Файл: Проблемы использования зарубежного опыта организации государственной службы в современной России на примере Канады.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Более подробно, рассматривая законодательство о государственной гражданской службе в Российской Федерации, стоит прежде всего изучить Федеральный закон №79-ФЗ от 27.07.2004 года. Данный нормативный правовой акт содержит семнадцать глав, каждая из которых закрепляет отдельные виды правоотношений, совокупность которых представляет собой понятие «государственной гражданской службы».

Помимо Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года государственная гражданская служба Российской Федерации регулируется и иными нормативными правовыми актами. Так, государственный контроль за соблюдением российского законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляется прокуратурой Российской Федерации. Данное положение закреплено в Федеральном законе №79-ФЗ от 27.07.2004 года и в Федеральном законе от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».[13] В целях повышения эффективности работы государственной гражданской службы Российской Федерации и снижения уровня коррупции среди чиновничьего аппарата действуют Федеральный закон от 03.12.2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»[14] и Федеральный закон от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».[15] Законодатель также предпочел закрепить в отдельном федеральном законе положения об особенностях прохождения гражданской службы в Министерстве иностранных дел, в связи с чем был принят Федеральный закон от 27.07.2010 года №205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации».[16] Важно отметить законодательство, касающееся пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации. Так, размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению государственных служащих закреплены в главе 3 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».[17] К сдерживающим факторам, гарантирующим гражданам защиту от превышения полномочий со стороны государственных служащих относился Закон Российской Федерации от 27.04.1993 года №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», действовавший до 2015 года[18]. На смену данному нормативному акту пришел Федеральный закон в виде кодифицированного акта – Кодекс административного судопроизводства от 03.08.2015. С целью обеспечения открытости и прозрачности государственной гражданской службы Российской Федерации к источникам отечественной гражданской службы относится Федеральный закон от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».[19]


Особо важное положение в системе источников государственной гражданской службы России также занимают подзаконные нормативные акты, в частности указы Президента. Одним из системообразующих среди подзаконных актов является Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 года №113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим».[20] Данный указ содержит в себе положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим, а также два приложения с таблицами, устанавливающими соответствие квалификационных разрядов федеральных государственных служащих классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации, а также соотношение классных чинов гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции и классных чинов работников прокуратуры. Основывается на вышеупомянутом Указе Президента Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2005 года №1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».[21] Данный нормативный акт выделяется среди других федеральных законов и подзаконных актов, регулирующих государственную гражданскую службу России, своим объемом. Это связано с тем, что в Указе Президента №1574 закреплен полный перечень должностей Федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации. Данный Указ Президента является также уникальным в том, что в нем даются чёткие рамки понятия «Федеральная государственная гражданская служба», то есть перечисляются все органы, составляющие систему органов государственной гражданской службы. Стоит отметить, что в канадском законодательстве о гражданской службе имеется нормативный акт, схожий по своему содержанию с данным указом. Так, в Законе Канады «О финансовом управлении» 1985 года закреплен перечень государственных органов, служащие которых признаются, в соответствии с Законом Канады «О найме на государственную гражданскую службу» 2003 года, государственными гражданскими служащими.

Несомненно важную роль играет Указ Президента РФ от 01.02.2005 года №112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».[22] Данный нормативный акт уточняет положения, закрепленные в ФЗ №79-ФЗ от 27.07.2004 года, а именно в части главы третьей, закрепляющей процедуру поступления на государственную гражданскую службу. Указом подробно регламентируется порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности государственного служащего, регулируется правовой статус членов конкурсной комиссии и кандидатов, а также иные положения, в соответствии с которыми гражданин вправе поступить на государственную службу.


С целью повышения эффективности борьбы с коррупцией в рядах государственной службы Российской Федерации, в поддержку Федерального закона «О противодействии коррупции» был издан Указ Президента Российской Федерации от 01.02.2010 года №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».[23] Иными словами Президентом Медведевым была учреждена система специальных комиссий, задача которых сводится к осуществлению надзора за соблюдением требований к служебному поведению федеральных государственных служащих.

