Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере конкретной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как показывают результаты SWOT-анализа, в настоящее время у ООО «Новэкс» существуют возможности формирования конкурентных преимуществ и укрепления конкурентных позиций на локальном рынке лакокрасочных изделий. Вместе с тем для определения возможностей реализации, предложенных по результатам SWOT-анализа стратегических альтернатив необходимо оценить текущий уровень конкурентоспособности организации.

2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Новэкс»

Оценка конкурентоспособности ООО «Новэкс» осуществлялась с использованием двух групп методов: методов матричного анализа и метода построения конкурентного профиля. В качестве базового метода матричного анализа был выбран метод построения матрицы BCG. Для сравнительного позиционирования в матрице BCG были выбраны три основных конкурента ООО «Новэкс» - ООО «Спектр», ООО «Евроколорит», АО «Таир». Для построения матрицы BCG необходимо оценить темпы роста рынка, а также относительную долю рынка сравниваемых конкурентов.

Для определения темпов роста рынка были проанализированы данные об объемах продаж основных конкурентов и рассчитан показатель темпа роста за 2018-2019 гг. (таблица 7).

Таблица 7

Расчет темпов роста рынка для построения матрицы ВCG

Компания – участник рынка

Объем продаж, тыс. руб.

Темп роста, %

2018

2019

ООО «Новэкс»

283146

271734

95,97

ООО «Спектр»

293246

301316

102,75

ООО «Евроколорит»

350858

334702

95,40

АО «Таир»

372860

418800

112,32

Далее необходимо рассчитать относительную долю рынка ООО «Новэкс» и его основных конкурентов. В качестве базового конкурента для расчетов относительной доли рынка был выбран ООО «Евроколорит». Выбор данной фирмы в качестве основного конкурента обусловлен тем, что у них наиболее схожая ассортиментная структура, а также используемые способы сбыта и продвижения продукции. Значения показателей относительной доли рынка составили: ООО «Новэкс» 12,86 / 15,84 = 0,81 ООО «Спектр» 14,26 / 15,84 = 0,90


ООО «Евроколорит» 15,84 / 15,84 = 1 АО «Таир» 19,82 / 15,84 = 1,25

С учетом полученных результатов расчетов была построена матрица BCG (рисунок 9).

Рисунок 9. Матрица BCG для ООО «Новэкс»

Согласно матрице ВCG наиболее конкурентоспособной является та организация, которая показывает наиболее высокие темпы роста и занимает наибольшую долю рынка. Согласно данным рисунка 2 наиболее конкурентоспособной из всех исследуемых организаций является АО «Таир», у которой наиболее высокая относительная доля рынка и темпы роста продаж превышают 100%. По классификации в матрице данная организация относится к категории звезд.

Пограничное положение в матрице занимают ООО «Спектр» и ООО «Евроколорит». Позиция ООО «Спектр» в матрице ВCG объясняется тем, что ее относительная доля на рынке была меньше, чем у компании – конкурента, выбранной за базу сравнения. Вместе с тем в 2019 г. темпы роста продаж организации были выше 1. По классификации в матрице ВCG данная организация относится преимущественно к квадранту «Трудные дети». Относительная рыночная доля ООО «Колорит» была равна 1, однако продажи у данного организации в 2019 г. снижались.

Что касается исследуемой организации ООО «Новэкс», то по классификации в матрице BCG она может быть отнесена к квадранту «собаки», т.к. ее относительная доля рынка ниже, чем у основного конкурента, а темпы изменения продаж – меньше 100%. Главная проблема ООО «Новэкс» в сравнении с конкурентами – это более низкие темпы роста продаж. Отсюда следует, что для повышения уровня конкурентоспособности компании необходимо выявить возможности совершенствования сбытовой деятельности.

Далее рассмотрим особенности оценки конкурентоспособности организации с использованием метода конкурентного профиля. Данный метод реализуется в несколько этапов:

1. Определение индивидуального набора факторов деятельности организации.

2. Оценка степени развития факторов.

3. Экспертная оценка важности фактора.

4. Графическое отображение профиля организации.

В соответствие с методикой построения конкурентного профиля организации, предложенной Т.М. Платициной, рассматривался следующий набор факторов деятельности организации:

- доля рынка – отношение объема продаж к емкости рынка;

- темп роста объема продаж в процентах – отношение объема продаж текущего года к базовому;

- темп роста фондоотдачи - темп изменения отношения продаж к среднегодовой стоимости основных фондов;


- темп роста производительности труда, т.к. для рассматриваемых организаций основным видом деятельности является торговля, данный показатель рассчитывался как отношение изменения продаж к среднесписочной численности персонала. При осуществлении расчетов учитывалась численность только тех работников, которые работают в подразделениях в г. Санкт-Петербург и Ленинградской области;

- рентабельность продаж – отношение чистой прибыли к выручке;

- рентабельность активов – отношение чистой прибыли к средней стоимости активов;

- темп изменения оборачиваемости дебиторской задолженности - темп изменения выручки к среднему за расчетный период значению дебиторской задолженности;

- темп изменения оборачиваемости дебиторской задолженности - темп изменения выручки к среднему за расчетный период значению дебиторской задолженности;

- качество вознаграждения, процент - соотношение среднемесячной начисленной заработной платы и величины прожиточного минимума.

