Файл: Государственная служба в России: опыт, современное состояние и направления совершенствования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 162

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы. В последние пятнадцать лет в Российской Федерации активно идет реформирование и общее развитие института государственной службы. Несомненно, для становления и укрепления правового государства эта деятельность является одной из приоритетных направлений. Она, несомненно, способствует укреплению авторитета государства, действует во благо общества и интересах для защиты прав каждого индивида. Уже произошедшая административная реформа привела к сильнейшим изменениям в структуре государственных органов власти и это коснулось всех уровней. Были изменены формы методы государственного управления, повысился уровень обороноспособности и безопасности России.

Сегодня значимость данной темы усиливается тем обстоятельством, что система государственной службы находится на стадии реформирования. По сути, речь идет о том, какой тип государственной службы нам следует строить – активного служения обществу и государству или пассивного следования, обслуживания полномочий государственной политической элиты. От выбора этих решений зависят подходы к теории и организации государственной службы. Находясь между государством и гражданским обществом, государственная служба выполняет жизненно важные для страны политическую, административную и социальную миссии. Государство реализует свои цели и задачи посредством руководства и государственного управления. Основным механизмов этого управления выступает государственная служба. И от того, какое место занимает государственная служба в системе власти, и какую роль она в ней играет, зависит очень многое в стране и обществе.

В современное время, время укрепления российской государственности все актуальнее становится проблема становления и развития государственной службы. Формируется законодательство о государственной службе что, в свою очередь, обозначено на уровне конституционном. Исходя из этого, актуальным становится потребность определения как государственной службы в системе государственного управления. Призвание государственной службы как организационно-правового института государства является обеспечение организации и осуществлению задач и функций государствa. В государственных органах сложились определенные способы кадрового подбора, имеют место распределение управленческих функций и полномочий между должностными лицами, механизм обеспечения государственной и трудовой дисциплины, управления процессом труда, организация необходимых условий для управленческой деятельности, обеспечивающих нормальное функционирование государственных органов. В этом аспекте государственная служба основывается на общих нормах трудового права.


Необходимо отметить, что трудовые отношения на государственной службе имеют особую правовую основу, отличную от обычной наемной трудовой деятельности. Все своеобразие государственной службы определяется как некий наемный труд, который организует государство: финансово и материально обеспечивается средствами бюджета, а также должен осуществляться в государственных интересах, а по всему тому имеет публичную функциональную значимость.

Государственная служба в широком смысле этого понятия представляет собой общественную социальную полезную работу по обеспечению законности общественных отношений различных уровней жизни. Государственная служба выступает незаменимым фактором стабильности общества, потому что от эффективности работы данной службы зависит вся стабильность системы общественных отношений государства. Специфичной чертой этого вида деятельности является ее управленческий характер, направленность на реализацию полномочий по охране правопорядка как внутри государства, так и за его пределами.

Целью исследования курсовой работы, является характеристика системы государственной службы Российской Федерации, а также опыт становления, современного состояния и характеристика направлений совершенствования.

Для достижения цели исследования, необходимо решить ряд задач:

  • охарактеризовать исторический опыт становления государственной службы в дореволюционный период и в советский период;
  • охарактеризовать современное состояние государственной службы в России;
  • раскрыть основные принципы и функции государственной службы;
  • охарактеризовать виды государственной службы;
  • проанализировать и раскрыть проблемы развития государственной службы в России;
  • раскрыть направления совершенствования государственной службы.

Методологической основой исследования является диалектический метод познания и системный подход.

Теоретической базой исследования послужили труды А. Малько, М.Н. Марченко, В. Нерсесянца, О.А. Омельченко, А.Г. Спиркина, В.Н. Хропанюка, и многих других.

1. История возникновения и развития государственной службы в России


1.1 Эволюция развития государственной службы в дореволюционный период

Возникнув практически одновременно с государством для реализации его властных полномочий, государственная служба со временем становится особым видом профессиональной деятельности по управлению многочисленными государственными делами, такими как исполнение актов монарха, обеспечение порядка в стране, вершении правосудия, усмирение непокорных, содержанию армии, охрана государственных границ, взимание налогов и т.д. Россия позже других стран приступила к формированию системы государственной службы [17, с. 54].

Достаточно глубокое и продуманное реформирование было проведено во времена царствования Петра I. Застав в молодости приказную систему, он попытался обновить ее. По его указанию было создано три приказа: Военно-морской, Адмиралтейский и Артиллерийский. Во главе этих приказов встали новые люди. Но эти нововведения не спасли устаревшую систему. Реформирование государственного управления было неизбежным. Для начала было избрано местное управление. 18 декабря 1719 г. появился царский указ об образовании губерний. Территория страны была разделена на 10 губерний: Московскую, Санкт-Петербургскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангельскую, Сибирскую, Рижскую, Нижегородскую и Астраханскую. Это были обширнейшие земли, они возглавлялись губернаторами, назначавшимися царскими указами. Все губернаторы были наделены очень обширными, подчас колоссальными полномочиями [31, c. 22].

К тому времени «государева служба», так с XVI в. называлась государственная служба в России, была не в состоянии осуществлять оперативное управление государством. В связи с этим создается Правительствующий сенат с весьма широкими правами. Сенат выполнял законосовещательные и исполнительные функции. Приказы были заменены коллегиями и подчинялись они царю и Сенату. Их функции и полномочия были четко определены, организационное устройство и делопроизводство унифицировано. На правах коллегий находились еще два учреждения: Главный магистрат и Синод. В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты из числа «дельных и лучших в купечестве» горожан. В ведении Синода находились церковные дела [31, c. 24].

