Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 291
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности компании
1.2 Инструменты и методы повышения конкурентоспособности организации
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Новэкс»
2.1 Анализ внешней и внутренней среды ООО «Новэкс»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конкуренция является основой функционирования рыночной экономики. В соответствии с законами конкуренции происходит эффективное перераспределение ресурсов в народном хозяйстве, удовлетворяются потребности населения и организаций, повышается эффективность функционирования предприятий. С другой стороны, механизм конкуренции производит жесткий естественный отбор, в ходе которого выживают сильнейшие предприятия.
В условиях усиления конкуренции особое значение приобретает эффективное управление конкурентоспособностью предприятия, которое определяет не только возможность получения прибыли в текущем периоде, но и возможности устойчивого развития в будущем. Необходимость повышения эффективности управления конкурентоспособностью определяется еще и тем, что многие отечественные предприятия не готовы к активному ведению конкурентной борьбы, выявлению и завоеванию конкурентных преимуществ. Основными причинами создавшейся ситуации являются недостаточная проработанность теоретических и методологических основ построения систем обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационно-экономических механизмов реагирования на изменения внешней и внутренней среды и, безусловно, недостатки их институционального обеспечения. Все еще отсутствует единство в понимании категории «конкурентоспособность», в том числе, «конкурентоспособности предприятия»; многие предлагаемые методы оценки конкурентоспособности не отражают таких основополагающих требований как системность, динамический характер, обязательное наличие инновационной составляющей.
Все это свидетельствует о целесообразности, как с научной, так и с практической точек зрения, развития теории и методологии оценки конкурентоспособности предприятия, разработки теоретико-методологических основ построения систем обеспечения ее повышения на основе соответствующих методов и механизмов.
Необходимо отметить, что отдельные аспекты эффективного управления конкурентоспособностью предприятия раскрыты как зарубежными, так и российскими авторами: М. Портером, А.А. Томпсоном, А.Дж. Стриклендом, Д. Аакером, И. Ансоффом, К. Боумэном, Р.А. Фатхутдиновым, А.Н. Петровым, В.В. Царевым, Л.С. Егоровой и другими. В то же время необходимо отметить, что исследуема проблема не может считаться в полной мере разработанной, так как в настоящее время отсутствует единый подход к объяснению сущности конкурентоспособности предприятия, составу факторов, определяющих ее уровень, технологии и методики оценки.
Цель исследования состоит в определении возможностей повышения эффективности управления конкурентоспособностью организации.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность категории «конкурентоспособность предприятия»;
2. Проанализировать технологию и методы оценки конкурентоспособности предприятия;
3. Определить возможные пути повышения конкурентоспособности предприятия в условиях рыночной экономики.
Объектом исследования, проведенного в данной работе, является ООО «Новэкс».
Предметом исследования является конкурентоспособность данной организации.
В качестве методов исследования были использованы метод анализа, синтеза, группировки и обобщения научных данных.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности компании
Каждое предприятие, которое образуется, развивается и функционирует на рынке для производства товаров или оказания услуг, стремится добиться основной цели - максимизации прибыли. При этом данная цель может быть достигнута при соблюдении определенных параметров: обеспечение кадрового состава, учет производственных мощностей, маркетинговое изучение рынка, развитие системы управленческого аппарата, знание экономических характеристик предприятия и т.д.
Одним из факторов, влияющих на увеличение прибыли, по нашему мнению, является определение конкурентоспособности самого предприятия на рынке в сравнении с другими организациями, которые производят аналогичные или схожие товары, товары-заменители.
Термин «конкурентоспособность» происходит от слов «конкурент» и «способность» и может быть истолкован как «быть способным к конкуренции». В экономической литературе существуют различные подходы к определению понятия «конкурентоспособность». Так, например, известный экономист Майкл Портер определяет конкурентоспособность следующим образом: «Конкурентоспособность - свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [23, С. 13].
Российский специалист в области стратегического управления А.В. Баринов определяет конкурентоспособность как свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [4, С. 48].
По мнению Т.М. Платициной, конкурентоспособность – это концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей страны (равно как и любого конкретного товаропроизводителя), которые реализуются в товарах и услугах успешно (или безуспешно) противостоящим конкурирующим аналогам как на внутреннем, так и на внешнем рынке [22, С. 56].
Анализ данных определений позволяет выделить в структуре понятия «конкурентоспособность» три базовых элемента. Во-первых, это пространство, в котором рассматривается объект конкурентоспособности. В качестве такого пространства необходимо рассматривать конкретный рынок, с его четким определением и границами. Во-вторых, это фиксированный отрезок времени, на котором рассматривается данный объект конкурентоспособности. В-третьих, говорить о конкурентоспособности можно только в сравнении с другими товарами, организациями, странами. Экономическую сущность конкурентоспособности составляют процессы, на которых базируется конкуренция в условиях рыночной экономики. Это в первую очередь процессы соперничества и удовлетворения потребностей. Данные процессы определяют два основных вектора конкурентоспособности: вектор удовлетворения потребностей, в основе которого лежит потребительная ценность, и вектор соперничества, в основе которого лежит острота характеристика конкурентной среды. Рациональное управление конкурентоспособсностью всегда требует нахождения баланса между этими двумя векторами.
