Файл: Налоги как цена услуг государства (Финансы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рисунок 6. Структура доходов консолидлированного бюджета в РФ за 2017г.

Динамика налоговых поступлений в консолидированнй бюджет РФ за 2017г. представлен на рисунке 7.

Рисунок 7. Динамика налоговых поступлений в консолидированнй бюджет РФ за 2017г.

Из рисунков видно, что налоговые поступления в 2017г. составили 30% от обьема всех доходов. Наибольший обьем налоговых поступлений составляют НДПИ, налог на прибыль, НДС.

На рисунке 8 показана структура доходов федерального бюджета по налоговым поступлениям за 2017г.

Рисунок 8. Структура доходов федерального бюджета в 2017 г.

Таким образом, в ходе анализа было выявлено, что налоговые поступления формируются, в основном, за счет НДПИ, НДС, а также НДФЛ и налога на прибыль.

Роль налоговых поступлений в формировании доходов Российской Федерации заключается в том, что они считаются наиболее важным инструментом регулирования взаимоотношений в экономике, и занимают более половины доходов бюджета РФ.

Одним из мер по мобилизации поступления налогов в бюджетную систему РФ является совершенствование налогового администрирования. На данном этапе все большим резервом роста налоговых поступлений становится система налогового администрирования,

Таблица 3

Поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет за 2016-2017 г. (млрд. руб.)[24]

Показатель

2016

2017

Поступило в консолидированный бюджет РФ, «федеральные налоги и сборы»,всего

12 126,0

12 770,4

Налог на прибыль организации

2 442,2

2 677,9

Налог на доходы физических лиц

2 805,2

3 017,2

Налог на добавленную стоимость

2 589,4

2 808,3

Акцизы

1 020,9

1 297,2

Налог на добычу полезных ископаемых

3 226,8

2 929,3

Остальные налоги и сборы

41,4

40,6

Из таблицы видно, что основными налоговыми пополнениями в казну государства являются: налог на добычу полезных ископаемых и налог на доходы физических лиц, у которого мы замечаем устойчивую тенденцию роста поступления. Структура поступления налогов и сборов за 2017 год представлена на рисунке 9.


Рисунок 9. Структура поступления налогов и сборов за 2017 г.

Об огромном значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации за период с 2015 по 2017 год, представленные в таблице 4.

Таблица 4

Доля НДФЛ в налоговых доходах бюджетной системы РФ (млрд. руб.)

Год

Значение НДФЛ в консолидированном
бюджете РФ

Значение НДФЛ в
консолидированном бюджете субъектов РФ

Консолидированный
бюджет РФ, всего

В т.н.
НДФЛ

Доля,

%

Консолидированный бюджет
субъектов
РФ, всего

В т.ч.
НДФЛ

Доля, %

1

2

3

4

5

6

7

2015

13 720,4

2806,5

20,5

6 905,8

2806,5

40,6

2016

14 386,1

3017,2

20,9

7 551,4

3017,2

39,9

2017

17 197,1

3251,1

18,9

8 179,11

3251,1

39,7

Как мы видим, динамика налоговых поступлений в период 2015 по 2017 год была незначительной, доля НДФЛ в доходах консолидированных бюджетов РФ составила от 20,5 %до 18,9%. Значимость налога на доходы физических лиц в консолидированном бюджете субъекта РФ достаточно высока, так как его доля составляет практически 40% за рассматриваемые периоды. Для наглядности отобразим значение НДФЛ в рис. 10.

Рисунок 10. Структура поступления НДФЛ по уровням бюджета за 2015-2017 г.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на доходы физических лиц имеет большое значение для бюджета РФ. НДФЛ занимает одно из основных мест в налоговой системе РФ, непосредственно влияя как на построение налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан.


2.2. Тенденции изменения налогообложения в России в 2019 году

В 2018 г. в Государственной Думе был утвержден ряд законов, которые начинают свое действие с наступления 2019 г.

Правительство вводит в стране экологический налог для организаций, ИП и физлиц. Компании и ИП должны платить новый налог — экологический. От уплаты никто не освобожден, даже малые компании и ИП.

Власть разработала проект, которым в Налоговый кодекс РФ вносится новая глава «Экологический налог».

Объект налогообложения — негативное воздействие на окружающую среду в результате: выброса в атмосферный воздух стационарными источниками загрязняющих веществ, включенных в перечень; сброса в водные объекты сточных вод, содержащих вещества, включенные в перечень; образования, хранения, захоронения, накопления, размещения отходов производства и потребления каждого класса опасности.

В течение налогового периода налогоплательщики должны уплачивать в бюджет авансовые платежи. При этом компании, которые относятся к малым, авансы не уплачивают, а сразу платят налог по итогам года.

Президент Владимир Путин поручил руководителю ФНС Михаилу Мишустину провести пилотный проект по отработке технологии работы с самозанятыми с 1 января 2019 г.

Технологию планируется протестировать в четырех регионах: Москва, Московская и Калужская области, Татарстан. Ранее эти регионы участвовали в пилотном проекте по внедрению онлайн-касс.

Приложение позволит регистрироваться в налоговой службе, не приходя в центры регистрации, и осуществлять платежи фактически без налоговой отчетности, без сдачи каких-то специальных справок и документов.

