальных предприятий и учреждений.

Жилищный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ являются кодифицированными законами, регулирующие базовые отношения в области совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Названные акты закрепляют полномочия органов местного самоуправления в определенной отрасли общественных отношений.

Законы «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» являются правовыми актами, регулирующие отдельные аспекты муниципального управления.


Отдельный закон федерального уровня регулирует отношения по поводу:

  • муниципальной службы;
  • статуса муниципальных служащих;
  • предоставления субъектам Российской Федерации полномочий по регулированию муниципальной службы

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» регулирует вопросы выборов и референдума в муниципальных образованиях.

Президент Российской Федерации регулирует деятельность органов местного самоуправления опосредованно – путем издания указа об утверждении оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Правительство РФ представляет собой высший орган исполнительной власти в РФ. Правительство РФ определяет социально-экономическую эффективность деятельности органов местного самоуправления, например, путем издания постановления Правительства 2006 года «О предоставлении статистических показателей о социально-экономическом развитии муниципальных образований». Правительство посредством издания постановлений ведет утверждение границ муниципалитетов, ведет государственный реестр муниципальных образований.

ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что субъекты РФ вправе осуществлять нормотворческую компетенцию в сфере организации и функционирования местного самоуправления. Право на правотворчество, принадлежащее органу исполнительной власти, – это важнейший элемент его компетенции, характеризующий государственно-властную природу исполнительного органа[21]. В состав этой компетенции входит[22]:

  1. Установление статуса муниципальных образований;
  2. Изменение границ муниципальных образований;
  3. Порядок выдвижения инициативы проведения местного референдума и порядок его проведения и подготовки;
  4. Преобразование муниципальных образований;
  5. Случаи и порядок финансирования обязательств органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения из регионального бюджета;
  6. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ;
  7. Порядок выборов органов и должностных лиц местного самоуправления;
  8. Порядок голосования по отзыву выборных должностных лиц местного самоуправления;
  9. Административная ответственность за нарушение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления;
  10. Наименование органов местного самоуправления;
  11. Гарантии деятельности депутатов и выборных лиц местного самоуправления;
  12. Условия (типовая форма) контракта для главы местной администрации в части осуществления государственных полномочий;
  13. Правовое регулирование муниципальной службы (в соответствии с ФЗ)
  14. Отдельные бюджетные полномочия.

Основой значительной законодательной базы регионов явились именно эти полномочия.

Так, можно заключить, что структуру системы правового регулирования местного самоуправления в России составляют уровни власти, а основой ее выступает разграничение компетенции между различными субъектами.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Институт местного самоуправления является основой института местного самоуправления. Также существующий принцип деконцентрации нашел свое выражение в институте территориальных органов государственной власти субъектов Федерации, ведущих свою деятельность в муниципалитетах.

Таким образом в данной главе были рассмотрены структура органов государственной и муниципальной власти, были обнаружены сходства и различия в ее оформлении и формировании.

Также были рассмотрены формы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, среди которых выделены:

  • вертикальная (властная);
  • горизонтальная (партнерская).

Моделями взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления являются:

I) сущностная;

2) функциональная;

3) организационно-структурная;

4) материально-финансовая;

5) правовая;

6) территориальная.

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

2.1. Особенности отдельных направлений взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Согласно ст. 18. Устава структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют:

- Совет депутатов муниципального района;


- глава муниципального района;

- администрация муниципального района;

- контрольно-счетная палата муниципального района.

На органы и должностные лица муниципального района возлагается обязанность по предоставлению государственным органам, специально на то уполномоченным, определенных документов по осуществления государственных полномочий, делегированных на уровень муниципалитета.

Кроме того, муниципалитеты вправе играть определенную роль в осуществлении государственных полномочий, которые не передавались в компетенцию муниципалитета, в случае если, в связи с этим муниципалитету не были переданы финансовые средства.

Иными словами, если муниципалитет обязан осуществлять часть государственных полномочий за счет средств муниципального бюджета.

Исключение составляют целевые средства, переданные муниципалитету и, если подобное участие муниципалитета закрепляется в нормах федерального законодательства.

Кроме того, муниципалитеты вправе осуществлять за счет средств муниципального бюджета государственные полномочия по поводу осуществления:

  • мер социальной поддержки;
  • мер социальной помощи.

В этом случае не играет роли наличие или отсутствие соответствующих положений в законодательных актах.

Таким образом, можно заключить, что формой взаимодействия муниципалитета и государственной власти является вертикальная. Т.к. отсутствует договор о разграничении полномочий, данный вопрос решается административными методами путем передачи части полномочий по решению государственного органа власти.

Рассмотрим правовые основания государственного контроля деятельности органов местного самоуправления.

Согласно ст. 4 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выделяют правовые основы функционирования муниципалитетов[23].

Таким образом, недостатками взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти является отсутствие договора о разграничении полномочий, координационных и консультативных органов, совместных рабочих групп.

Также отсутствует возможность направления предложений и обращений органов местного самоуправления в органы государственной власти.

Сегодня важной проблемой, требующей решения, выступает организация контроля деятельности государственного служащего.

Действующая система контроля в городе Магас классифицируется как «классическая».