Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развития государственной службы в России
1.1 Эволюция развития государственной службы в дореволюционный период
1.2 Государственная служба в советский период
2. Современное состояние государственной службы в России
2.1 Основные принципы и функции государственной службы
2.2 Виды государственной службы
3. Проблемы и дальнейшие перспективы развития государственной службы в России
3.1 Проблемы развития государственной службы в России
3.2 Направления в развитии и реформировании государственной службы
3.2 Направления в развитии и реформировании государственной службы
Гражданским обществом к государственной службе предъявляются значительно возросшие требования. Однако оценка профессиональной служебной деятельности государственных служащих еще слабо увязана с тем, насколько качественно оказываются в государственном органе государственные услуги гражданам и организациям [33, c. 128].
В работе кадровых служб государственных органов все еще используются устаревшие технологии, не ведется целенаправленная работа по привлечению молодых перспективных кадров. Современные методы планирования и регламентации труда государственных служащих не получили широкого распространения, а предусмотренные законодательством Российской Федерации механизмы стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне не реализуются в полной мере, что снижает мотивацию государственных служащих. Качество профессионального обучения государственных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной службы/
Указанные проблемы в значительной степени связаны с отсутствием научно обоснованной и апробированной методики применения норм законодательства Российской Федерации о государственной службе. Проведение экспериментов, разработка должностных регламентов, применение новых кадровых технологий на государственной службе не имеют системного характера. Недостаточно проработана методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, квалификационных экзаменов и аттестации государственных служащих [33, c. 129].
Недостаточная открытость государственной службы способствует проявлениям бюрократизма и коррупции [25, c. 1].
Успешность реформирования и развития системы государственной службы зависит от разработки и реализации мероприятий, направленных на модернизацию государственной службы как единой системы, а также на практическое применение новых технологий государственного управления61. Современная государственная служба должна быть открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, должна активно взаимодействовать с институтами гражданского общества [14, c. 44].
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
а) обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;
б) совершенствование правовой основы государственной гражданской службы, формирование современной правовой основы военной и правоохранительной службы;
в) создание системы управления государственной службой;
г) совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в
целях повышения качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;
д) разработка антикоррупционных механизмов;
е) формирование системы мониторинга общественного мнения об эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
ж) внедрение эффективных технологий и современных методов кадровой работы, направленных на повышение профессиональной компетентности государственных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности;
з) развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;
и) совершенствование системы государственных гарантий на государственной службе;
к) внедрение современных механизмов стимулирования государственных служащих [14, c. 45].
В целях организации взаимосвязанной работы федеральных государственных органов по одновременному внедрению современных кадровых технологий на государственной службе в рамках реализации федеральной программы предполагается утвердить проектом указа проект плана мероприятий по развитию системы государственной службы Российской Федерации до 2020 года, позволяющий координировать решение следующих основных задач:
а) комплексное развитие института государственной службы, обеспечивающее взаимосвязь видов государственной службы и правовое регулирование особенностей прохождения военной, гражданской и иных видов государственной службы на основе внедрения передовых технологий управления персоналом в кадровую работу государственных органов;
б) оптимизация численности государственных служащих, в том числе гражданских служащих, посредством совершенствования организационной структуры гражданской службы, осуществляемой с учетом дифференциации кадрового состава по направлениям деятельности и расширения полномочий гражданских служащих категории «специалисты»;
в) развитие системы привлечения, отбора и назначения кандидатов на вакантные должности государственной службы по результатам проведения оценки их квалификации, опыта работы, профессиональных достижений, личностных качеств и мотивации, осуществляемой в рамках процедур конкурсного отбора, отбора без проведения конкурса, формирования и использования кадрового резерва, а также организации ротации;
г) внедрение детализированной системы квалификационных требований к должностям государственной службы, учитывающей направления деятельности, а также координация механизма оценки на их соответствие лиц, претендующих на замещение вакантных должностей, и гражданских служащих;
д) ориентирование целей государственных органов на интересы общества и потребности граждан, установление их взаимосвязи с задачами структурных подразделений и должностными обязанностями государственных служащих, а также приоритетный учет мнения получателей государственных услуг в оценки результатов деятельности государственных служащих;
е) обеспечение престижа и конкурентоспособности государственной службы, повышение мотивации государственных служащих, включая установление гибкой, адекватной рынку системы оплаты труда и стимулирующих государственных гарантий, осуществление непрерывного профессионального развития и планирования должностного роста, присвоение более высоких классных чинов гражданской службы в зависимости от уровня квалификации и опыта работы;
ж) развитие механизмов предупреждения коррупции, выявления коррупционных рисков и борьбы с коррупционными правонарушениями, определения и разрешения конфликта интересов на государственной службе;
з) обеспечение открытости государственной службы, в том числе посредством применения информационно-коммуникационных технологий, расширяющих предоставление общедоступной референтной информации, а также внедрение механизмов общественного обсуждения, общественного контроля и общественной оценки [15, c. 14].
Стоит отметить, уже произошедшая административная реформа привела к сильнейшим изменениям в структуре государственных органов власти и это коснулось всех уровней. Были изменены формы методы государственного управления, повысился уровень обороноспособности и безопасности России. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что Россия возвращает себе статус одной из сильнейших и авторитетных держав мира. Все эти усовершенствования стали возможны благодаря активному развитию государства в сторону укрепления государственных должностных служащих во всех областях жизни и общества. Публичная власть активно прошла путь в сторону развития защиты прав человека и правового государства [26, c. 82].
