Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 760
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика теорий происхождения права
1.1. Обзор и классификация теорий происхождения права
1.2. Содержание основных теорий происхождения права
1.3. Объективные закономерности возникновения и развития права как общественного явления
2. Естественно-правовая теория происхождения права
2.1. Зарождение естественно-правовой теории происхождения права
2.2. Идеи естественного права в теории Джона Локка
2.3. Развитие естественно-правовой теории происхождения права
Классификация на основе механизма и способа формирования первичной государственности, то теории происхождения права можно, по всей видимости свести, в самом общем виде, к двум группам теорий. С одной стороны, это теории, которые отображают поэтапное становление государственности. Эти концепции политогенеза основываются на основе представлений о стадиальном развитии человечества и политических форм организации общества. Примером здесь может быть и теория социальных эволюционистов, в частности, Л. Моргана, чью схему воспринял Ф. Энгельс и оказавшую огромное влияние на развитие марксистской теории происхождения государства как в советском, так и в западном варианте. Схема трансформации догосударственого общества здесь представляется в качестве закономерного прохождения общества через ряд стадий включающих следующие этапы: первобытное родовое общество (без государства) - его разложение - военная демократия как переходная стадия к государству - государство. Весьма популярны в современной литературе схемы трансформации различных форм организации политической власти в неоэволюционных концепциях политической антропологии. Так у Э. Сервиса это локальная группа (бенд) - племя - вождество (чифдом) - государство. Несколько менее популярная схема М. Фрида: эгалитарное общество - ранжированное общество - стратифицированное общество - государство.[15]
Примечательно, что по всей видимости, представители различных концепций, которые группируются в определенные единые группы будут разнесены в различные классы по каузальному и динамическому критериям происхождения права.
Что касается третьего предложенного критерия - характеристики первоначального доправового состояния, то здесь можно их разграничить как теории изначального и извечного существования права, так и производные теории, согласно которых появлению права предшествовало долгое существование доправового общества. Впрочем, верно отметил в свое время А. Еллинек, что "полная солидарность во взглядах относительно... первоначальных типов (как он называет примитивной организации общества), едва ли когда-либо будет достигнута, тем более, что из той или иной конструкции первоначального социального состояния обычно выводятся те или иные определенные экономические и политические теории".[16]
Таким образом, для построения научной типологии феномена теорий происхождения права следует использовать матричный метод, с учетом сущностных критериев теории происхождения права, включая вопросы причин, механизма (способ) возникновения права, а также исходного доправового состояния общества. Несмотря на известную трудоемкость этого метода, с его помощью можно точнее определить место каждой концепции в общей типологии теорий происхождения права.
1.2. Содержание основных теорий происхождения права
Среди десятка теорий можно выделить основные теории происхождения права (классовая, теологическая, историческая и др.) и иные теории, которые не являются основными, но рассматриваются наряду с ними (психологическая, договорная, теория насилия, расовая, теория солидаризма и др.).
Таблица 1
Основные теории происхождения права
№ |
Наименование теорий |
Период возникновения |
Основоположники |
1. |
Патриархальная теория |
III в. до н.э. |
Аристотель. |
2. |
Теологическая теория |
XII-XIII вв. |
Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен |
3. |
Договорная теория |
XVII-XVIII вв |
Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев |
4. |
Теория насилия |
XIX век |
Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский, |
5. |
Органическая теория |
XIX век |
Г. Спенсер. |
6. |
Психологическая теория |
Середина XIX века, |
Л. Петражицкий, Г. Тард, Д. Фрэзер. |
7. |
Расовая теория |
1850 годы |
Ж. Гобино. |
8. |
Технократическая теория |
1920 годы |
Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл |
9. |
Космическая теория |
XVIII -XIX века |
Ч. Дарвин, Г. Э. Рихтер |
При ознакомлении с таблицей № 1 ярко прослеживаются исторические вехи влияющие на изменение мнения человечество о зарождении государства и права, так как основоположниками теорий являются известные философы.
Рассмотрим основные теории происхождения права:
1. Теологическая теория
Главным представителем данной теории был идеолог католицизма Фома Аквинский, а также Аврелий Августин и Жозеф де Местр.
Основные идеи: согласно теории миром управляет Божественный разум, а значит право создал Бог для регулирования жизни общества и отдельных индивидов. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке. Основной постулат теории говорит, что существование высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права.
Фома Аквинский утверждал, что часть Вечного закона - это Божественный закон, выраженный в Библии. Если человеческий закон противоречит Божественному закону, то он не должен соблюдаться в любом случае.[17]
Теологические учения опирались на религиозные книги (в первую очередь на Библию), которые объясняли происхождение данной теории.
Эта теория стала связывать право с добром и справедливостью, а это указывает на достоинства теории.[18]
Божественная теория сыграла свою немаловажную роль на историческом этапе развития, но для современного развитого общества это теория скорее не приемлема, то есть утратила свою значимость, что является её недостатком.
2. Естественно-правовая теория
Названная теория получила свое завершение в период буржуазных революций в конце 17- начале 18 вв.
Представители данной теории: Т. Гоббс, Б. Спиноза, Д. Локк, Г. Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Д.Дидро и А. Радищев.
