ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.06.2019

Просмотров: 1274

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15. Методы воспитания. классификация методов воспитания.

Метод воспитания – это способ воздействия воспитателя на сознание, волю и чувства учащихся, способ взаимодействия с ними с целью формирования у них убеждений и навыков поведения, что соответствует цели воспитания.

Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов решения воспитательных задач и осуществления воспитательных взаимодействий, способов взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленных на достижение целей воспитания.

Рассмотрим классификацию методов воспитания с позиции деятельностного подхода за Ю.К. Бабанським. В основу данной классификации положен целостную структуру деятельности, которая включает в себя осознание процесса деятельности, ее организацию, стимулирование, контроль и анализ результатов. В основе этой классификации IV группы методов: 1. группа – методы формирования сознания личности; II группа – методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; III группа – методы стимулирования деятельности и поведения; IV группа – методы контроля и самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.

Методы воспитания всегда действуют в определенной системе, каждый является структурным элементом этой системы и во взаимосвязи с другими обеспечивает эффективность воспитательного процесса. Их используют в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Методы воспитания меняются, совершенствуются с изменением цели воспитания, условий осуществления, в зависимости от возраста ребенка и степени его воспитанности.




16. Элитарное воспитание, история возникновения и развития. Вопрос элитарного воспитания в педагогической теории Дж.Локка, реформаторской педагогики. Развитие лицеев, гимназий, специализированных учебных заведений на современном этапе.

Основу нравственного воспитания Дж.Локк видел в выработке правильного представления о добродетели.

Свою основную педагогическую работу „Мысли о воспитании”(1693) – посвятил вопросам семейного воспитания „джентльмена”, который умеет создавать здоровый дух в здоровом теле и умеет вести себя в обществе. В основу физического воспитания он включал афинскую систему физических упражнений, прогулки, физический труд на свежем воздухе. Законы морали, по мнению Дж.Локка, определяются личными интересами индивида, и все, что приносит личную пользу, является моральным. Главную задачу он видел в дисциплинированнии характера: необходимо с детства учить человека управлять своим поведением и поступками, уметь отказываться от своих желаний, учить ее действовать вопреки собственному желанию, вырабатывать у ребенка дисциплину духа, воспитывается ограничением (не потакать ребенку, а решительно отвергать прихоти).

Он развил теорию естественных прав человека, основой которых были его труд и наличие собственности.

С целью формирования гражданских добродетелей считал чрезвычайно важным достичь господства разума над чувствами. В самоограничении и самодисциплине усматривал существенное условие разумного поведения и управления собой при различных обстоятельствах жизни.

В труде “Исследование о человеческом разуме” пытался доказать, что в сознании нет “врожденных идей” и представлений, душа ребенка напоминает “чистую доску”. Объясняя сущность и происхождение знаний, ощущений и опыта, выступал против врожденных моральных принципов, за решающую роль воспитания в развитии ребенка.

Идеи реформаторской педагогики получили развитие в целом ряде концепций, в частности таких, как теория свободного воспитания, экспериментальная педагогика, педагогический прагматизм, теория центров интересов, функциональная педагогика, педагогика личности, воспитания средствами искусства.

Ведущей целью учредители реформаторской педагогики считали изучение природы детства и путей формирования личности в течение всего периода обучения.

Экспериментальная педагогика – начало 20 ст. – Вильгельм Август Лай Германии, Альфреда Бине во Франции, Овод Декроли в Бельгии, Эдуард Клаперд в Швейцарии.

Согласно концепции А. Лая – характер усвоения учащимися знаний зависит от психолого-физиологических особенностей детей. Ведущая идея: замена школы обучения школой действия (единство восприятия, мыслительной переработки воспринятого и соответствующих внешних реакций как основных элементов учебного процесса).


А.Бине – придерживался биологического подходов относительно определения сущности и путей развития детской природы. Воспитательный процесс рассматривает опираясь на врожденные качества ребенка, социальному фактору не уделялось внимания.