Принятие проекта указа позволит осуществлять дальнейшие меры по развитию института государственной службы, особенно государственной гражданской службы, в целях повышения ее эффективности и профессионализма, ориентации на обеспечение потребностей гражданского общества и развитие экономики. Государственная гражданская служба должна играть главную роль в достижении целей, предусмотренных Конституцией РФ. Она несет ответственность за сохранение демократической стабильности и соблюдение принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба обязана претворять в жизнь волю государства, определяемую демократическим путем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Российской Федерации идет вообще период реформирования, в том числе и реформирование института государственной гражданской службы. Основное направление реформирования – кардинальное повышение эффективности и качества государственной гражданской службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, содействие экономическому прогрессу, повышение качества оказываемых государством услуг, рациональное использование государственных ресурсов и улучшение положения государственных гражданских служащих, конкурентоспособность профессии государственного служащего на федеральном и региональных рынках труда.
Современная государственная гражданская служба России представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения.
В своей исследовательской работе я как раз попытался показать институт государственной гражданской службы в его динамике: его первоначальное становление, развитие и современная концепция данного института. Данный правовой институт является неким связующим между государством и обществом и так же вся деятельность государства держится на государственно-гражданских служащих.
Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основывается на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей.
Развитие современной государственной гражданской службы идет в Российской Федерации в непростых условиях. Преодоление трудностей, вызванных как объективными обстоятельствами, так и субъективными факторами, требует глубокого научного осмысления процессов, происходящих в государственной службе (тут имеются виду проблемы, связанные с экономикой нашей страны, которые сказываются на бюджете РФ) в связи с этим все это заставляют отказываться, либо воздержаться от многих федеральных программ в сфере государственной гражданской службы и ее укрепления. При этом непременным условием успешного выполнения государственной службой возложенных на нее функций является наличие квалифицированного кадрового корпуса.
Государственная гражданская служба должна играть главную роль в достижении целей, предусмотренных Конституцией РФ. Она несет ответственность за сохранение демократической стабильности и соблюдение принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод граждан. Государственная служба обязана претворять в жизнь волю государства, определяемую демократическим путем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014). URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 10.04.2018).
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. N 51-ФЗ (ред. от 22.06.2017 N 16-П). URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 11.04.2018).
- Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 N 58-ФЗ (в ред. от 23.05.2016 N 143-ФЗ). URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 10.04.2018).
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 N 423-ФЗ). URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 10.04.2018).
- Указ Президента РФ от 11.08.2016 N 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы». URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 10.04.2018).
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 110 (ред. от 28.08.2015) «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации». URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 11.04.2018).
- Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» (ред. от 01.07.2014). URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 11.04.2018).
- Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (ред. от 10.09.2017) «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 11.04.2018).
- Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 11.04.2018).
- Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 11.04.2018).
- Указ Президента РФ от 27.02.2015 N 110 (ред. от 18.10.2017) «О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации, и некоторых иных лиц». URL: // http://www.garant.ru. (Дата обращения: 10.04.2018).
- Адамович А. Реформирование системы государственной службы Российской Федерации / А. Адамович // Государственная служба. – 2014. - № 1. - С. 80-83.
- Барабашев А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии / А.Г. Барабашев // Вопросы государственного муниципального управления. – 2016. – № 3. – С. 163–194.
- Борщевский Г.А. Направления институциональной трансформации государственной службы / Г.А. Борщевский // Управление, 2017. - №15. - С. 41-54.
- Васильева Е.И., Зерчанинова Т.Е., Ручкин А.В. Оценка эффективности деятельности государственных служащих // Управленческое консультирование, 2016. - № 4 (88). - С. 14-26.
- Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений / В. Вильсон. – М.: Изд. Сытина, 1905. – 346 с.
- Граждан, В. Д. Государственная гражданская служба: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 620 с.
- Дятлов В. Е. Истоки построения системы государственной службы. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008. - № 74-1. - С. 170-175.
- Кабашов, С.Ю. Организация муниципальной службы: учебник / С.Ю. Кабашов – М.: ИНФРА-М, 2013. – 410 с.
- Лихачева Е. А. Роль нравственных ценностей в профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ, 2014. - № 4. – С. 35-39.
- Магомедов К.О. Социологический мониторинг кадровой коррупции в системе государственного и муниципального управления / К.О. Магомедов // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2016. - № 2. - С. 213-215.
- Малько А. Теория государства и права / А. Малько. – М.: КноРус, 2015. – 400 с.
- Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации / М.Н. Марченко. – М.: Проект, 2015. – 400с.
- Марченко М.Н. Курс лекций по теории государства и права / М.Н. Марченко. – М.: БЕК, 2014. – 284с.
- Оболонский А.В. Бюрократия: в поисках новой модели (Эволюция теории и практики государственного управления в последнее десятилетие) // Общественные науки и современность. 2015. - № 3. - С. 1-21.
- Организация муниципальной службы: Учебник / С.Ю. Кабашов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 391 с.
- Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления. В 2 т. Т. 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Охотский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 479 с.
- Перевалов В. Теория государства и права / В. Перевалов. – М.: Норма, 2013. – 496 с.
- Согрин В.В. Политическая история современной России. 1982-2001: от Горбачева до Путина / В.В. Согрин. - М., 2013. – 238 c.
- Соловьев А.И. Технологии администрирования: политические резонансы в системе власти современной России / А.И. Соловьев // Полис. 2017. - №6. - С.105 – 115.
- Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретические вопросы / Науч. ред. Корельский В. – Барнаул: Алтайская академия экономики и права, 2014. – 120с.
- Цимбалист, А. В. Регламентация труда государственных и муниципальных служащих: курс лекций: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Цимбалист; Российская экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - М.: КНОРУС, 2010. - 212 с.
- Шитова И. А. Цели и задачи оценки эффективности деятельности государственных служащих // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие. IV Очередной Всероссийский социологический конгресс. 23-25 октября 2012 г. Уфа.