Файл: Выбор стиля руководства в организации ООО «Ассоль».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы «Выбор стиля руководства организации». По моему мнению, эта тема очень актуальна в наше время. Стиль руководства, зачастую, определяет результаты деятельности организации. Существуют множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к пробуждению своих способностей и тем самым улучшает ситуацию в организации. Также можно поступить, наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации можно погубить эффективность коллектива.

В данной работе мы попытаемся рассмотреть структуру стиля управления организацией, разберем несколько типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный, приведем плюсы и минусы, данных стилей.

На примере взятой организации, ООО «Ассоль», проанализировав её характеристики, определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда и отношений между начальником и подчиненным.

Объект. Общество с ограниченной ответственностью «Ассоль».

Предмет исследования. Стиль руководства, применяемый руководителями данного предприятия.

Цель работы. Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации – ООО «Ассоль».

Задачи:

– Рассмотреть составляющие менеджмента.

– Охарактеризовать объект исследования.

– Проанализировать стиль руководства данной фирмой.

– Предложить некоторые рекомендации по улучшению данного стиля руководства.

1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1 Понятие стиль руководства и факторы формирования

Чтобы эффективно управлять менеджером, менеджер должен иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения лидера. Формирование и функционирование как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической структуры рабочей группы и коллектива напрямую связаны с назначением лидеров в организации (ее подразделениях) и лидерами в малых группах и в коллектив в целом.


Лидер является официальным лицом с полномочиями и связан с организацией основных видов деятельности группы.

Управление стилем (менеджмент) - «Стабильная система средств, методов и форм воздействия руководителя с командой организации, направленная на выполнение миссии организации и определяемая объективными субъективными факторами процесса управления» [7, с. 465], другими словами, это типичный тип поведения лидера по отношению к подчиненным в процессе достижения задачи.

Стиль лидерства - это индивидуальное явление, определяемое специфическими особенностями личности, отражает характеристики работы с людьми, технологию принятия решений.

Стиль лидерства - это привычный способ, которым лидер ведет себя к своим сотрудникам, чтобы влиять на них или побуждать их действовать.

Кнорринг дает следующее определение: «Стиль лидерства - это система методов, реакции на возникающие ситуации, знакомые конкретному лидеру, используемые им в его практической деятельности» [3, с. 368].

Стиль руководства - это свойство каждого административного аппарата. Таким образом, индивидуальный и общий стиль руководства отличается.

Концепция стиля применима, прежде всего, в применении к личности лидера, а индивидуальный стиль выступает как особая форма объединения производственной функции менеджера с его функцией регулирования личных отношений между членами подчиненную команду.

Однако его нельзя полностью свести на личность лидера и оценить как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности лидера, несмотря на их значимость, далеко не исчерпывают компоненты, которые формируют стиль управления, присущий ему. Эти компоненты составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, но между тем стиль всегда имеет общую объективную основу.

Существует три стиля лидерства: авторитарный, демократический и либеральный. В разных источниках их можно назвать по-разному, но их значение всегда одно и то же.

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

  • Принципы и установки, обуславливающие умение пользоваться властью.
  • Специфика психического склада руководителя (темперамент, характер)
  • Выбор форм и методов воздействия на подчинённых в каждой конкретной ситуации.
  • Неповторимые личные качества, определяющие «управленческий почерк».
  • Индивидуальные особенности исполнения социальных ролей руководителя.
  • Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.

Как видно, субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

В общем, объективные слагаемые стиля могут быть сведены к следующим:

  • Специфика системы, её цели и задачи, управленческой структуры.
  • Закономерности управления.
  • Специфика (функциональное назначение) сферы конкретной деятельности.
  • Окружающая производственная среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).
  • Особенность руководимого коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты исполнителей).
  • Уровень практики управления.
  • Способы и приёмы управления, используемые вышестоящим руководством.

Эти термины стиля предопределяют особенности сочетания в деятельности менеджера производственной функции и функции регулирования отношений в команде, характера сложившихся в ней традиций и методов общения и таким образом, стиль работы.

Лидер - это тот, кто играет доминирующую роль в структуре межличностных отношений.

Лидерство - это доминирование некоторых членов группы над другими [19].

Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а лидерство - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения управленческих ролей и подчинения. В отличие от руководства, руководство действует как юридический процесс [19].

Таблица 1

Отличие руководства от лидерства

Руководство

Лидерство

1. Официально регулирует отношения группы

1. Регулирует межличностные отношения в группе

2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды

2. Является элементом макросреды (как малая группа)

3. Целенаправленный процесс осуществляется под контролем

3. Возникает стихийно

4. Стабильность

4. Зависимость от настроения группы

5. Более определено санкциями

5. Менее определено санкциями

6. Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств

6. Решения принимают непосредственно по деятельности группы

7. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе

7. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа


Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства [5, с. 232–233]:

1) Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;

2) Специфика системы – ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;

3) Окружающая производственная среда – технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т.п. [5, с. 233–234].

Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий – это уникальная личность, обладающая рядом способностей.

1.2 Классификация стилей руководства

Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890–1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три, ставших классическими, стиля управления:

– авторитарный (или автократический, или директивный, или диктаторский);

– демократический (или коллегиальный);

– попустительский (или либерально-анархический, или нейтральный) [10, с. 109].

Авторитарный стиль управления

Можно говорить о двух разновидностях авторитарного стиля. Автократический стиль предполагает, что его черты выражены максимально ярко. Руководитель рассматривает подчиненных как «говорящие орудия», держит «в ежовых рукавицах», наказывает за любые провинности, игнорирует их проблемы и саму личность.

При патерналистской разновидности авторитарного стиля эти крайности во многом сглажены. Организация рассматривается как одна семья, а руководитель - ее глава. Он заботится о подчиненных, интересуется их мнением, предоставляет им некоторую самостоятельность, но под жестким контролем со своей стороны, ожидая от них преданности, благодарности, беспрекословного подчинения.

Авторитарный или административный стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, ставка на администрирование и неограниченность.


Руководитель единолично принимает решения, не давая возможности на инициативу, категоричен, резок, всегда распоряжается, никогда не просит.

Особенности стиля:

Преобладающие методы руководства приказы, распоряжения, выговоры, угрозы, лишение льгот. Интересы и пожелания сотрудников во внимание не принимаются.

В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость.

Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.

Характерны догматизм и стереотипность решения.

Недостатки стиля:

– высокая вероятность ошибочных решений;

– подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;

– неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

– неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья [13, с. 135 – 136].

Этот стиль может быть эффективным зачастую только в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т.п.).

Авторитарный стиль за счет сосредоточения всей полноты власти в руках руководителя обеспечивает максимальную производительность при выполнении простых видов деятельности, позволяет быстро стабилизировать сложную ситуацию. Но он не формирует внутренней заинтересованности исполнителей к труду, ибо излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, подавляют инициативу.

Демократический стиль управления

Демократический стиль управления – стремление менеджера к решению вопросов коллегиально, систематическое информирование подчиненных.

Руководителю присуще вежливость, доброжелательность, доверие. Он требователен, но справедлив.

Демократический стиль является наиболее действенным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.

Этот стиль управления предполагает взаимодействие на основе доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя в данном случае как один из членов группы; каждый сотрудник может выражать свои мнения по разным вопросам, не опасаясь какой-либо мести либо одергивания. В зависимости от выполнения задачи руководство группой может передаваться от одного участника другому. При этом всячески стимулируется инициатива со стороны подчиненных, в коллективе создается благоприятный психологический климат [21].