Для получения более точного представления об уровне конкурентоспособности исследуемой организации, необходимо осуществить расчет и провести сравнительный анализ исходных параметров для построения конкурентного профиля. В качестве базы для сравнения конкурентного профиля ООО «Новэкс» была выбрана организация АО «Таир», которая согласно результатам анализа по матрице BCG занимает наиболее прочные конкурентные позиции. В качестве исходных данных для расчета основных параметров конкурентоспособности по предприятию – конкуренту были использованы данные официально опубликованного годового отчета компании за 2018-2019 г.

Исходные данные для расчета основных параметров конкурентного профиля представлены в таблице 8.

Таблица 8

Исходные данные для расчета параметров конкурентного профиля

Показатель

ООО «Новэкс»

АО «Таир»

2018

2019

2018

2019

Доля рынка, %

13,46

12,82

16,90

19,86

Выручка, тыс. руб.

283146

271734

372860

418800

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

22649

20277

30218,5

28314

Среднесписочная численность персонала, работающего в регионе, чел.

66

64

78

83

Чистая прибыль, тыс. руб.

2653

2504

9658

10314

Средняя стоимость активов, тыс. руб.

161083

163179

124016

122284

Средняя стоимость дебиторской задолженности, тыс. руб.

73266

85480

68324

59026

Средняя стоимость кредиторской задолженности, тыс. руб.

64175

55405

70316

78210

Среднемесячная заработная плата одного сотрудника, руб.

34872

35216

34308

34976

Прожиточный минимум, руб.

9909

10329

9909

10329


На основе данных, представленных в таблице 8 был выполнен расчет основных параметров, необходимых для оценки конкурентного профиля. Результаты расчетов представлены в таблице 9.

Таблица 9

Расчет параметров конкурентного профиля организации

параметр

ООО «Новэкс»

АО «Таир»

2018

2019

Темп роста,%

2018

2019

Темп роста,%

Выручка

283146

271734

95,97

372860

418800

112,32

Фондоотдача

12,50

13,40

107,2

12,34

14,79

119,85

Производительность

4290

4246

98,97

4780

5046

105,56

Рентабельность продаж

0,94

0,92

97,87

2,59

2,46

94,98

Рентабельность активов

1,65

1,53

92,73

7,79

8,43

108,22

К-т оборачиваемости д/з

3,86

3,18

82,38

5,46

7,10

130,03

К-т оборачиваемости д/з

4,41

4,90

111,11

5,30

5,53

100,94

К-т качества вознаграждения

3,82

3,41

89,27

3,46

3,67

106,07

Рассчитанные в таблице 6 показатели представляют собой количественные параметры конкурентного профиля. Для определения качественных параметров конкурентного профиля необходимо определить важность каждого из них. Для этого экспертным путем были установлены весовые коэффициенты важности каждого параметра (таблица 10).

Таблица 10

Коэффициенты значимости параметров конкурентного профиля организации

Параметр

Значение весового коэффициента

Доля на рынке

0,2

Темп роста объема продаж

0,15

Фондоотдача

0,05

Рост производительности труда

0,1

Рентабельность продаж

0,15

Рентабельность активов

0,15

Оборачиваемость дебиторской задолженности

0,1

Оборачиваемость кредиторской задолженности

0,05

Качество вознаграждения

0,05


Далее экспертным путем (в качестве экспертов выступали сотрудники аппарата управления ООО «Новэкс») была дана оценка качественным параметрам конкурентоспособности сравниваемых компаний. Результаты экспортного оценивания определены в таблице 11.

Таблица 11

Количественные и качественные параметры конкурентоспособности ООО «Новэкс»

Параметр

ООО «Новэкс»

АО «Таир»

Колич. знач.

Качеств. знач.

Колич. знач.

Качеств. знач.

Доля на рынке

13,46

4

16,90

6

Темп роста объема продаж

95,97

3

112,32

7

Фондоотдача

107,2

5

119,85

8

Рост производительности труда

98,97

3

105,56

5

Рентабельность продаж

97,87

3

94,98

2

Рентабельность активов

92,73

3

108,22

6

Оборачиваемость дебиторской задолженности

82,38

4

130,03

7

Оборачиваемость кредиторской задолженности

111,11

6

100,94

4

Качество вознаграждения

89,27

4

106,07

6

На основе качественных параметров был построен графический конкурентный профиль (рисунок 10).

Данные показывают, что конкурентный профиль ООО «Новэкс» является более равномерным, что обусловлено меньшей вариацией колебаний по основным качественным параметрам оценки. Однако следует отметить, что по большинству параметров конкурентоспособности АО «Таир» были получены более высокие качественные оценки. В связи с этим возникает необходимость расчета интегрального показателя конкурентоспособности, значение которого составило:

Для ООО «Новэкс»: 4*0,2 + 3*0,15 + 5*0,05 + 3*0,1 + 3*0,15 + 3*0,15 + 4*0,1 + 6*0,05 + 4*0,05 = 3,72

Для АО «Таир»: 6*0,2 + 7*0,15 + 8*0,05 + 5*0,4 + 2*0,15 + 6*0,15 + 7*0,1 + 4*0,05 + 6*0,05 = 7,05