Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 763
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика теорий происхождения права
1.1. Обзор и классификация теорий происхождения права
1.2. Содержание основных теорий происхождения права
1.3. Объективные закономерности возникновения и развития права как общественного явления
2. Естественно-правовая теория происхождения права
2.1. Зарождение естественно-правовой теории происхождения права
2.2. Идеи естественного права в теории Джона Локка
2.3. Развитие естественно-правовой теории происхождения права
Надобность породило право для необходимости единства и порядка в прибывающей в города новой общности пополняющей народонаселение подконтрольной территории. В условиях расслаивающегося народонаселения на касты и сословия, имущество которых стало предметом споров и конфликтов, возникла также надобность военного или силового смягчения вражды бедствовавших в постоянном обмене производимой продукции (товаров и услуг) и в добрососедских отношениях мирными возможностями. Системными оружиями обуздания выступили санкции за неповиновение социальным нормам. Наиболее отличительным и очевидным критерием регуляции жизни выступили свойские тесные связи и касательства права с государством.
Государство установило порядок посредством издания законов либо санкционированных обычаев и сотворением процедуры судебных прецедентов. Через функционеров своих аппаратов обеспечило исполнение и защиту норм права от нарушений. Правовые нормы не могут обрести всеобщее значение без официально-публичного объявления через средства массовой информации. Применение норм при нужде в этом, без злоупотребления силой, снабжается мерой государственного принуждения. Для этого учреждены надзорные и контролирующие органы с целью предупредительного пресечения нарушений, судебного порядка разрешения споров и наказания повинных. Связь права с политикой и государством изъявляется также путем создания системы воспитания и поощрения в людях уважения к духу и букве закона наряду с религиозными ритуалами и предписаниями по традиции. Однако цеховые или на современный лад корпоративные права и обязанности публик и людей отдавали предпочтение своим "избранникам - регуляторам" взаимоотношений и "увлекали остальных в смуту". Учесть, все социальные нормы возникают либо самопроизвольно спонтанно и существуют неизменно в виде общественного или особого мнения, либо выковываются с помощью договорной самоорганизации народа.[24]
Нормы права непреложно явлены в официальной форме формальной определенности с четкой, ясной, внятной, доступной и понятной закрепленностью тезисных положений, выделяющейся логичностью и внутренним единством, являя эталоны поведения через образование системной детализации коммуникации и деятельного общения. Право - индивидуальная система, то есть учитывающая статутное состояние индивидуума, но разницы подобий между национальными системами могут быть существенными по причине консервативности традиций, верований и внедренных в обиход практик. Ведая влиятельным воздействием на закономерности жития и бытия, исходящие от политики, экономики, культуры и иных веяний в течение долгого времени устраиваются семьи правовых систем. Например, европейская континентальная система права. Следует отметить, позитивизм предустановлен или санкционирован в любом системном обществе и естественно эволюционирует по линии натуральной природы акта применения права. Связью позитивного права с жизнью выдается требовательная надобность и понужденная необходимость в глубинно-качественных источниках права ради достижения цели эффективной регуляции отношений при разнящихся интересах. Право - тонкое и аспектное понятие. Мы подразумеваем систему норм коренящихся в семейных "гнездах" обычаев или морального права в смысле допустимой нравственностью мер дозволенного. "Корень права в правде, в правильной и справедливой силе правого дела". В древности естественный разум сливал воедино мораль и право.
Древнейшие источники ключевого права именовались правдами. Желание справедливости часто называлось узловым и стержневым тяготением народа укрепляющего Конституцию.[25] Устремление к справедливости присуще и характерно позитивному праву, невзирая на разницу в понимании и принятии норм этносов и срезов социума. Отождествление права со справедливостью, восприятие права как некий официальный эталонный образец признанный людьми, всегда помышляющий защитить всех без исключения членов общества, привносит в жизнь устойчивость и человечность для каждого из людей. Поэтому с изменением исходных основ представления права модифицировалось и сущностное отношение к праву.
В древности ближайшими вестниками права видели волю богов через священников оглашающих священные писания. Например, через брахманов в Индии. Право обуславливалось волей богов и их "помазанников" в правители государства, но право должно уметь распознать и признать разум наилучшего человека для общей пользы. Тысячелетние господства теологии, утверждающих божественность законов, начинают в современном мире уступать место гуманности в светской теории права и дела и деятельного общения, взаимоотношения и правоотношения. Естественно существует натуральное разумное право человека мыслить и осмысленно осознать происходящее в жизни своей и социума, сопоставив в масштабе выработать право на реакционное отношение, чтобы освободиться в представлении права от религиозных догм. Это длительный процесс, но направление развития демократическим путем к правовому государству с устройством гражданского общества уже ясно каждому человеку и гражданину. Встречное движение к либерализму и социальному укладу жизни с признанием поддержки незащищенных слоев народонаселения с закреплением их в статутном и гарантированном положении и детально регламентированном спектре прозрачных и бесцветных прав для общественно-наблюдательного контроля.[26]
Таким образом, право - самый существенный институт цивилизованной культуры. Происхождение и развитие права с социализацией в длительном по времени процессе, обусловлено стремлением к рациональной организации человеческих коллективов для сохранения устойчивого постоянства отношений, предполагающих известные, обязательные правила и порядок устройства жизни социума. Соблюсти правовой строй, в том числе с помощью убеждения, принуждения и назначения власти, применения добродетельной силы, важно для упорядочения защиты свободных индивидов в выборе приемлемых регуляторов связей, касательств и отношений.
Объективная необходимость ведет образование права в неизбежном течении назначенного, а не по желанию отдельно "всемогущих" правителей. Логические силы роста, возросшие на почве правового сознания, дают дух для ясного исследования устремлений в развитое будущее. Отрицая творчество личности при учреждении права, консервируя народную волю, никто и нигде не сумеет выковать успешную ролевую модель достижений без провалов, пригодных для людей в данном времени и в необратимо являющемся будущем. Внешнее и внутреннее влияние права на конфликт интересов порождает закономерное, реакционное действие в маршах протестов недовольных и несогласных с уложившимся положением. Утверждая, что право решительной критики собранных масс с течением времени прибудет к пиковой, критической точке равновесия, думаю, "право призывает вечно бессмертную сменяемость права". Новому праву придется пролагать себе путь с помощью воинственной борьбы, что нередко длится веками реализации благородной и возвышенной идейности.
2. Естественно-правовая теория происхождения права
2.1. Зарождение естественно-правовой теории происхождения права
Исследуя естественно-правовую теорию происхождения права, нужно отметить, что она обычно изучается вместе с договорной теорией возникновения государства, как две стороны одного и того же социально-исторического процесса.
Среди авторов данных связанных между собой теорий следует назвать первых философов – создателей политических теорий, живших в V в. до н. э., а именно старших софистов. Указанные идеи были детально проработаны и окончательно оформлены в Новое время в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Д. Юма, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др.
Суть договорной теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания. Общественный договор – это теория, объясняющая происхождение не только государства, но и гражданского общества, права как результата соглашения между людьми.[27] Иными словами, общественный договор означает соглашение на основе набора согласованных правил, в соответствии с которыми частные лица добровольно отказались от некоторых своих естественных прав (личного суверенитета) в пользу государственной власти (правительства). Заключение общественного договора в рассматриваемой теории представляет собой некий разовый, субъективный акт, в результате которого появляется государство, а не эволюционный, постепенно складывающийся и не зависящий от воли отдельного человека процесс.
По мнению софиста из Элиды Гиппия, существуют писаные и неписаные законы. Как раз писаные законы были созданы в форме общественного договора, полезность которого заключалась лишь в гарантии защиты естественных прав человека.[28] Более того, Гиппий сформулировал содержание естественных прав, называя людей «родственниками, свойственниками и согражданами по природе».
Одним из разработчиков теории возникновения права стал выдающийся голландский юрист, политический мыслитель, основатель доктрины естественного права Гуго Гроций (1583–1645).
Его основная работа «О праве войны и мира» (1625 г.) посвящена проблемам международного права, но в ней рассмотрены и общие вопросы государства и права: деление права на «естественное» и «человеческое». Гуго Гроций считал, что естественное право истинно само по себе и потому существует независимо от воли Божьей. В ходе исполнения его принципов (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое». В своих работах Гроций объясняет естественное право и право народов, а также принципы публичного права.[29]
Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) считал, что изначальной сутью межлюдских отношений был человеческий эгоизм, заключающийся в стремлении к почестям и богатству. Чтобы избежать постоянной борьбы и угрозы для жизни, люди решили заключить общественный договор, в результате чего и появилось искусственное образование – гражданское общество, состоящее из народа и толпы. Естественное состояние – это состояние абсолютной, ничем не ограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Гражданское общество предполагает отказ человека от части своей свободы в пользу защищенности, которую обеспечивает государство при помощи таких учреждений, как суд, армия, полиция, правительство. Таким образом, Т. Гоббс рассматривал общество в двух измерениях: с одной стороны, как живой организм – догосударственное состояние людей, а с другой – как выступающую в качестве государства (народа) – «смертного бога Левиафана» – искусственную субстанцию.
Между тем, по мнению философа, люди равны и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние, по Т. Гоббсу, есть в полном смысле «состояние войны всех против всех», право каждого делать все для самосохранения, вплоть до убийства другого человека. В этой ситуации, чтобы не уничтожить друг друга, люди вынуждены взаимно идти на ограничение своей свободы, т. е. своих естественных прав, заключая соглашение, гарантирующее им безопасность, мир и порядок. Это взаимное самоограничение естественных прав называется общественным договором.
1. Следует искать мира и следовать ему (закон как цель);
2. В случае согласия на то других людей должно согласится отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе (закон как средство);
3. Люди должны выполнять заключенные между ними соглашения, без чего соглашения не имеют никакого значения (закон как долг).[30]
Все естественные законы, существовавшие в период естественного состояния людей – это моральные законы, они «всегда и везде обязывают людей перед внутренним судом или судом совести». Для того чтобы естественные законы выполнялись всеми, а не только моральными личностями, необходима общая для людей власть, назначение одного человека или собрания людей представителем социума как носителя власти, общее доверие к носителю общей власти в деле обеспечения общего мира и безопасности, подчинение каждого члена социума носителю власти. Причем все эти действия совершаются по единодушному решению, по соглашению. Объединение людей посредством соглашения, называется государством, по мнению Т. Гоббса.
2.2. Идеи естественного права в теории Джона Локка
Идеи естественного права и общественного договора были подхвачены и развиты английским философом-просветителем Джоном Локком (1632–1704).
По мнению английского философа, в тот период, когда еще не образовалась государство, люди обладали определенными правами и свободами. Это состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью.[31] Главной ценностью, по теории Дж. Локка, является свобода. Лишение свободы означает лишение всего. В естественном состоянии каждый человек обладает неограниченной свободой, он связан лишь законом природы. Целью закона является сохранение и расширение свободы. Естественное право означает, что каждый человек имеет право охранять свою собственность, то есть жизнь, свободу, имущество. Под собственностью подразумевается личность, его труд, а также результаты его труда. В дальнейшем ученые назовут это определение «локковской триадой» естественных прав человека.[32]