Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 283

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внешние факторы - это социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.

Достаточно полная классификация внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятия проведена в работе Р.А. Фатхутдинова (таблица 2).

Таблица 2

Факторы конкурентоспособности предприятия по Р.А. Фатхутдинову

Внутренние факторы

Внешние факторы

- Структурные

- Ресурсные

- Технические

- Управленческие

- Рыночные

- Эффективность функционирования организации

1. Правовое регулирование сферы торговли

2. Уровень конкурентоспособности региона, отрасли, страны

3. Государственная поддержка развития предпринимательства

4. Правовое регулирование функционирования страны и региона

5. Открытость общества и рынков

6. Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона

7. Национальная система стандартизации и сертификации

8. Государственная поддержка развития человека

9. Государственная поддержка науки и инновационной деятельности

10. Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии

11. Налоговые, процентные ставки в стране и регионах

12. Система подготовки и переподготовки персонала

13. Климатические условия и географическое положение страны или региона

14. Уровень конкуренции в данной сфере деятельности

В то же время несмотря на достаточно широкий спектр данных факторов, автором не учтены такие значимые элементы в деятельности предприятия, как: психологическое состояние микроклимата в коллективе, уровень психологической поддержки и социальные факторы (профессиональная пригодность и адаптация, потенциал сотрудников).

Более точной является в этом смысле классификация факторов конкурентоспособности, предложенная В.В. Царевым (таблица 3). Данный автор проводит классификацию факторов конкурентоспособности с учетом основных областей деятельности предприятия, что значительно упрощает процесс формирования конкурентных преимуществ.


Таблица 3

Факторы конкурентоспособности предприятия по В.В. Царевым

Группа факторов

Подгруппы факторов

Определяющие удовлетворенность потребителя

Соответствие качества продукции предприятия условиям потребления; наличие на предприятии условий для повышения качества продукции; насыщение рынка товарами предприятия; наличие на предприятии тенденций к увеличению своей доли рынка; своевременность выхода продукта на рынок; приемлемость цен на продукцию

Влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности

Экономическая эффективность производства, НИОКР, внепроизводственной деятельности; производственная активность предприятия; финансовая устойчивость предприятия; объемы инвестиций

Определяющие интенсивность маркетинговых усилий

Позитивное отношение к покупателям; престижность рекламы; положительный имидж предприятия; сила конкуренции, участие в благотворительных акциях; инновационный маркетинг

Определяющие качество менеджмента

Эффективность управления трудовыми ресурсами; наличие систем управления качеством и стратегического менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала предприятия

Все перечисленные выше факторы по-разному могут воздействовать на конкурентоспособность предприятий. Однако наличие самих факторов не обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Повышение конкурентоспособности зависит от их эффективного использования. Изучение влияния различных факторов предполагает выявление сильных и слабых возможностей и угроз развития, которые оказывают факторы на деятельность предприятия.

Таким образом, анализ основных факторов конкурентоспособности предприятия позволяет сделать вывод о том, что она представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, а с другой, - характеристик внешних факторов, влияющих на него. И только при рациональном сочетании этих факторов можно обеспечить высокий уровень конкурентоспособности предприятия.


1.2 Инструменты и методы повышения конкурентоспособности организации

В условиях современной экономики, которая характеризуется появлением все большего числа хозяйствующих субъектов, усилением их экономической самостоятельности, повышением интенсивности конкуренции, успешная деятельность предприятия в долгосрочной перспективе возможна только при условии постоянного повышения его конкурентоспособности. Повышение конкурентоспособности предприятия имеет два направления. Первое - на завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества; второе - на адаптацию и прямую защиту отдельных элементов деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. И в том и в другом случае повышение конкурентоспособности предприятия предполагает формирование определенных конкурентных преимуществ, указывающих на отличие данного предприятия и его продукции (работ, услуг) от предприятий конкурентов.

Анализ конкурентных преимуществ предприятия, проведенный выше, позволяет сделать вывод о том, что существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия: рост объемов реализации продукта; улучшение качества выпускаемого продукта; уменьшение расходов; бенчмаркинг.

Одно из направлений повышения конкурентоспособности – рост объемов реализации продукта (услуг или работ). Следует учитывать, что повышение объемов реализации само по себе не принесет желаемых результатов, поскольку при этом не учитываются такие важные показатели, как величина расходов предприятия, его прибыль и т.д. При организации производственного процесса и планировании объемов в соответствии с данным методом необходимо решить ряд задач, одной из важнейших из которых является определение объема реализации продукта, при котором будет обеспечена безубыточная производственная деятельность.

Еще одно направление – это улучшение качества выпускаемого продукта, что окажет влияние на: ускорение НТП, освоение новых рынков, увеличение экспорта, процветание. Решение проблемы качества продукта поднимет имидж предприятия у покупателей, станет залогом выхода на внешний рынок, а также будет являться основой для получения максимальной прибыли.