А.Декроли – идея изучения детской природы, обучение по «центрам интересов» ребенка были положены в основу данной педагогической теории. Основными потребностями детей является, во-первых, физические потребности в пище, в защите от неблагоприятного климата, различных опасностей, врагов, а во-вторых, духовные – в солидарности, труда, отдыха и самосовершенствовании.

Концепция педагогического прагматизма Джона Дьюи – американского философа-прагматиста и педагога.

Это направление исходит из того, что любая теория является, по сути, средством приспособления, «инструмент для действия» и оправдывается практической полезностью. Основой концепции – педоцентризм. Функция педагога: руководство самостоятельной деятельностью учащихся, развитие их любознательности. «Ребенок – это исходная точка, центр и конец всего, поэтому необходимо всегда иметь в виду его рост и развитие, поскольку только они могут служить мерилом воспитания».

В организации школьной работы требовал учета основных импульсов естественного роста ребенка: социальный (потребность в общении с другими людьми), конструктивный (потребность в движении, в игре), исследовательский (потребность в познании и понимании вещей), экспрессивный (потребность в самовыражении).






17. Система дидактических принципов. Развитие научных основ дидактики в истории педагогики ( Я. Коменский, А. Дистервег, Й. Генрих, К. Ушинский).

1. Принцип сознательности и активности

2. Принцип наглядности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

4. Принцип прочности.

5. Принцип доступности.

6.Принцип научности.

7.Связь теории с практикой.

Принципы обучения – это исходные положения, определяющие все стороны обучения (содержание, методы, организационные формы) и сформулированные на основе научного познания и учебно-воспитательной практики.

Принципы обучения отражают объективные закономерности процесса обучения и представляют собой общие требования к формированию содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса как в целом, так и в отдельных его частях.

Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, определенную систему. Основой этой

Я. А. Коменский считал главным принципов, принцип природосообразности обучения, вокруг которого и строил систему дидактических принципов. Иначе смотрел на эту проблему А. Дистервег. Он рассматривал принципы обучения как определенные требования к содержанию образования, к тем, кто учит и к тем, кто учится. К.Д. Ушинский определил условия хорошего обучения так: своевременность, поступательность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также сознательность и активность обучения, наглядность, последовательность, прочность знаний и навыков.

Сейчас общепризнанных дидактических принципов относятся:

Принцип сознательности и активности.

В его основе лежат следующие положения: - сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания;

- сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, методов и средств обучения и др;

Принцип наглядности

Этот принцип используется с древнейших времен. В основе его положены следующие закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. Наибольшая – у органов зрения (в 5 раз больше, чем органы слуха и почти в 13 раз больше чем в тактильных органов). Информация, поступающая в мозг через органы зрения запоминается легко и прочно.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип прочности

Главные правила:

- материал, требующий запоминания надо заключать в короткие ряды; забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания;


- наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учеников с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать совсем;

- логично подан материал усваивается прочнее, чем разрозненные сведения; - шире используйте процессы взаимообучения;

- не давайте легких и однообразных видов работы – они мало развивают и быстро утомляют.

Принцип доступности.

Базируется на законе тезауруса: доступным для человека является то, что соответствует его тезаурусу (лат. – “сокровище”). Это – объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Доступность обучения определяется возрастными особенностями учащихся и зависит от их индивидуальных особенностей, от организации учебного процесса, методов обучения, условиями процесса обучения.

Принцип научности

Требует, чтобы учащимся на каждом шагу подавались для усвоения действительны, установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по характеру приближающиеся к методам науки, которая изучается. В основе этого принципа лежат следующие положения: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективную картину развития мира; научность обучения зависит от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний практикой, от межпредметных связей.

Принцип связи теории с практикой

В основе его является центральное положение классической философии – точка зрения жизни – первая и основная точка зрения познания, практика – критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения; эффективность связи обучения с жизнью зависит от содержания образования, организации обучения, форм и методов обучения, от возрастных особенностей учащихся; чем лучше поставлена производительный труд и профориентация учащихся, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства.