Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 20593
Скачиваний: 746
УДК 658.5
ББК 65.290:65.291.218
Л20
Научный редактор Евгений Голуб
Издано с разрешения Frederic Laloux и Johannes Terwitte
На русском языке публикуется впервые
Книга рекомендована к изданию Антоном Журавлевым, Дмитрием Скоробогатовым,
Виталием Денисенковым, Алексеем Кружковым, Евгением Голубом
Лалу, Фредерик
Л20 Открывая организации будущего / Фредерик Лалу ; пер. с англ. В. Кулябиной ; [науч. ред.
Е. Голуб]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 432 с.
ISBN 978-5-00057-786-8
Современные навыки управления безнадежно устарели. Традиционные рецепты, пред-
лагаемые книгами по организационному развитию, оказываются частью проблемы, а не ее
решением. Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, расска-
зывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принци-
пах, — цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компа-
нии развиваются — и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.
Это книга для собственников бизнеса, руководителей, коучей, консультантов, студентов
и всех, кто интересуется менеджментом и организационным развитием.
УДК 658.5
ББК 65.290:65.291.218
Все права защищены.
Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме без письменного разрешения
владельцев авторских прав.
Правовую поддержку издательства обеспечивает
юридическая фирма «Вегас-Лекс».
ISBN 978-5-00057-786-8
© Frederic Laloux, 2014
© Перевод на русский язык, издание на русском языке,
оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016
Оглавление
Предисловие научного редактора
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9
Введение. Становление новой организационной модели
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
13
Часть 1. Эволюция организаций в исторической перспективе
Глава 1.1. Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели
55
Глава 1.3. Эволюционная Бирюзовая стадия
Часть 2. Структура, практики и культура Бирюзовых организаций
Глава 2.1. Три открытия и одна метафора
Глава 2.2. Самоуправление (организационные структуры)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2.3. Самоуправление (процессы)
127
Глава 2.4. Стремление к целостности (Общая практика)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
180
Глава 2.5. Стремление к целостности (HR-процессы)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 2.6. Внимание к эволюционной цели организации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
240
Глава 2.7. Общие культурные черты
281
Часть 3. Появление Бирюзовых организаций
Глава 3.1. Необходимые условия
297
Глава 3.2. Создание Бирюзовой организации
324
Глава 3.3. Перестройка существующей организации
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
332
353
Глава 3.5. Бирюзовые организации и Бирюзовое общество
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 1. Вопросы исследования
377
Приложение 2. За пределами Эволюционной Бирюзовой стадии
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
384
Приложение 3. Структуры Бирюзовых организаций
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложение 4. Обзор Бирюзовых организаций:
структуры, практики и процессы
395
Примечания
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
405
9
Предисловие научного редактора
Предисловие
научного редактора
Я купил книгу Фредерика Лалу Reinventing Organizations чуть больше года тому назад.
Загрузил в Kindle и отправился в аэропорт. Самолет взлетел, а я неторопливо принялся
за чтение, не ожидая от автора никаких откровений. Через два часа я понял, что сделаю
все, что в моих силах, для выхода этой книги на русском языке.
Двадцать лет я взбирался по извилистой карьерной лестнице крупнейших ме-
ждународных компаний. В моей памяти навсегда остались правила делового визита
торгового представителя и список ценностей компании Mars. Мой иммунитет к кор-
поративной мифологии закален пятью годами работы в составе комитета директоров
Danone. Я знаком с сотней успешных корпоративных менеджеров из самых прогрес-
сивных компаний с мировым именем. Мы поглотили цистерны кофе, сравнивая наш
опыт, и опыт этот, увы, рисует одну и ту же безрадостную картину.
Корпорации пропускают потенциальных кандидатов через изощренную процедуру
отбора, которая занимает недели и месяцы. На обучение перспективных сотрудников
расходуются огромные средства. В итоге эти талантливые и прекрасно подготовлен-
ные люди бόльшую часть времени потратят на имитацию осмысленной деятельности.
Огромный интеллектуальный ресурс наций сейчас занят изобретением причин, по ко-
торым не выполнен (или перевыполнен) план продаж. Гении комбинаторики защища-
ют блестящие версии бюджетов, годные лишь для виртуозного пускания пыли в глаза
акционерам. Прирожденные лидеры тратят мегаватты харизмы на то, чтобы заставить
свои команды верить в достижимость и необходимость очевидной бессмыслицы.
Неужели мы обречены покорно принимать это повседневное издевательство над
здравым смыслом? Как долго потребители будет оплачивать представление в этом теа-
тре абсурда? В конце концов, неужели и вправду нет другого способа организовать мас-
штабное производство и распространение необходимых товаров и услуг?
10
Предисловие к российскому изданию
Многие исследователи брались отвечать на эти проклятые вопросы. Книги на тему
организационной культуры, которые мне приходилось встречать до сих пор, в боль-
шинстве своем относились к двум условным жанрам:
—
научная фантастика — описание устройства «правильной» корпорации и сбор-
ник волшебных рецептов превращения любой компании в «правильную»;
—
сатира — издевательское описание безысходности жизни в корпорации плюс
набор мифов о том, как найти в себя в дауншифтинге, стартапе или фрилансе.
На практике волшебные рецепты вместо желанного повышения «вовлеченности»
сотрудников повышают лишь градус их цинизма, а авторы сатирических сочинений
не предлагают ничего, кроме желчи.
Книга, которую вы сейчас держите в руках, относится совершенно к другому жан-
ру. Это практическое руководство по созданию организаций будущего — организаций,
питаемых неисчерпаемой творческой энергией Человека, занятого трудом, исполнен-
ным Смысла.
После долгих лет работы консультантом McKinsey Фредерик Лалу решил всерьез
заняться поиском и систематическим изучением альтернативных способов управления
компаниями. Три года со всей основательностью профессионального консультанта он
изучал примеры выдающихся организаций современности, анализируя их развитие
с позиций существующих теорий эволюции организационной культуры.
В результате кропотливой работы Лалу, словно ученый-натуралист, обнаружил но-
вый вид организаций. Эти организации он сравнивает с «пришельцами из иных миров»,
настолько их культура и принципы отличаются от того, к чему мы привыкли. За послед-
ние десятилетия эти пришельцы без особого шума стали появляться на разных конти-
нентах в самых разных отраслях: от машиностроения и производства продуктов пита-
ния до медицинского обслуживания и школьного образования. Им удалось не просто
преуспеть в том, что стало Смыслом для сотрудников и основателей, они добиваются
невероятных результатов там, где, казалось бы, улучшить уже ничего невозможно.
Основатели исследуемых в книге организаций не были знакомы друг с другом.
Однако их взгляды и ценности удивительным образом совпадают и могут быть пред-
ставлены как мировоззрение особого типа. Фредерик подробно описывает то, как это
мировоззрение преобразует знакомые нам методы управления. Из детального описа-
ния повседневных управленческих практик и организационных процессов становится
понятно, что выйти на следующий виток организационного развития невозможно при
помощи деклараций о ценностях. Магия работает, только если ты сумел вырасти в пол-
ный рост человеческого достоинства. Притвориться «иным» нельзя, стать — можно.