Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы налогов как цены услуг государства
1.1. Понятие налогообложения и налоговой системы
Глава 2. Анализ налогов в Российской Федерации
2.1. Оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ
2.2. Тенденции изменения налогообложения в России в 2019 году
Глава 3. Пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что действующая налоговая система определяет уровень доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в конечном итоге – темпы экономического развития государства. В этой связи особое значение приобретает максимизация использования возможностей налогообложения для реализации финансового потенциала Российской Федерации, определения перспектив совершенствования налоговой политики страны.
Цель работы – исследовать налоги как цену услуг государства на примере Российской Федерации и определить пути совершенствования налоговой системы.
Для реализации цели в работе поставлены следующие задачи:
-
- исследовать сущность налоговой системы государства;
- провести анализ поступления налогов в Российской Федерации;
- определить пути совершенствования налоговой системы Российской Федерации.
Предметом исследования выступает налоговая система государства.
Объектом исследования являются налоги Российской Федерации.
Теоретической и методологической базой работы служат фундаментальные положения экономической науки, диалектический метод познания, эволюционно-системный подход к анализу экономических ситуаций, достижения отечественной и зарубежной теории и практики в области финансов и налогов.
Информационной и эмпирической базой исследования являются законодательно-нормативные, методологические, методические и инструктивные материалы; статистические данные налоговых, финансовых органов и органов статистики; данные периодических изданий; теоретические и практические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных специалистов по налогообложению.
Методы исследования: сбор и обработка статистической информации, анализ, синтез, методы экономического анализа: сравнение, вертикальный и горизонтальный анализ, табличный метод, графический метод.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы налогов как цены услуг государства
1.1. Понятие налогообложения и налоговой системы
Появление налогообложения связано с переходом от присваивающей к производящей экономике, разложением родоплеменных сообществ, переходом к соседской общине, зарождением протогосударств и главное, постепенной индивидуализацией труда и потребления, приводящее к становлению частной собственности[1].
Обособление частных интересов от интересов общества сохранило общие для всех его участников нужды и потребности (охрана территории, собственности, жизни), удовлетворение которых было возможно лишь совместными усилиями. Для этого потребовалось, чтобы члены сообщества периодически отдавали часть своих доходов (сначала в натуральной, а потом в денежной форме) в специальный совместный (общий) фонд. Такие расходы для них стали носить публичный (общественный) характер, поскольку формируемый при этом фонд служил интересам всех индивидуумов[2].
В той или иной форме существуют практически со времен возникновения самого общества и государства. Очевидно, что в тот же период начала формироваться определенная процедура исчисления и уплаты налога или говоря современным языком «механизм налогообложения». В совокупности, налоги и налогообложение способствовали появлению особого рода общественно значимой деятельности, современное название которой, как представляется, соответствует таким понятиям как «налоговая деятельность» или «фискальная деятельность»[3].
Изначально налоги составляли незначительную часть общественных фондов, поскольку публичные затраты в основном покрывались за счет добровольных пожертвований, военной добычи, дани с покоренных народов, доходов от общинной собственности. В структуре налогообложения того времени преобладали косвенные налоги в виде различного рода торговых пошлин[4].
В средние века (V–XV вв.) налоговая система представляла собой совокупность случайных и бессистемных платежей и повинностей, нередко уплачиваемых на основе обычаев, религиозно-этических и договорных норм. Господство натурального хозяйства обусловило уплату налогов в натуральной форме и в виде личных повинностей (военных, служебных). Как следствие, налоги по-прежнему не являлись преобладающим источником государственных доходов того времени. И лишь в период позднего Средневековья, увеличивающиеся потребности властей в финансовых ресурсах, стали причиной появления множества новых налогов. В ответ на возрастающее налоговое бремя, население с целью обуздать неограниченную власть и произвол монархов в сфере налогообложения, вступает во многие социальные конфликты и потрясения[5].
Период нового и новейшего времени (ХVI–ХХ вв.) отличается меньшим количеством налогов и их большим однообразием: формы налогов становятся более определенными, правила налогового администрирования – более выработанными и при выборе оказывается предпочтение таким податным источникам, которые обещают более крупный доход[6].
В отличие от большинства европейских государств, история налогообложения в России насчитывает немногим более тысячелетия. Финансовое устройство Древней Руси начало складываться во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX века.
Для древнерусской системы налогообложения было характерно взимание дани, которая поступала в княжескую казну двумя способами: 1) «повозом» (дань привозилась подвластными племенами князю в Киев) и 2) «полюдьем» (сбор дани осуществлялся напрямую князем или княжеской дружиной). Вплоть до ХVIII в. налоги именовались податями. Их уплата происходила в натуральной форме – медом, мехами, сельскохозяйственной продукцией, а также выполнением различных государственных повинностей (гужевых, строительных, военных и иных обязательных работ) [7].
В начале ХХ века структуру основных налоговых доходов бюджетов составляли: прямые налоги – поземельный налог, подомовой, или квартирный налог, промысловый налог, подоходный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги – различные виды акцизов (табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный налоги). Существующая в этот период налоговая система отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела определенного принципа формирования[8].
