Файл: Налоги как цена услуг государства (Финансы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2. Классификация налогов

Под классификацией налогов понимается их группировка, обусловленная определенными целями и задачами[21]. На сегодняшний день существует немалое количество различных классификационных признаков налогов. Однако все действующие классификации налогов принято сводить к нескольким основным типам, в числе которых традиционная система налогообложения и международные классификации. В основе традиционной системы налогообложения лежит деление налогов на несколько классов: прямые налоги; косвенные налоги; сборы и пошлины[22]. В основу международной классификации налогов и сборов положен критерий деления налогов по объекту налогообложения. Внутри групп, сформированных исходя из объекта налогообложения, налоги подразделяются далее по различным классификационным признакам (к примеру, исходя из субъекта налогообложения: взимаемые с физических и с юридических лиц).

Основные классификационные признаки налогов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Классификация налогов[23]

Классификационный признак

Виды налогов

Характеристика видов

1

2

3

4

1

По способу взимания

Прямые

Налоги, взимаемые с имущества или доходов физических или юридических лиц.

Косвенные

Налога на товары и услуга, включаемые в цену товара, то есть это налоги, уплачиваемые потребителями.

2

По объекту обложения

Налоги на имущество

Налоги, объектом обложения которых является имущество (налог на имущество организаций)

Налога на доходы

Налоги, объектом обложения которых является доход (НДФЛ)

Ресурсные налоги

Налоги, объектом обложения которых являются какие-либо ресурсы (налог на добычу полезных ископаемых)

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Налога на действия

Налоги, объектом обложения которых являются какие-либо действия в денежной сфере (НДС)

3

По источникам уплаты

Налоги, уплачиваемые с выручки

НДС, акцизы

Налоги, относимые
на расходы

Транспортный налог, налог на имущество

Налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли

Налог на прибыль

Налоги, уплачиваемые за счет дохода

НДФЛ

4

По целевой направленности

Общие (бюджетные)
налоги

Налоги, предназначенные для образования доходной части бюджета в целом, использующиеся для общегосударственных целей

Специальные (целевые) налоги

Налоги, которые имеют строгую целевую направленность и закреплены за определенными видами расходов (к примеру, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых)

5

По субъекту обложения

Налоги, взимаемые с физических лиц

НДФЛ

Налоги, взимаемые с
юридических лиц

Налог на прибыль

Смешанные налоги

Транспортный налог

6

По уровню бюджета

Закрепленные налоги

Налоги, которые полностью поступают в тот или иной бюджет (земельный налог)

Регулирующие налоги

Разноуровневые налоги, то есть налоги, поступления от которых распределяются между соответствующими бюджетами.

7

По принадлежности к уровню управления

Федеральные

Налоги первого уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль)

Региональные

Налога второго уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (транспортный налог, налог на имущество организаций)


Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Местные

Налоги третьего уровня, которые устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствуют их муниципальных образований (земельный налог).

8

По налоговым ставкам

Твердые

Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как твердая величина (транспортный налог)

Процентные

Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как процент от какого-либо показателя (НДС, НДФЛ)

Комбинированные

Налоги, в которых налоговая ставка устанавливается как твердая величина и как процентная величина (акциз)

9

По характеру процентных ставок

Пропорциональные

Налоги, ставка по которым имеет фиксированное значение.

Прогрессивные

Налоги, ставка по которым увеличивается при достижении налоговой базой определенной величины.

Дегрессивные

Налоги, ставка по которым снижается при достижении налоговой базой определенной величины.

Безусловно, приведенный в таблице 1 перечень не является исчерпывающим. Однако в нем отражены основные классификационные признаки, приведенные в различной экономической литературе.

Выводы

Налоги, будучи особой сферой производственных отношений, являются своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Эти налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении. Налоги - не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория.

Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы в условиях развивающегося рынка.


Глава 2. Анализ налогов в Российской Федерации

2.1. Оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ

Проведем анализ налоговых поступлений в бюджет РФ.

Налоговые поступления считаются основным источником доходов государства. Налоговые поступления обеспечивают обороноспособность страны, участвуют в выплате заработной платы в бюджетной сфере, а также способствуют финансированию национальных государственных программ. При этом налоговые поступления важны для постоянного роста экономики и социального развития страны

На данном этапе развития РФ происходит разработка и создание налоговой системы, которая будет отвечать требованиям современной действительности в России .

Рассмотрим экономическое положение России. Экономика России по данным 2017 г. занимает шестое место среди стран мира по объёму ВВП по ППС. ВВП по ППС России за 2017 год составил 4008 млрд. долл.