В силу его сложности, понятие конкурентоспособности необходимо рассматривать на нескольких уровнях. Взаимосвязь между ними устанавливается пирамидой конкурентоспособности, которая показана в Приложении 1. Как видно из данного приложения, основание конкурентоспособности формирует конкурентоспособность товара, на базе которой, в свою очередь, формируется конкурентоспособность предприятия. Понятие конкурентоспособности предприятия в современной экономической литературе раскрывается в различных аспектах. В Приложении 2 проведен обзор основных определений понятия «конкурентоспособность предприятия». Как видно из данного приложения, все определения понятия «конкурентоспособность» могут быть разделены на три группы:
1) определения, характеризующие внутреннюю и внешнюю деятельности фирмы;
2) определения, базирующиеся только на товарной составляющей конкурентоспособности;
3) определения, сочетающие товар и производственную деятельность предприятия
В то же время обобщение всех рассмотренных групп определений позволяет сформулировать обобщенное определение конкурентоспособности. В условиях современной экономики конкурентоспособность на уровне отдельного хозяйствующего субъекта необходимо рассматривать как характеристику его способности отвечать потребностям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными предприятиями (товарами), представленными на рынке. По мнению В.В. Царева в практическом аспекте конкурентоспособность предприятия имеет три основных характеристики:
1) наличие у предприятия определенных ресурсов;
2) достаточный уровень операционной эффективности
3) наличие у предприятия эффективной стратегии развития [36, С. 12].
Данные характеристики направлены на формирование конкурентных преимуществ, которые находятся в основе конкурентоспособности любого предприятия.
Анализ литературы по изучаемой проблеме позволил выделить три основных критерия классификации конкурентных преимуществ: характер возникновения и характер проявления, степень устойчивости. Классификационная схема конкурентных преимуществ по каждому из этих критериев показана на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды конкурентных преимуществ предприятия
Конкурентные преимущества предприятия разнообразны по своему составу и могут быть сформированы из различных источников.
В зависимости от того, в какой степени сформированы конкурентные преимущества предприятия, можно говорить о четырех уровнях ее конкурентоспособности. Характеристика каждого из этих уровней дана в таблице 1.
Таблица 1
Уровни конкурентоспособности предприятия
Уровень конкурентоспособности |
Характеристика |
1 уровень |
Характерен для небольших предприятий, занявших определенную нишу рынка, и рассматривающих в качестве основной задачи выпуск стандартной продукции определенного вида |
2 уровень |
Характерен для фирм, стремящихся следовать за лидером и предполагает заимствование у конкурентов технических приемов, методов организации производства |
3 уровень |
Характерен для фирм, стремящихся к достижению лидерских позиций, конкурентоспособность при этом зависит от качества и эффективности управления, а также от способности фирмы к самостоятельному формированию конкурентных преимуществ. |
4 уровень |
Характерен для лидеров рынка или отрасли. Фирмы самостоятельно определяют области формирования конкурентных преимуществ, диктуют тенденции развития отрасли, рынка. |
Из таблицы следует, что уровень конкурентоспособности предприятия определяет его рыночные позиции и тенденции будущего развития.
Под факторами конкурентоспособности предприятия в литературе понимают те явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - уровня конкурентоспособности предприятия [34, С. 115].
Анализ источников литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий. Основу взглядов относительно сущности и структуры факторов конкурентоспособности предприятия в зарубежной литературе формирует концепция конкурентоспособности, разработанная М. Портером. По мнению данного автора, все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние [23, С. 16].
Развернутая классификация факторов конкурентоспособности предприятия приводится также в работе А.Н. Петровна. В качестве основных данный автор рассматривают следующие факторы конкурентоспособности предприятия: технологические (опыт научных исследований, способность к совершенствованию продукции и производственных процессов); производственные (низкие затраты на производство и высокое качество продукции, высокая производительность труда); распределительные (быстрая доставка и низкие затраты на сбыт продукции), маркетинговые (высококвалифицированный персонал, широкий ассортимент, привлекательная упаковка продукции); квалификационные (ноу-хау по управлению качеством, создание новых видов продукции); организационные возможности (способность быстрого реагирования на изменения рынка); прочие факторы (имидж, месторасположение, патентная защита и пр.) [29, С. 102].
По степени специализации факторы конкурентоспособности предприятия делятся на общие (инфраструктура, персонал с высшим образованием), которые могут использоваться в широком спектре отраслей, специализированные (узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в отдельных отраслях знаний) и другие факторы, применяемые в одной или нескольких отраслях [8, С. 75].
Одним из наиболее распространенных подходов к классификации факторов конкурентоспособности предприятия является их классификация по отношению к предприятию. По данному критерию все факторы конкурентоспособности можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние факторы - это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности, к ним можно отнести: потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и др.