Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развития государственной службы в России
1.1 Эволюция развития государственной службы в дореволюционный период
1.2 Государственная служба в советский период
2. Современное состояние государственной службы в России
2.1 Основные принципы и функции государственной службы
2.2 Виды государственной службы
3. Проблемы и дальнейшие перспективы развития государственной службы в России
3.1 Проблемы развития государственной службы в России
3.2 Направления в развитии и реформировании государственной службы
Государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации [4].
Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность [24, c. 38].
Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы. Указанные перечни составляют разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 157441) [23, c. 112].
Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации [22, c. 218].
По нашему мнению, уже произошедшая административная реформа привела к сильнейшим изменениям в структуре государственных органов власти и это коснулось всех уровней. Были изменены формы методы государственного управления, повысился уровень обороноспособности и безопасности России. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Россия возвращает себе статус одной из сильнейших и авторитетных держав мира. Все эти усовершенствования стали возможны благодаря активному развитию государства в сторону укрепления государственных должностных служащих во всех областях жизни и общества. Публичная власть активно прошла путь в сторону развития защиты прав человека и правового государства.
В заключении, стоит отметить, государственная служба Российской Федерации как административная часть государства должна иметь такое качество, как системность. В Федеральном законе «О системе государственной службы РФ» используется понятие «система». Эта система включает в себя государственную гражданскую службу, военную службу, правоохранительную службу. Данные виды службы пока не связаны друг с другом, у них нет единого органа управления. Их объединяет только название «государственная служба».
3. Проблемы и дальнейшие перспективы развития государственной службы в России
3.1 Проблемы развития государственной службы в России
Результативность государственного и муниципального управления обусловливается социально-экономическими показателями, которые оцениваются народонаселением. Достигается эта эффективность значительным уровнем профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих с использованием эффективных экономических, организационных, коммуникационных, социальных и психологических мотивационных механизмов управления кадрами государственной и муниципальной службы [31, c. 17].
Известно, что до 1993 г. муниципальные служащие именовались государственными служащими, и этот факт в значительной мере содействовал обеспечению нераздельности государственного управления как важнейшего принципа увеличения его результативности. В настоящее время кадровая политика всей системы государственного управления ведется порознь. Сроки разработки нормативных правовых актов для решения этих проблем для федеральных государственных служащих опережают уровень субъектов Российской Федерации. Еще большее промедление, длящееся по два и более года, присутствует на практике на уровне органов местного самоуправления. В частности, Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» был принят в 1995 г., а Федеральный закон «Об основах муниципальной службы» был принят лишь в 1998 г. Ныне действует Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» [18, c. 174]. Подобное совершается и с преобразованием систем государственной и муниципальной службы. Подобное отставание по срокам в проведении кадровой политики не дает глубокого эффекта от введения свежих передовых нормативных правовых актов, нормативных положений, научных методов и современных типовых решений на всех стадиях прохождения государственной и муниципальной службы. В том числе при устройстве на соответствующую службу, нахождении на службе, прекращении службы [31, c. 114].
Известно, что для управления передовыми экономическими процессами в обстановке новой политической системы преимущественно были привлечены кадры государственных служащих из командно-административной системы, которые не были способны решать новые задачи, нередко их не понимали, а порой просто не принимали новые экономические взаимоотношения. По сей день все еще нет в государственном аппарате в необходимом количестве обученных кадров, способных оперативно принимать качественные государственные решения; весьма разноречива нормативно-правовая база введения новых политических, экономических и социально-трудовых взаимоотношений в системе государственной службы. Все вопросы увеличения результативности государственной и муниципальной службы упираются в основном в профессионализм работников госаппарата, который зависит от качества обучения [31, c. 116].
При всём том недостаточный размер оплаты труда в таких условиях у государственных служащих не остается достаточного времени на повышение своей квалификации. Подобная система работы также не мотивирует их на получение подобающих ученых степеней и званий. На качество обучения отрицательно влияет низкий уровень технического оснащения учебных процессов и то обстоятельство, что в учебных программах имеется большой объем предметов общих дисциплин в ущерб специальным дисциплинам. Снижает качество обучения и отсутствие подобающих стажировок обучающихся в государственных органах, что не даёт получение выпускниками вузов необходимых навыков работы [32, c. 128].