Номинальный ВВП России за 2017 год составил 1527 млрд. долл. — по этому показателю Россия занимает 11-е место в мире

По ВВП по ППС на душу населения Россия на 2017 год занимает 48-е место. По итогам 2016 г. индекс промышленного производства составил 100,3% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Индекс промышленного производства в 2017г. по сравнению с 2016г. составил 101,0%, в декабре 2017г. по сравнению с декабрем 2016г. – 98,5%, по сравнению с ноябрем 2017г. – 108,2%. В 2017 году рост ВВП России, начавшийся в конце предыдущего года, продолжился: в I квартале он ускорился до 0,5 % к аналогичному периоду 2016 года, во II квартале — до 2,5 % в III квартале составил около 2 %.

На рисунке 2 показаны индексы промышленного производства в России за 2016- 2017гг.

Рисунок 1. Индекс промышленного производства в России за 2015-2017 гг.

Рисунок 2. Индекс промышленного производства в РФ за 2016-2017 гг.

Темпы инфляции снизились до рекордно низкого уровня.

Улучшилась ситуация на рынке труда — уровень безработицы снизился до самого низкого уровня с середины 2014 года, выросли реальные зарплаты, при этом наблюдался спад реальных доходов населения (на 1,2 % в январе-сентябре 2017 года)

Выросли объёмы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (в сумме на $4,6 млрд. за январь-август 2017 года)


По оценке Минэкономразвития России, в 2016 году объем экспорта в стоимостном выражении составил 279 млрд. долларов США, импорта - 186,7 млрд. долларов США.

Основные социально-экономические показатели представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Основные социально-экономические показатели РФ за 2017г.

В сегодняшних условиях бюджетная политика направлена на восстановление макроэкономических показателей сбалансированности бюджета, а также решение вопросов по бюджетным обязательствам нефтегазовых ресурсов, а также созданию новых условий для активизации экономики, в том числе за счет структурных преобразований в сфере здравоохранения и социальной политики.

На сегодняшний день экономика в России будет функционировать в условиях неблагоприятной ситуации на рынке и будет происходить сокращение доходов населений , спад производства. Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом.

При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день.

Рассмотрим в таблице 1 основные экономические показатели федерального бюджета за 2015-2017 гг.

Таблица 1

Основные экономические показатели федерального бюджета России в 2015 – 2017 гг. (млрд. руб.)

Показатели

Годы

Изменение

Темп

изменения. %

2015

2016

2017

2016 г.

от

2015 г.

2017 г.

от

2016 г.

2016 г.
к

2015 г.

2017 г.

к

2016 г.

Доходы федерального бюджета

13251,3

13738,5

14720,3

487,2

981,8

103,7

107,1

Расходы федерального бюджета

15486,3

16098,7

16181,4

612,4

82,7

103,9

100,5

Из таблицы 1 видно, что доходы федерального бюджета, на конец 2017 г. составили 14720.3 млрд. руб.. что на 981,8 млрд. руб. больше по сравнению с 2016 г., а в 2016 г. доходы федерального бюджета составили 13738,5 млрд. руб., что на 487,2 млрд. руб. больше по сравнению с 2015 г.


Для наглядности представим динамику показателей, характеризующих федеральный бюджет на рисунке 4.

Рисунок 4. Динамика основных показателей федерального бюджета России за 2015-2017 гг. (млрд. руб.)

Рассмотрим структуру налоговых доходов бюджета РФ для определения факторов, которые влияют на их величину и поиска резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации.

Таблица 2

Налоговые поступления в бюджетную систему РФ за 2015-2017 годы, млрд.руб.

Показатели

2015

2016

2017

Всего

13251,3

13738,5

14720,3

Нефтегазовые доходы

7520,6

7516,1

7590,9

Налог на прибыль

380,6

403,8

449,6

НДС

4202,4

4704,3

5283,9

Акцизы

797,0

933,7

1036,5

НДПИ

22,4

23,0

23,8

Таможенные пошлины

707,8

686,2

664,7

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

229,1

152,1

167,3

Прочие доходы

1064,0

1074,0

1056,0

По данным таблицы 2 видно, что за три года в федеральном бюджете наблюдается рост доходов. Налоговые поступления составляют большую часть доходов федерального бюджета. Обьем доходов от налогов составляет примерно 50%.

Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС.

Поступления администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2016 года составили 4 220,8 млрд. руб. На рисунке 5 показана динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Рисунок 5. Динамика доходов в консолидированный бюджет РФ за 2015-2017 гг.

Формирование всех доходов в 2017 года на 80% обеспечено за счет поступления НДПИ – 24%, НДС и налога на прибыль – по 20% и НДФЛ – 16%. В 2016 года совокупная доля налогов составила 80%. На рисунке 6 показана структура доходов консодидированного бюджета в РФ за 2017г.