После Октябрьской революции 1917 г. число обязательных платежей сократилось за счет упразднения некоторых так называемых «царских» налогов. Так, вследствие ликвидации частной собственности на землю был отменен поземельный налог. Национализация промышленности привела к упразднению промыслового налога. Городская недвижимость перестала облагаться налогами с городских недвижимых имуществ. Основным же доходным источником стали выступать эмиссия и прямые изъятия классового характера – конфискации, контрибуции, продразверстка[9].
Коренное изменение системы налогообложения в России произошло с переходом к рыночной экономике.
Налоги небезосновательно считаются одним из признаков общества и государства, поскольку нормальное существование последнего без стабильных налоговых поступлений маловероятно или вовсе невозможно. Само же поступление налогов в распоряжение публично-правовых образований является результатом сложного процесса налогообложения. Таким образом, налоги и налогообложение при всей их, на первый взгляд, схожести, не являются разными определениями одного явления. Налоги представляют собой, прежде всего, законодательно установленные и потенциально возможные к получению бюджетами в налоговых отношениях от организаций и физических лиц денежные платежи. Налогообложение следует рассматривать как законодательно регламентированный процесс исчисления и уплаты (исчисления, удержания и перечисления – для налоговых агентов) организациями и физическими лицами налогов в бюджетную систему РФ. Другими словами, налогообложение, в отличие от налогов, реально способствует такому изменению налогового отношения, при котором потенциальная возможность уплаты налога, как правило, трансформируется в конкретную налоговую обязанность лица[10].
Налоговая система понимается как единство входящих в нее налогов и сборов. Специфика налоговой системы заключается в особенностях каждого из составляющих ее элементов - налогов и сборов, а также в продуктивной взаимосвязи между ними[11].
Согласно Налоговому кодексу РФ[12] под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[13].
Рассмотрим принципы налогообложения.
1. Принцип законности налогообложения. Реализуется в двух аспектах.
Во-первых, нормы права соблюдаются всеми участниками налоговых правоотношений, в том числе государством (сфера реализации права). Во-вторых, правотворчество должно осуществляться законодателем в соответствии с требованиями к форме и содержанию, а также в соблюдении процессуального порядка подготовки, принятия, введения в действие нормативных правовых актов. Принятые нормативные правовые акты не должны противоречить вышестоящим по юридической силе (сфера правотворчества) [14].
В ст. 57 Конституции РФ закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Так, законно установленными считаются налог или сбор, взимаемые только на основе закона. Лишь закон, отличный качествами определенности, стабильности и особым порядком принятия, может служить источником достоверных данных для исполнения налоговой повинности налогоплательщиком[15].
2. Принцип всеобщности и равенства, или принцип недискриминаиии.
Суть данного принципа состоит в том, что право распространяет свое действие на всю территорию Российской Федерации, всех физических и юридических лиц. Статья 56 Налогового кодекса РФ регламентирует запрет на установление налоговых льгот индивидуального характера, так как налоговое бремя, сниженное для одних налогоплательщиков, автоматически возрастает для других.
3. Справедливость налогообложения. Закреплена в ст. 56 Налогов ого кодекса РФ. Так, принцип справедливости означает, что при установлении
налогов и сборов должна учитываться фактическая способность их уплаты
налогоплательщиком[16].
4. Принцип единства системы налогов и сборов. Происходит из принципа единства экономического пространства, согласно которому не допускается установление налогов, нарушающих единое экономическое пространство страны. Единство системы налогов и сборов обеспечивается единой системой федеральных налоговых органов. Так, федеральные налоговые органы относятся к ведению Российской Федерации, в свою очередь, региональные
налоговые органы являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ. Следует отметить, что исчерпывающий перечень налогов и сборов закреплен Налоговым кодексом РФ. Так, не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ[17].
5. Принцип определенности налогообложения. В законодательстве должны быть четко сформулированы все элементы налогообложения, то есть определены конкретный налог или сбор, время уплаты, а также порядок его
исчисления и уплаты. Взимание налога, не соответствующего принципу
определенности, не допускается. Данный принцип обеспечивает контролируемость системы налогов и сборов: с одной стороны, способствует добросовестному исполнению налогоплательщиками своих обязанностей, а с другой - предотвращает возможные злоупотребления со стороны законодательных и правоприменительных органов[18].
6. Принцип самоначисления заключается в том, что налогоплательщик
самостоятельно определяет налогооблагаемую базу при налогообложении,
рассчитывает размер налога и уплачивает его в бюджет, а налоговые органы контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность
уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.
Принципы налогообложения отличаются стабильностью и не могут подлежать изменению вместе с текущей налоговой политикой государства.
Они должны служить ориентиром при формировании налоговой политики
России. При регулировании налоговых отношений принципами налогообложения должны руководствоваться законодательные органы всех уровней власти, а также все субъекты налоговых правоотношений. К тому же они имеют огромное значение для правоприменения, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами[19].
Таким образом, принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации[20].