Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 287
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности компании
1.2 Инструменты и методы повышения конкурентоспособности организации
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Новэкс»
2.1 Анализ внешней и внутренней среды ООО «Новэкс»
Рисунок 10. Построение конкурентного профиля ООО «Новэкс»
Таким образом, интегральный коэффициент конкурентоспособности, рассчитанный с учетом значимости параметров, у ООО «Новэкс» ниже чем у основного конкурента. Это значит, что исследуемая организация занимает более слабые конкурентные позиции. В связи с этим для повышения эффективности деятельности исследуемой организации необходимо обеспечить рост ее конкурентоспособности.
ООО «Новэкс» - это торговая организация, осуществляющая продажу лакокрасочных изделий под торговой маркой «Тиккурила» корпоративным и индивидуальным розничным клиентам;
ООО «Новэкс» характеризуется достаточным уровнем платежеспособности и нормальной финансовой устойчивостью
В 2018 г. по сравнению с результатами предыдущего года был выявлен рост прибыли и рентабельности деятельности предприятия, вместе с тем значения показателей рентабельности остаются низкими, что ограничивает возможности дальнейшего развития компании.
Товары, реализуемые ООО «Новэкс» представлены преимущественно в премиум и среднем сегменте. Однако данные сегменты в 2017-2018 гг. показали спад. Также была выявлена тенденция снижения спроса на ЛКМ торговой марки «Тиккурила», которая полностью формирует ассортимент ООО «Новэкс».
Оценка конкурентоспособности ООО «Новэкс» осуществлялась на локальном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области с помощью матрицы BCG и методики построения конкурентного профиля Данные методики позволили установить, что по уровню конкурентоспособности компания уступает основным конкурентам. В матрице BCG компания была позиционирована в квадранте «собаки» вследствие наметившейся тенденции спада продаж и более низкой относительной доли рынка. Методика построения конкурентного профиля показала, что у исследуемой организации он является более ровным в сравнении с конкурентом, что обусловлено меньшей вариацией колебаний по основным качественным параметрам оценки. Вместе с тем качественные оценки параметров конкурентоспособности являются более низкими, что также обусловило более низкое значение интегрального показателя конкурентоспособности.
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления конкурентоспособностью организации
Конкурентоспособность предприятия показывает уровень развития данной фирмы в сравнении с уровнем развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности клиентов и по эффективности финансово - хозяйственной деятельности. Конкурентоспособность организации во многом характеризует ее привлекательность для инвестора, поэтому чем выше уровень конкурентоспособности организации в данный момент времени, тем больше ее возможности привлечения дополнительных инвестиций, а, следовательно, шире перспективы развития в будущем.
Оценка конкурентоспособности ООО «Новэкс», выполненная в предыдущей главе работы с помощью методов построения матрицы ВCG и конкурентного профиля организации, показали, что конкурентные позиции компании на рынке лакокрасочных материалов Санкт-Петербурга и Ленинградской области являются более слабыми, чем у конкурентов.
Составляющие элементы конкурентоспособности являются многофакторными характеристиками, которые необходимо рассматривать как самостоятельные объекты управления. В основе формирования конкурентоспособности организации находится система его конкурентных преимуществ. По итогам исследования, выполненного в предыдущей главе выпускной квалификационной работы, было установлено, что основными конкурентными преимуществами ООО «Новэкс» являются:
1. Наличие достаточного опыта работы на региональном рынке ЛКМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
2. Известность торговой марки «Тиккурила», которая полностью формирует товарной ассортимент ООО «Новэкс».
3. Ориентированность на различные сегменты рынка.
Особую роль в повышении эффективности управления конкурентоспособностью играет стратегический подход, т.к. основной для ООО «Новэкс» является торговая деятельность, ключевую роль в обеспечении конкурентоспособности организации принадлежит сбытовой стратегии. В процессе исследования в данной стратегии ООО «Новэкс» были выявлены следующие недостатки:
1. Узкая марочная стратегия. Организация реализует товары только одного производителя и одной торговой марки «Тиккурила». Однако, как показал, анализ внешней среды компании, на протяжении трех лет спрос на продукцию, реализуемую под данной торговой маркой, устойчиво снижался. Таким образом, данная товарная стратегия в условиях снижения спроса привела к снижению темпов роста продаж, и сокращению рыночной доли компании.