Лицо, поступающее на государственную гражданскую службу Российской Федерации, обязано заключить служебный контракт с представителем нанимателя. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 служебный контракт – соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. В этой связи был издан Указ Президента от 16.02.2005 №159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации».[24] Данный нормативный акт способствует унификации содержания и оформления служебных контрактов государственной гражданской службы во всех органах гражданской службы Российской Федерации.

Особое внимание уделяется подготовке квалифицированных кадров для прохождения гражданской службы. С целью осуществления данной задачи был издан Указ Президента РФ от 21.12.2009 года №1456 «О подготовке кадров для федеральной государственной гражданской службы по договорам на обучение».[25] В соответствии с данным указом гражданам, прошедшим отбор на конкурсной основе и зачисленным для прохождения обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального или среднего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, предоставляется право участвовать в конкурсе на заключение договора на обучение с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы. Данный механизм гарантирует государству по истечении определенного количества лет поступление на гражданскую службу новых кадров, только что окончивших учебные заведения. Лица, уже состоящие на гражданской службе Российской Федерации, могут быть обязаны пройти так называемый «курс повышения квалификации» в соответствии с Указом Президента от 28.12.2006 года №1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».[26] Гражданский служащий может быть направлен на обучение по образовательной программе по следующим основаниям:


назначение в порядке должностного роста на новую должность;

включение гражданского служащего в кадровый резерв с целью замещения должности гражданской службы на конкурсной основе;

решение аттестационной комиссии о соответствии гражданского служащего занимаемой должности при условии успешного прохождения образовательной программы. Система призвана помогать гражданским служащим осваиваться на новой должности, а также следить за соответствием гражданских служащих занимаемым должностям.

В связи с активной интеграцией Российской Федерации в различные международные организации и экономические форумы возрастает количество командирований гражданских служащих как внутри границ Российской Федерации, так и за её пределы. Этим во многом обусловлено издание Указа Президента Российской Федерации от 18.07.2005 №813 «О порядке и условиях командирования государственных гражданских служащих».[27] Нормативным актом подробно регламентируются права, обязанности и гарантии откомандированных государственных гражданских служащих. Размеры суточных в зависимости от страны, в которую направляется государственный служащий закреплены в Постановлении правительства Российской Федерации от 26.12.2005 №812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета».[28]

Наряду с вышеупомянутыми указами Президента систему государственной гражданской службы Российской Федерации призваны регламентировать другие подзаконные акты. Так, Постановление Правительства РФ от 27.10.2012 года №1103 «Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения»[29] призван предоставить федеральным государственным гражданским служащим дополнительные социальные гарантии. Важным в плане социального обеспечения государственных служащих Российской Федерации также является Постановление Правительства от 31.12.2008 года №1090 «Об утверждении Правил предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день».[30] Данный нормативный акт конкретизирует положение Конституции, а именно ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым каждый имеет право на отдых.


В целях повышения качества борьбы с коррупцией в январе 2014 года было издано Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 №10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации».[31] Данное постановление налагает на чиновников обязанность сдавать государству все подарки (за исключением канцелярских принадлежностей), связанные с их должностными обязанностями, с правом последующего выкупа у государства за свои личные средства.

При поступлении на государственную гражданскую службу лицо обязано предоставить анкету. Ввиду того, что все государственные гражданские служащие Российской Федерации составляют федеральный аппарат государственной гражданской службы в котором все чиновники действуют на основании одних нормативных актов необходимо максимально унифицировать порядок поступления лиц на гражданскую службу. С этой целью было издано Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.05.2005 года №667-р «Об утверждении формы анкеты, предъявляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».[32]

Существуют ограничения для поступления на гражданскую службу Российской Федерации для определенного круга лиц, имеющих строго определенные заболевания, перечисленные в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 года №984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения».[33]

Немаловажным для государственных гражданских служащих Российской Федерации является также Письмо Министерства труда и социальной защиты России от 16.08.2012 года №18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 года ротации федеральных государственных гражданских служащих».[34] Данный документ закрепляет основные принципы приема гражданина Российской Федерации на государственную гражданскую службу и перечень оснований для увольнения лица с гражданской службы.