В Краснодарском крае, Крыму, Ставропольском и Алтайском крае введен Курортный сбор. Остальные регионы с 2020 г. могут получить право взимать до 2% от цены проживания по аналогии с курортным сбором. Пилот может быть реализован в 2019 г. Санкт-Петербурге.

Предлагается в рамках Налогового кодекса создать некий инструмент —туристический сбор, который давал бы регионам возможность получать дополнительные доходы на гостях, приезжающих из других регионов или стран.

С 1 января 2019 г. налоговая нагрузка выросла по многим налогам. Так, малые компании с 2019 г. платят взносы за работников по ставке 30% вместо 20%. Рост налогов затронул плательщиков УСН, ЕНВД, патента.


Крупным компаниям подняли налоги в нефте-газовой сфере, производителям подакцизных товаров — акцизы. Кроме того, выросла ставка НДС с 18 до 20%. За все эти повышения заплатят потребители и продавцы. По некоторым позициям введено солидарное разделение убытков. Например, если продавцы заложат рост налогов (акцизов на бензин, НДС) полностью в цену товара, то упадет спрос. Если возьмут полностью рост налогов на себя — упадет прибыль. Поэтому и будет паритетное разделение роста налогов, которое отрегулирует рынок.

Вопрос о повышении налога на доходы физических лиц остается открытым. Инициатором повышения НДФЛ выступает Министерство финансов, которое рассчитывает увеличить поступления в казну до 1,5 триллиона рублей в год. Таким образом, у государства будет больше возможностей финансировать различные социальные программы.

В министерстве финансов предлагают увеличить НДФЛ на 2%, при этом сократить вычеты по страховым взносам до 21%.  Министерство экономического развития настаивает на увеличении НДФЛ до 15%, а также поднятии НДС до 21%. В качестве компенсации рассматриваются снижение страховых взносов до 21% и внедрение вычета в размере прожиточного минимума.

Во фракции ЛДПР предложили полностью убрать этот налог для тех, кто зарабатывает менее 15 тысяч рублей. Для остальных граждан будет действовать следующая градация: доход от 180 000 до 2,4 млн руб. в год – 13%; от 2,4 млн до 100 млн руб. в год – 30%; от 100 млн и выше – 70% + 29,6 млн.

Реформация фискальной системы производиться будет, но ее условия пока не утверждены окончательно.

С 2019 г. акцизы на товары выросли на 10%. Изменились акцизы на табачную продукцию. Увеличение акцизов также коснется российских вин. Если ранее для данной продукции предполагались льготы, в отличие от импортных вин, то сейчас их решили уровнять. Раньше российские производители платили сбор в 18 рублей за каждый литр, теперь цена возрастет до 36 руб.

Наиболее масштабным является повышение ставок на топливо. Если сигареты и алкоголь – это продукция не первой необходимости, то цена на топливо косвенно влияет на стоимость любых товаров. Акцизы планируют увеличить на 30%.

Несмотря на ожидаемые увеличения социального обеспечения, новые налоги ударят непосредственно по карманам конечных потребителей. Повышение налога на добавочную стоимость, совершенно закономерно, вкладывается в стоимость товара, которую платит обычный гражданин. Таким образом, это приведет к росту цен на продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Также, прогнозируется увеличение стоимости стройматериалов и недвижимости на 3%. По мнению экспертов, стремительный рост цен спровоцирует ухудшение уровня инфляции, и вместо запланированных 3,6% показатели могут возрасти до 5%.


Выводы

Основная часть поступлений доходов федерального бюджета в 2013–2017 гг. обеспечена поступлениями налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых и вывозной таможенной пошлины. На долю указанных доходов в 2017 г. приходится 73,9% всех доходов федерального бюджета, при этом по сравнению с 2013 г. их доля в общем объеме доходов снизилась на 3,9 процентного пункта.

Показатели собираемости налогов дают представление о том, насколько полно происходит сбор налогов, и какой потенциал в данном направлении имеется. Данные о собираемости налогов показывают, что в целом по России собираемость налогов находится на уровне развитых стран. Обращает на себя внимание, что доля недоимки во всех регионах после корректировки повысилась. Это свидетельствует о том, что уровень налоговой дисциплины крупнейших налогоплательщиков выше, чем у остальных категорий налогоплательщиков.

Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации

Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы в условиях развивающегося рынка.

Однако, несмотря на постоянное совершенствование, она не лишена недостатков.

Так, не решен вопрос об оптимальной величине налога на добавленную стоимость. Российский НДС сегодня является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25% (Швеция, Дания). Многие экономисты являются сторонниками снижения НДС, считая, что это должен быть постепенный процесс – на 1–2 пункта.

Много вопросов вызывает освобождение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на двенадцать последовательных налоговых периодов от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех налоговых периодов налоговая база данных налогоплательщиков не превысила одного миллиона рублей. Подобное положение, по существу, создает возможность ухода от налогообложения. Налоговые органы отмечают тенденцию дробления определенной части субъектов малого предпринимательства. Стремление законодателей обеспечить и усилить поддержку малого бизнеса понятно. Но государство должно защищать свои бюджетные интересы, устраняя возможности разного рода финансовых махинаций.