Ученые этой теории полагали, что существует право позитивное, которое устанавливает государство, и естественное, которое присущее человеку от рождения. Естественное исходит из природы человеческого разума - это не писаное право. А совокупность естественных неотъемлемых прав человека (право на жизнь, свободу, равенство, собственность и др.) и есть критерий позитивного права.
3. Историческая теория
Возникла в период конца 18- начала 19 вв.
Основными представителями этого направления исследовательской мысли являются Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, Н. М Карамзин.
Основные идеи заключались в том, что право-это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию. Здесь право развивается постепенно, незаметно и стихийно. Мыслители трактовали, что право-это правовые обычаи, то есть исторически сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юридические последствия; право есть у каждого народа, которое саморазвивается со временем.[19]
Главными достоинствами исторической теории являются культурно-исторические и национальные особенности права (и их необходимость), а также подчеркивается естественность развития права, которое означает, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению.
Но есть и свои недостатки данной теории, к примеру, в новых экономических условиях обычаи не справлялись с упорядочением рыночных отношений, тем самым эти правовые обычаи идут в ущерб законодателю.
4. Классовая теория (Марксистская концепция)
Выдающимися мыслителями 19 века и основателями данной теории были К. Маркс и Ф. Энгельс.
В общем, можно сказать, что с точки зрения этой теории право-это возведённая в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т.е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение её в закон осуществляется государством путём установления или санкционирования определённых норм. Мыслители полагали, что корни права лежат в экономике, в базисе общества, но, тем не менее, право не должно стоять выше экономики. В советской юридической науке и юридической науке других социалистических стран право обычно определялось как совокупность или система общеобязательных норм, которые устанавливаются, или санкционируются государством, обеспечиваются им, выражают волю экономически господствующих классов или народа (в социалистическом обществе) и выступают в качестве регуляторов общественных отношений.
Безусловно, Маркс и Энгельс были правы, что экономика - это огромный фактор в развитии общества, и что на определенной ступени развития общества, обычаи перестают быть основным средством социального регулирования, который были применены к однообразному, однородному обществу, но отнюдь не для общества, в котором произошло социальное дифференцирование на классы, группы.[20]
Однако классовую борьбу можно рассматривать как с отрицательной стороны, которое ведет к регрессу общества. Тем более в праве должна выражаться воля не только господствующего класса, а общая воля людей, их права, обязанности Право должно отвечать интересам всех людей, а не только интересам экономически сильного и господствующего класса. К сожалению, Маркс и Энгельс не учли этого обстоятельства. Важнейшими функциями права признавалась принудительная, репрессивная, карательная функции, которые также указывают на минусы марксистско-ленинской теории.
5. Нормативистская теория
Завершена в начале 20 века.
Представители: П. Новгородцев, Г. Кельзен, Р. Штаммлер.
Основные идеи мыслителей: исходными являются представления о праве, как о системе норм, где на самом верху находится «основная суверенная норма», принятая законодателем. Каждая низшая норма черпает свою законность в норме значительной юридической силы. В основании системы находятся индивидуальные акты (решения судов, договоры, предписания администрации и другие).
Здесь доказывается необходимость соподчинения правовых норм по степени юридической силы, что может являться главным достоинством этой теории.
Однако у теории есть обратная сторона медали, где явно виден уклон к формальной стороне права, но не содержательной, то есть прав личности, нравственных начал юридических норм и т.д.[21]
6. Помимо всех основных теорий зарождения права существуют и иные теории среди который есть и ирригационная. Становлению которой поспособствовал К. Виттфогель. В своей работе «Восточный деспотизм» им раскрыты процессы образования государства на основе потребности ведения земледелия в засушливых и труднообрабатываемых районах земли. Так, по его мнению, необходимость ведения ирригационных работ дало толчок к переходу от родового общества к государству.[22]
По мнению авторов, данная теория имеет одну, ключевую нестыковку. Для организации совместной работы по созданию ирригационных систем уже необходимо государство, т.к. только ему под силу вести гигантские работы, поэтому государство возникло либо до начала работ, либо его создание шло параллельно, но никак не позже.
Таким образом, мы рассмотрели основные теории происхождения права, где выяснили причины появления теорий, их многообразие, достоинства и недостатки.
1.3. Объективные закономерности возникновения и развития права как общественного явления
Теории происхождения права, как это становится понятным, по-разному определяют причины и закономерности возникновения данного общественного явления. Вместе с тем, существуют и объективные данные, установленные научными методами. Так, еще в общине родового племени были учреждены социальные нормы или поведенческие правила. Это было "обычное право", которое регулировало непосредственно обычаи, охоту, рыболовство, труд, семейные связи и военные кампании.
Одновременно обычаи являлись нормами морали, теологического верования и сопряженных с доходом племени обрядов и ритуалов. Особенностью поведения было то, что нормы обнаруживали укоренившиеся или прижившиеся правила взявшие силу в обыденном житейском деле или в схватке за землю. Нужда подвигала людей к удовлетворению естественных потребностей, обеспеченных мнением большинства и введением насажденных приемов принявшихся привычками. При этом у членов родового племени не было четкого разделительного членения. Следовательно, право - результативный продукт, возникший как регулятор положения в деле людей.[23]