2. Ориентированность на средний сегмент и премиум – сегмент. Анализ внешней среды компании показал, что вследствие снижения спроса на ЛКМ, которые по своим качественным и ценовым характеристикам относятся к данному сегменту в 2017-2018 гг. сократился, в результате удельный вес данных сегментов в общем объеме продаж существенно сократился. Данный фактор также отрицательно повлиял на объем продаж и рыночные позиции организации. Вместе с тем в ходе более детального анализа было установлено, что компании, занимающие более прочные конкурентные позиции в сравнении с ООО «Новэкс», имеют в составе своего товарного ассортимента продукцию, ориентированную преимущественно на средний и эконом-сегмент.
3. Использование преимущественно традиционных методов сбыта продукции. ООО «Новэкс» осуществляет реализацию товаров, используя прямые каналы сбыта для корпоративных клиентов, через собственных торговых агентов. Для удовлетворения потребностей индивидуальных покупателей компанией создана собственная розничная сбытовая сеть, которая на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области состоит из четырех магазинов, работающих как студии колорирования. Однако аналогичной стратегии также придерживаются и другие участники рынка ЛКМ, что позволяет сделать вывод об отсутствии конкурентных преимуществ по данному направлению сбытовой деятельности у ООО «Новэкс».
В связи с выявленными недостатками в стратегии деятельности ООО «Новэкс», препятствующим повышению эффективности управления конкурентоспособностью организации, ей были даны следующие рекомендации:
1. Расширить товарный ассортимент за счет включения в него товаров других торговых марок. При этом в качестве приоритетных сегментов рынка необходимо рассматривать средний и эконом-сегмент. Из данных рисунков видно, что наибольшим спросом на рынке пользовались ЛКМ, реализуемые под торговой маркой «Пигмент» - 40%, производителем которых является холдинговая компания «Пигмент», г. Санкт-Петербург. При этом спрос на ЛКМ марки «Пигмент» устойчиво увеличивался. Основным фактором спроса на данную продукцию является то, что компания ориентируется преимущественно на средний и эконом-сегмент потребителей.
На рисунке 11 с помощью программы Excel был сделан прогноз спроса на продукцию данной марки. Из рисунка видно, что к 2020 году прогнозные темпы роста спроса составят 118%, что будет соответствовать объему продаж в натуральном выражении, равному 58,83 тыс. тонн, что в стоимостном выражении составит 154461 тыс. руб. Прогнозируемый прирост спроса при этом составит 8,97 тыс. тонн или в стоимостном выражении 23551 тыс. руб.
Также в качестве перспективной торговой марки следует рассматривать «Кронос», производитель лакокрасочный завод АО «Кронос», г. Санкт-Петербург. Удельный вес продукции, реализуемой под данной торговой маркой являлся невысоким, однако темпы роста спроса оказались наиболее высокими по сравнению с ЛКМ, реализуемыми под другими торговыми марками.
Рисунок 11. Прогноз спроса на продукцию торговой марки «Пигмент»
Прогноз спроса на продукцию торговой марки «Кронос» проведен на рисунке 12.
Рисунок 12. Прогноз спроса на продукцию торговой марки «Кронос»
Согласно результатам прогнозирования, возможный темп роста спроса на продукцию под торговой маркой «Кронос» составит к 2020 г. 140%. При этом в сравнении с текущими показателями прирост в натуральном выражении составит 2,06 тыс. тонн, а в стоимостном выражении 4649 тыс. руб.
Таким образом, если ООО «Новэкс» будет формировать свой товарный ассортимент с учетом тенденций развития спроса и включит в него ЛКМ торговых марок «Пигмент» и «Кронос», то сможет увеличить выручку на следующую сумму:
23551 + 4649 = 28200 тыс. руб.
