Файл: Теории происхождения права (основные теории).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 767

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Желание избежать войны, состояния хаоса натолкнуло людей создать государство. Для защиты своих прав, сохранения свободы, обеспечения достой жизни люди приходят к соглашению о создание политического образования - государства. Дж. Локк особенно акцентирует внимание на согласии: всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа.[33] Только полное осознание человеком необходимости передачи части своих прав государству в полной мере обеспечивает возможность властным структурам справедливо проводить внутреннюю политику. Люди заключают общественный договор, чтобы сохранить собственность (жизнь, имущество, права и свободы). Согласно договору народ период часть своих прав и свобод государству, чтобы оно устраняло недостатки естественного состояния.

Государство - это политическое сообщество с общей властью, законом, судом. Основной целью государства, таким образом, становится защита естественных прав человека от посягательств со стороны. Одним их основополагающих положений теории Джона Локка, которое идет вразрез с положением Гоббса является мнение о том, что государство не имеет абсолютной, ничем не ограниченной, произвольной власти над обществом, а наоборот, предусматривает взаимную ответственность государства и общества друг перед другом в пределах своих полномочий. И если государство не выполняет оговоренных обязательств перед народом, то общество имеет полное право бороться с таким государством.

По мнению Дж. Локка, государство и граждане имеют взаимные права и обязанности. Так, например, государство имеет право принимать законы, собирать налоги и тому подобное, но, в то же время, обязано защищать граждан от посягательств. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и прочее, но в свою очередь, они имеют право на защиту, а в случае не соблюдения договору - расторгнуть.

Кто бы то ни был главой государства, он обязан править в соответствии с постоянными законами, установленным народом; править с помощью беспристрастных и независимых судей, которые будут разрешать возникающие споры, руководствуясь только этими законами. Создание государства на основе общественного договора означает, что все, без исключения, должны жить в соответствии с установленными законами.

Многие мыслители затрагивали вопрос о форме правления государства. Джон Локк различал следующие виды формы правления: демократия, олигархия, монархия. Он говорил, что форма правления зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной.[34] В свою очередь, английский философ не давал предпочтение не одному из видов. Для него самое главное было то, чтобы власть гарантировала народу права и свободы, защищала граждан от произвола и беззакония, соблюдала общественный договор. Именно из этого исходила его концепция разделения властей. Разделение власти необходимо для того чтобы не допустить узурпации кем-либо всей полноты государственной власти, предотвратить возможность деспотического использования этой власти.


Дж. Локк различал законодательную, исполнительную и федеративную власти. Философ считает, что законодательная власть должна беречь жизнь и достояние граждан, вершить правосудие, сохранять имущество граждан. Законодательная власть является высшей властью в государстве, потому что основана на согласии подданных, избрана народом и несет ответственность перед ней. Народ вправе изменить состав законодательной власти. Исполнительную власть образует совокупность исполнительной власти каждого, переданной в соответствии с общественным договором. Федеративная власть занимается решение внешних вопросов государства: объявление войны, заключение мира, участие в коалициях и союзах и другие. В случае злоупотребления и хитрости со стороны одной из ветвей государственной власти дает право народу на восстание.

С одной стороны, теория Дж. Локка является важнейшим шагом в познании государства и права, потому что порывала связь с религиозными представлениями о происхождении государства, верховной власти, закона. Разработка принципов гражданского общества является главнейшим достижением Дж. Локка. С другой стороны, у данной теории есть определенные недостатки, например, схематичное и идеализированное представление о первобытном обществе, которое якобы осознает необходимость заключения договора между людьми и правителем. А также недооцениваются объективные причины происхождения государственности: социально-экономические, политические, военные, культурные и другие.[35]

2.3. Развитие естественно-правовой теории происхождения права

В дальнейшем учение Джона Локка о происхождении государства и права развивали такие философы, как: Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо, А. Н. Радищев. Основные положения теории английского мыслителя нашли свое место в современном мире.

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) дал классическое обоснование естественно-правовой теории.

Жан-Жак Руссо, исходя из договорной теории происхождения государства, настаивал на том, что если правитель не выполняет условия договора, его можно свергнуть, и это будет правомерно. Он рисовал прошлое человечества как «золотой век». По описанию Ж.-Ж. Руссо, сначала люди жили как звери, и ничего общественного (речи, собственности, морали и т.п.) у них не было. Они были равны между собой. Но по мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи.


Естественный человек – это счастливый человек: он наделен здоровьем, у него нет лишних потребностей, он свободен и ни от кого не зависит. У него нет частной собственности, совершенствование и развитие человеческого разума. Основная задача, которую призван решать общественный договор, состоит, по мнению Ж.Ж. Руссо, в том, чтобы найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает личность и имущество каждого из членов ассоциации, и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде.[36]

Барух (Бенедикт) Спиноза (1632 - 1677 гг.), нидерландский философ-материалист, пантеист и атеист, политический и правовой мыслитель Б.Спиноза вошел в историю политической и правовой мысли как теоретик договорного происхождения государства, теоретик неотчуждаемых прав человека, сторонник демократической формы правления.