Качество обучения возрастает, когда наряду с лекционными занятиями с использованием необходимых технических средств слушатели получают учебно-методический материал для их самостоятельного изучения. Тем не менее, сегодня, когда идет преобразование государственной и муниципальной службы, осуществляется административная реформа, внедряется бюджетирование по результатам, соответствующие госструктуры недооценивают сложившуюся ситуацию. На сегодняшний день при выделении достаточного объема бюджетных средств на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих отсутствует правильный механизм его распределения [32, c. 129].
Следующей проблемой, снижающей эффективность государственной и муниципальной службы, является то обстоятельство, что действующее законодательство предусматривает большой ряд ограничений и запретов для работников государственной и муниципальной службы. Так, в отличие от известных норм законодательства о труде, регулирующих порядок приема на работу, согласно ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [4] граждане не могут быть приняты на государственную службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае: отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения (порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации); близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных законодательством сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [4].
Уже произошедшая административная реформа привела к сильнейшим изменениям в структуре государственных органов власти и это коснулось всех уровней. Были изменены формы методы государственного управления, повысился уровень обороноспособности и безопасности России. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Россия возвращает себе статус одной из сильнейших и авторитетных держав мира. Все эти усовершенствования стали возможны благодаря активному развитию государства в сторону укрепления государственных должностных служащих во всех областях жизни и общества. Публичная власть активно прошла путь в сторону развития защиты прав человека и правового государства. Эффективность государственного управления есть понятие, обозначающее соотношение результатов и достигнутых общественных целей, результатов и использованных государственных ресурсов. Эффективность государственной службы всегда связана с своевременным и полным решением назревших национальных проблем при оптимальном использовании общественных ресурсов [14, c. 41].
Зафиксировав множество ограничений, для государственных служащих не были созданы необходимые механизмы вырабатывания мотивации и стимулирования для обеспечения добросовестной и эффективной работы рассматриваемой категории работников. По сей день нет отчетливо сформулированной системы социальных гарантий государственных и муниципальных служащих; величина денежного содержания не соответствует уровню их ответственности. Новый нормативный правовой акт о денежном содержании, который должен стать основой преобразования системы государственной службы, до сих пор не принят [14, c. 42].
Существуют проблемы, снижающие эффективность государственной и муниципальной службы, и в структуре отбора, закрепления, воспитания кадров для органов государственного и муниципального управления. К таковым можно причислить:
- недостаточную результативность используемых методов расчета и прогнозирования потребностей персонала государственной и муниципальной службы;
- отсутствие профориентационной работы для этой категории персонала
- недостаточное нормативное обеспечение технологий и процедур отбора, закрепления и продвижения кадров государственных и муниципальных служащих с преобладающей их ориентацией на профессионально значимые качества;
- плохое решение проблем занятости государственных и муниципальных служащих в сфере формирования федеральных и региональных программ регулирования занятости;
- денежное содержание государственных и муниципальных служащих исключительно из средств соответствующего бюджета не дозволяет формировать эффективные стимулирующие механизмы их деятельности [28, c. 303].
В нынешних условиях государственного строительства кризис экономических взаимоотношений и нарастание нерешенных вопросов можно отследить на примерах обращений некоторых социальных групп жителей в соответствующие органы исполнительной власти. По содержанию таких обращений можно судить о качестве государственного регулирования в целом как на федеральном, так и на муниципальном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации [13, c. 163].
При определении показателей эффективности труда государственных и муниципальных служащих заслуживает внимания идея разработки и использования социальных стандартов как инструмента определения уровня социальной защищенности населения, различных социальных групп, конкретного человека. Данные социальные стандарты или нормативы должны охватывать самые различные стороны жизни народонаселения: доходы и потребление, обеспечение жильем и жилищно-бытовые условия, охрану здоровья и образование, снабжение товарами и оказание бытовых услуг, обеспечение транспортом, связью, социальное обеспечение, условия труда, состояние окружающей среды. Тем не менее, необходимо задумываться над тем, кто обеспечивает выполнение социальных нормативов, какую социальную технологию надо разработать, чтобы они функционировали [13, c. 164].
По нашему мнению, рекомендуется рассмотреть концептуальные предложения по решению этого вопроса, сущность которых в следующем. Бесспорно, важно знать, что основное предназначение социальных нормативов заключается в том, чтобы они стали научно обоснованными элементами прогнозирования, планирования изменения социальных условий и роста народного благосостояния, определения приоритетных направлений развития экономики страны. Такой механизм будет включать разработку, формирование и использование пакета нормативных, методических, организационно-правовых документов. Их комплексное осуществление позволит отыскать и согласовать социально-экономические показатели жизнеобеспечения населения с результатами работы государственных и муниципальных служащих.