Уменьшение расходов – это традиционный, старый и наиболее исследованный метод повышения конкурентных преимуществ. В данном случае в выигрышном положении будет находиться то предприятие, которое поведя определенный комплекс мер достигло меньших затрат, чем конкуренты. Однако в современных условиях удержать такое преимущество достаточно трудно, т.е. реализация этого метода требует четкой, скоординированной работы сотрудников по совершенствованию технологий производства, логистики и НИОКР, менеджмента персонала и организационной культуры. Предприятия, выбирающие путь усиления конкурентных затрат, постоянно анализируют затраты на всех стадиях проектирования, выпуска и реализации продукта. Важную роль здесь играют маркетологи, которые должны непрерывно заниматься мониторингом рынка, проводить функционально- стоимостной анализ, отслеживать новейшие технологии, а также расходы предприятий-конкурентов.


Еще один эффективный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия – бенчмаркинг. Бенчмаркинг – это систематический, непрерывный поиск и изучение передового опыта конкурентов и игроков смежных отраслей, постоянное сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью. На основании полученных сведений необходимо обеспечить поддержку системы постоянных улучшений результативности деятельности.

Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия должны быть закреплены в его конкурентной стратегии, которая представляет собой комплексный план действий предприятия относительно фирм – конкурентов и направлен на поддержание и улучшения предприятием своего положения на рынке.

В настоящее время существуют различные подходы к классификации конкурентных стратегий предприятия, что обусловлено возможностью формирования при их использовании различных конкурентных преимуществ. Анализ основных подходов к классификации конкурентных стратегий позволяет выделить ряд основных, которые могут обеспечить повышение конкурентоспособности современных предприятий. Это прежде всего стратегия лидерства по издержкам, стратегия индивидуализации (дифференциации), стратегия концентрации на рыночной нише, стратегия наилучшей стоимости, стратегия инновации, стратегия фокусирования.

В основу стратегии лидерства по издержкам положено создание устойчивого преимущества в затратах перед конкурентами и стремление стать поставщиком на рынок самых дешевых товаров, привлекательных для широкого круга потребителей. Широкому применению данной стратегии препятствуют такие факторы, как инфляция, несовершенство законодательства, проблемы с обеспечением сырьем и др.

Стратегия индивидуализации состоит в стремлении сделать свою продукцию уникальной, чтобы она выгодно отличалась от товаров конкурентов и за счет этого стала более привлекательной для широкого круга покупателей. Успех при реализации этой стратегии может быть обеспечен только при тщательном изучении потребностей покупателей. Правильное использование данной стратегии обеспечивает предприятиям стабильно высокую прибыль, когда дельта повышения цены на продукцию превышает дополнительные затраты на осуществление индивидуализации продукта. В то же время данная стратегия может быть неудачной, если покупатели не оценят уникальность продукта или услуги.

Стратегии концентрации на рыночной нише характеризуется сосредоточением внимания на узком участке рынка. Здесь доминирует предложение узкому сегменту рынка продукции, отвечающей его вкусам и потребности. Целевая ниша рынка может определяться региональными особенностями, вытекающими из специальных требований к продукции, или специальными свойствами товара, привлекательными для участников только этого рыночного сегмента. Задача состоит в лучшем, чем это делают конкуренты, обслуживании покупателей такой рыночной ниши.


Стратегия наилучшей стоимости заключается в том, что в ней упор делается на предложении потребителям большей реальной ценности товара путем сочетания низких издержек и дифференциации качества. Чтобы стать производителем с наилучшей стоимостью, предприятию необходимо обеспечить высокое качество продукции и придать ей нужные свойства при более низких, в сравнении с конкурентами, издержках.

Стратегия инновации может обеспечить предприятию конкурентное преимущество в получении монопольной, сверхвысокой прибыли и достижении быстрого экономического роста. Преимущество предприятия, реализующего данную стратегию, основано на том, что он является первым либо в данном бизнесе, либо на определенной территории, либо на новом рынке или его сегменте. Основные особенности конкурентного преимущества, связанного со стратегией инновации, заключаются в использовании продуктовых, технологических, организационных и других новшеств. Это сопряжено со значительным риском, однако в случае успеха обеспечивает высокую прибыль за счет установления монопольных цен. Ориентированные на инновационную деятельность предприятия должны располагать высококвалифицированным персоналом, достаточными финансовыми ресурсами для создания и выведения новинок на рынок. Такая стратегия присуща преимущественно крупным компаниям.

Применение на практике рассмотренных стратегий в чистом виде у современных предприятий встречается нечасто. Чаще используется комбинация стратегий в виде некоторого рационального сочетания стратегических приемов. Вместе с тем приведенные стратегии могут служить ориентиром будущей деятельности предприятия в зависимости от уровня его конкурентоспособности в целом и отдельных ее составляющих. Специалисты считают, что ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами абсолютно по всем характеристикам конкурентоспособности. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегий, в наибольшей степени соответствующих тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующих сильные стороны предприятия.

Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Новэкс»