Б.Б. Спиноза разработал концепцию естественных прав человека. Человек в представлениях Б.Б. Спинозы, есть частица природы, подчиняется законам природы, как и все другие живые существа. Как существо природное человек руководствуется своими аффектами (эгоизм, страсть, корысть, зависть и т.д.), но в своем поведении следует закону самосохранения.

Б. Спиноза делает вывод: естественное право человека – это право на самосохранение, которым обладает каждый индивид, это его природная «мощь» и «сила».

Также как и Т. Гоббс, Б.Б. Спиноза различает два состояния человечества: естественное и государственное или гражданское.

Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802 гг.), русский писатель, мыслитель, философ, просветитель, революционер.

А.Н. Радищев утверждал, что государственная власть всегда принадлежит народу. Она всего лишь передана монарху по договору и должна находиться под контролем народа. Люди, входя в государство, лишь ограничивают власть государства, а вовсе не теряют свою естественную свободу, принадлежащую им от рождения. Государство, созданное для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), не может посягать на эти права. Оно должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав проистекает из привилегий носителей властных полномочий. Отсюда А.Н. Радищев вслед за Ж.-Ж.Руссо и выводил право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.[37]


Анализ взглядов авторов договорной (естественно-правовой) теории происхождения права позволяет сделать следующий вывод: сторонники данной теории исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на создание государства на основе общественного договора, как на инструмент защиты естественных прав.

Общественный договор - это состояние общества, когда люди добровольно объединились в государственно-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения некоего объединяющего всех центра.

Слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное, часто противоречивое представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.

Естественно-правовая теория не является универсальной. Это только одна из сторон в процессе возникновения права и договор существовал не у всех народов и не везде.

Заключение

Завершая исследование, необходимо отметить, что ни один из фундаментальных учебных курсов по теории государства и права не обходится без главы, посвященной обзорам и анализу концепций о происхождении государства и права. Причем в учебниках и учебных пособиях, как правило, излагается примерно десяток основных теорий, хотя на самом деле их на порядок больше.

Наличие большого количества теорий происхождения права обусловлено тем, что время возникновения правовых учреждений относится к бесписьменному прошлому человечества. Это обстоятельство требует реконструкции и определенных предположений о постоянно обновляемых фактах, изменяющих наше представление о прошлом человечества. Исторические реконструкции процесса формирования права отражают сложность учета различных факторов и условий. В точках зрения и подходах той или иной концепции происхождения права отражается исторический контекст и идейно-политические пристрастия конкретных авторов, что также влияет на разнообразие теоретических построений о права.

Также следует отметить, что теории, объясняющие происхождение двух явлений (государства и права), как правило, излагают закономерности и причины развития обоих явлений. Это не случайно. Очевидно, что исторически становление государственных институтов и правовых элементов – процесс синхронный и взаимообусловленный. В этой связи рассматривать проблему происхождения права в отрыве от процесса возникновения и развития государства попросту невозможно. В связи с этим, зачастую в работе излагались позиции, которые относятся к генезису и права, и государства.


Основными теориями происхождения права являются:

- Патриархальная теория (III в. до н.э., Аристотель);

- Теологическая теория (XII-XIII вв., Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен);

- Договорная теория (XVII-XVIII вв., Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев);

- Теория насилия (XIX век, Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский);

- Органическая теория (XIX век, Г. Спенсер);

- Психологическая теория (середина XIX века, Л. Петражицкий, Г. Тард, Д. Фрэзер);

- Расовая теория (1850 годы, Ж. Гобино);

- Технократическая теория (1920 годы, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл);

- Космическая теория (XVIII -XIX века, Ч. Дарвин, Г. Э. Рихтер).

В работе рассмотрены основные теории происхождения права, причины появления теорий, их многообразие, достоинства и недостатки.

Во второй главе подробно проанализирована одна из наиболее известных теорий происхождения права – естественно-правовая концепция, которая возникла и развивалась вместе с договорной теорией происхождения государства.

Среди авторов данных связанных между собой теорий следует назвать первых философов – создателей политических теорий, живших в V в. до н. э., а именно старших софистов. Указанные идеи были детально проработаны и окончательно оформлены в Новое время в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Д. Юма, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.

Суть договорной теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. Общественный договор – это теория, объясняющая происхождение не только государства, но и гражданского общества, права как результата соглашения между людьми.

В тот период, когда еще не образовалась государство, люди обладали определенными правами и свободами. Это состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью. В естественном состоянии каждый человек обладает неограниченной свободой, он связан лишь законом природы. Целью закона является сохранение и расширение свободы. Естественное право означает, что каждый человек имеет право охранять свою собственность, то есть жизнь, свободу, имущество. Желание избежать войны, состояния хаоса натолкнуло людей создать государство. Для защиты своих прав, сохранения свободы, обеспечения достой жизни люди приходят к соглашению о создание политического образования – государства и права.

При этом государство и граждане имеют взаимные права и обязанности. Так, например, государство имеет право принимать законы, собирать налоги и тому подобное, но, в то же время, обязано защищать граждан от посягательств. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и прочее, но в свою очередь, они имеют право на защиту, а в случае не соблюдения договору - расторгнуть.