Петровские преобразования укрепили монархическую власть в России. В процессе реформирования государственного управления Петр I предпринял попытку монополизировать источники существования чиновников с целью поставить их в большую зависимость от государства и царя. Для этого был установлен фиксированный размер оклада в соответствии с занимаемой должностью. Деятельность чиновников, позволяющая получать доход вне системы государственного обеспечения и контроля, была объявлена преступлением, взимание с населения поборов приравнено к взятке, что сурово каралось по закону. Однако коррупция с петровского времени стала той смазкой, без которой не могли прийти в движение колеса государственной машины [22, c. 84].


Твердую основу в законодательство о государственной службе заложил Петр I, введя в 1722 г. Табель о рангах – единую систему должностей и чинов. Этот документ просуществовал до конца 1917 г., имел глубокий смысл, способствуя упрочению централизованного государства и упорядочению государственного управления, он четко определял положение человека в обществе и меру его ответственности перед государством. Табель о рангах использовалась в качестве руководства вплоть до Октября 1917 г., идеи, заложенные в «Табели о рангах» оказались столь жизнеспособны, что используются и при классификации современного чиновничества [31, c. 31].

Петр I оставил после себя хорошо организованную государственную службу, составной частью которой была статская (гражданская) служба. Петровская система управления централизованным унитарным государством заложила основу для сочетания отраслевого и территориального управления, коллегиальности и единовластия [23, c. 17].

Коррекция законодательства о государственном управлении и государственной службе была продолжена во второй половине XVIII в. Екатериной II (1762-1796 гг.). За время своего правления она не создала каких-либо новых форм государственного устройства, но она очень решительно наводила порядок в тех структурах, которые оставил после себя Петр I [23, c. 18].

Первым шагом была крупная реформа Сената, по которой он был поделен на шесть департаментов со строго определенными функциями в определенной сфере государственного управления. Наряду с реформой Сената была проведена реформа Синода. Екатерина II рассматривала членов Синода как государственных (статских) служащих, в результате духовенство превратилось в одну из групп чиновничества. Одним из наиболее значительных актов, изменившим организацию управления страной и системой государственного аппарата стал принятый в 1775 г. акт «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», в котором говорилось о привлечении представителей дворянства к центральному и местному управлению, что позволило местному аппарату проводить политику центральной власти.

Пришедший на смену Екатерины II сын Павел I (1796-1801 гг.) пытался исправить некоторые ее новации. Годы его правления выглядят временем регресса и разрушений, достигнутых его матерью. При нем Сенат окончательно утратил свое значение. Павел I разломал систему местного управления: были ликвидированы должности наместников, некоторые приказы объединены, городские думы ликвидированы, некоторым территориям (Украина, Прибалтика) вернули традиционные органы управления, была подвергнута реформе судебная система. Павлу I не удалось обрести опору ни в одном социальном слое, поэтому судьба его была предрешена [16, c. 41].


Взошедший на престол Александр I (1801- 1826) восстановил роль Сената. Александром I был издан манифест «Об учреждении министерств», по которому коллегии были заменены на министерства, а министры вошли в Государственный совет и Комитет министров. Нашествие Наполеона остановило реформаторскую деятельность императора, а вскоре и скоропостижная кончина [31, c. 35].

Во времена правления Николая I (1826 – 1865) существенных изменений в системе органов высшей государственной власти не происходило, его попытки уменьшить нарастающий во всех аппаратных структурах разрыв между чинами административного персонала и занимаемыми ими должностями не увенчались успехом.

Самым грандиозным событием во времена правления следующего монарха Александра II (1865 – 1881) было принятие 1 января 1974 г. закона «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», согласно которому было отменено крепостное право, в результате чего более крестьяне освободились из-под личной власти помещиков, получили свободу, различные гражданские права. Помимо крепостного права этот закон возрождал земство на Руси [17, c. 61].

Николай II, правивший с 1894 г. по 1917 г. провел реорганизацию управления в центре, которая не затронула управление на местах. В результате реорганизации насчитывалось 78 губерний, 4 градоначальств, 10 генерал-губернаторств, а также по 10-15 уездов в каждой губернии. Опорой самодержавия был Совет объединенного дворянства, который отстаивал незыблемость самодержавия и помещичьего землевладения [31, c. 39].

В годы Первой мировой войны в России разразился экономический и политический кризис. Недовольство властью привело в 1917 г. к революционному взрыву. Николай II отрекся от престола. С самодержавием было покончено.

Таким образом, анализ исторических фактов показывает, что есть два способа управления большими территориями: первый, когда значительную роль играет местное самоуправление, выбранное населением и отчасти контролируемое из центра; второй, когда сверху и снизу господствует всеведущая административная власть, подавляющая всяческое самоуправление

1.2 Государственная служба в советский период

Формирование новой системы государственного устройства в России началось на II Всероссийском съезде Советов. Съезд сформировал новые органы власти. Верховным органом был объявлен Всероссийский съезд Советов. Между съездами функции этого органа исполнялись Всероссийским исполнительным центральным комитетом (ВЦИК). Съезд также сформировал правительство – Совет народных комиссаров (Совнарком). Отличительной чертой новых органов власти было соединение законодательных и исполнительных функций. Силу имели не только постановления съезда Советов и ВЦИК, но и декреты Совнаркома, и даже акты отдельных наркоматов [29, c. 112].