Рекомендуемая структура ассортимента ООО «Новэкс» в разрезе основных торговых марок на рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области показана на рисунке 13.
Рисунок 13. Рекомендуемая структура ассортимента ООО «Новэкс»
Согласно рисунка ООО «Новэкс» рекомендуется следующая структура товарного ассортимента:
- краски «Тиккурила» - 91,89%
- краски «Пигмент» - 6,6%
- краски «Кронос» - 1,51%.
2. Т.к. в условиях традиционной организации продаж спрос на товары ООО «Новэкс» стал снижаться, что и привело к формированию остатков запасов готовой продукции, предприятию рекомендуется освоить новые способы организации продаж и прежде всего создание интернет – магазина. Это позволит не только сократить накладные расходы на организацию розничной торговли, но и существенно расширить географию продаж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ сущности, технологии и методов оценки, путей повышения конкурентоспособности предприятия позволяет сформулировать в заключении работы следующие выводы и рекомендации:
Конкурентоспособность предприятия – это характеристика его способности отвечать потребностям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными предприятиями (товарами), представленными на рынке. Конкурентоспособность предприятия характеризуют наличие у него определенных ресурсов, достаточный уровень операционной эффективности, наличие эффективной стратегии развития. Конкурентоспособность предприятия является относительным показателем и поэтому может быть оценена только в сравнении с другими предприятиями отрасли или эталонными предприятиями.
Факторы конкурентоспособности – это явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - уровня конкурентоспособности предприятия. По результатам исследования, проведенного в работе, факторы конкурентоспособности предприятия могут быть классифицированы по трем критериям: по уровню развития – основные и развитые (производные), по степени специализации: общие и специальные, по отношению к предприятию: внешние и внутренние.
Оценка конкурентных позиций и анализ конкурентоспособности ООО «Новэкс» проводился на рынке ЛКМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Анализ внешней среды компании показал, что, начиная с 2017 г. на рынке лакокрасочных изделий наблюдается устойчивая тенденция спада продаж, при этом в 2018 и 2019 гг. темпы изменения показателей меньше 100%. Основными факторами спада на данном рынке являются:
1. Снижение реальных доходов населения.
2. Снижение объема инвестиций в основной капитал, который оказывает прямое влияние на рынке строительных материалов, в том числе и на спрос на лакокрасочные изделия.
В своей деятельности ООО «Новэкс» ориентируется преимущественно на покупателей среднего и премиум – сегмента. Однако в условиях тенденции спада продаж удельный вес данных сегментов в общем объеме продаж существенно сократился.
Оценка конкурентоспособности ООО «Новэкс» осуществлялась на локальном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области с помощью матрицы BCG и методики построения конкурентного профиля Данные методики позволили установить, что по уровню конкурентоспособности компания уступает основным конкурентам. В матрице BCG компания была позиционирована в квадранте «собаки» вследствие наметившейся тенденции спада продаж и более низкой относительной доли рынка. Методика построения конкурентного профиля показала, что у исследуемой организации он является более ровным в сравнении с конкурентом, что обусловлено меньшей вариацией колебаний по основным качественным параметрам оценки. Вместе с тем качественные оценки параметров конкурентоспособности являются более низкими, что также обусловило более низкое значение интегрального показателя конкурентоспособности.
При разработке мероприятий по повышению эффективности управления конкурентоспособностью ООО «Новэкс» были прежде всего учтены конкурентные позиции компании, которыми являются: Наличие достаточного опыта работы на региональном рынке ЛКМ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Известность торговой марки «Тиккурила», которая полностью формирует товарной ассортимент ООО «Новэкс». Ориентированность на различные сегменты рынка.
Вместе с тем были выявлены недостатки в сбытовой стратегии компании: Узкая марочная стратегия. Ориентированность на средний сегмент и премиум – сегмент. Использование преимущественно традиционных методов сбыта продукции.
Для преодоления данных недостатков ООО «Новэкс» были даны следующие рекомендации: Расширить товарный ассортимент за счет включения в него товаров других торговых марок: «Пигмент» и «Кронос». Организовать работу интернет-магазина ЛКМ.