Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип законности является всеобщим [3]. Главный смысл этого принципа заключается в ориентировании государственной службы на безусловное следование требованиям Конституции РФ и законам, которые имеют верховенство на всей территории страны и устанавливают требования, в соответствии с которыми, региональное законодательство о государственной службе не противоречит федеральному законодательству.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина – один из основополагающих либеральных принципов, который предполагает прямое и непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип определяет главный смысл и содержание деятельности государственных служащих. Они должны служить прежде всего народу, обществу как носителю суверенитета и единственному источнику власти в стране (ст.3 Конституции РФ) [1]. Сущность данного принципа заключается в создании условий для активного участия населения в государственном управлении, в контроле над государственным аппаратом, в реализации на практике равенства и свобод человека и гражданина независимо от национальности, пола, расы, социального происхождения, религии, места жительства и т.д. [17, c. 121].

Принцип равного доступа граждан к государственной службе – важная конституционная норма (ст. 32) [3]. С помощью данного принципа во многом реализуется конституционное право российских граждан участвовать в управлении делами государства и общества. Это означает, что все граждане России имеют право на занятие любой аппаратной должности в государственных органах. В действительности не все граждане могут быть приняты на государственную службу, так как право доступности граждан к государственной службе реализуется только в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой. Существуют ограничения, установленные Российским законодательством, не позволяющие тем или иным гражданам состоять на государственной службе России (граждане иностранного государства, лица, не моложе 18 лет, лица, не знающие государственного языка, недееспособные, имеющие серьезное заболевание и т.д.). Главное условие – чтобы человек отвечал квалификационным требования к данной должности государственной службы.

Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы требует единого подхода к организации государственной службы. Это значает, что требования, закрепленные в Конституции и федеральном законодательстве, являются едиными и обязательными для федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации и всех ветвей государственной власти, для всех чиновников страны [3].


Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы является основным принципом построения и функционирования государственной службы в России [3]. Государственная служба и муниципальная служба выполняют схожие социальные функции. У них очень много общего в организации и функционировании. Поэтому они обязаны взаимодействовать [18, c. 171].

Принцип открытости государственной службы предполагает гласность и прозрачность государственной службы для общества, доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных органов и служащих [3]. Открытость - это не только право человека на достоверную, своевременную и полную информацию, но и его право на участие в решении вопросов, касающихся его законных интересов. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих во все времена имеет особое значение для организации и функционирования государственной службы. От профессионализма и компетентности чиновников зависит качество и эффективность административной власти в стране. Не случайно в народе говорят: «Как нами управляют, так мы и живем» [22, c. 112]. Данный принцип обязывает каждого чиновника быть постоянно готовым к исполнению своих полномочий, твердо знать предмет своей государственно-служебной деятельности, знать свои права и обязанности и активно их осуществлять, иметь общую профессиональную подготовку, знать правовые и этические нормы и правила служебной деятельности и служебного поведения.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Рассматриваемый принцип свидетельствует о том, что государственные служащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, уполномоченных на то законом и регламентами. Данный принцип обязывает гражданского служащего отказываться от выполнения неправомерного поручения начальства. При исполнении гражданским служащим неправомерного поручения служащий и давший это поручение руководитель несут совместную ответственность в соответствии с законом.

Функции федеральной государственной службы, в большей мере представлены в нормативно закрепленных положениях и регламентах отдельных федеральных государственных органах. С точки зрения обеспечения исполнения полномочий федеральных органов власти, можно выделить несколько основных функций: информационно-аналитическую; организационно-техническую, подготовки и процедур принятия решения; выполнения принятого управленческого решения; правового; финансово-экономическую; кадровую; экспертную; документационную [23, c. 224].


Перечисленные функции не исчерпывают всего многообразия федеральной государственной службы, но показывают наиболее существенные направления деятельности. Данные функции реализуются во всех федеральных государственных органах. Конечно, в каждом из этих органов имеются и другие специфические для данного органа функции [17, c. 120].

Таким образом, федеральная государственная служба – это правовой, социальный и организационный институт федерального уровня, предназначенный для выполнения задач и функций государства. Федеральная государственная служба осуществляется в федеральных государственных органах, функционирующих в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Она представляет собой профессиональную служебную деятельность государственных служащих в аппаратах федеральных органов, образуемых в соответствии с Конституцией РФ [1] и федеральным законодательством.

Стоит подчеркнуть, принципами государственной службы являются основные исходные идеи, базовые положения, определяющие построение, организацию и функционирование административной власти в стране, которые формулируются в результате научного обобщения практики государственной службы.

2.2 Виды государственной службы

В соответствии со статьей 2 ФЗ «О системе государственной службы РФ» Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

  • федеральная государственная служба;
  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба [3].

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон [18, c. 170].

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации [17, c. 251].


Государственная служба Российской Федерации сегодня имеет многоплановую структуру, определяемую:

а) конституционно-федеративным устройством нашего государства;

б) функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов.

В соответствии с принципом федерализма, находящим свою реализацию в российском законодательстве и правовой практике, структура государственной службы Российской Федерации включает два уровня:

- федеральную государственную службу, находящуюся в соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ;

- государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ [12, c. 180].

Федеральная государственная служба – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации [22, c. 128].

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации [4].

Принципами гражданской службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;


5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность [17, c. 81].

При ближайшем рассмотрении Федерального Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4] подтверждается, что существенный объём регулятивных полномочий закреплён как за Российской Федерацией, так и за субъектами Российской Федерации. Тем не менее, в этом Законе недостаточно явно наблюдаются причины отнесения тех или иных проблем государственной службы к компетенции Российской Федерации и к компетенции субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба – это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов, без которой невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства [24, c. 33]. Эффективная гражданская служба служит ключевым фактором прочности государственной власти, ее авторитета и высокого динамизма. Она призвана решать целый комплекс задач: обеспечивать единство законодательного процесса и императивов (лат. настоятельных требований) правоприменения в работе над документами; профессионального сопровождения формирования правового поля при осуществлении целей и задач государства; создания политически и юридически благоприятных условий для реализации каждым человеком своих конституционных и социальных прав, свобод и интересов.

Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [17, c. 85].

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета [4].

Юридическую основу воинской обязанности и военной службы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, интернациональные договоры Российской Федерации. Правоохранительная служба – разновидность федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на постах правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, исполняющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются особые звания и классные чины.