Файл: Открывая организацию будущего.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 18879

Скачиваний: 527

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

УДК 658.5

ББК 65.290:65.291.218

Л20

Научный редактор Евгений Голуб

Издано с разрешения  Frederic Laloux и Johannes Terwitte

На русском языке публикуется впервые

Книга рекомендована к изданию Антоном Журавлевым, Дмитрием Скоробогатовым,  

Виталием Денисенковым, Алексеем Кружковым, Евгением Голубом

Лалу, Фредерик

Л20       Открывая организации будущего / Фредерик Лалу ; пер. с англ. В. Кулябиной ; [науч. ред.  

Е. Голуб]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 432 с.

ISBN 978-5-00057-786-8

Современные навыки управления безнадежно устарели. Традиционные рецепты, пред-

лагаемые книгами по организационному развитию, оказываются частью проблемы, а не ее 

решением. Автор этой книги, основываясь на многолетнем глубоком исследовании, расска-

зывает, какими станут организации будущего, построенные на абсолютно иных принци-

пах, — цельными, самоуправляемыми и эволюционными. Он показывает, как такие компа-

нии развиваются — и с нуля, и эволюционируя из существующих организаций.

Это книга для собственников бизнеса, руководителей, коучей, консультантов, студентов 

и всех, кто интересуется менеджментом и организационным развитием.

УДК 658.5

ББК 65.290:65.291.218

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена 

в какой бы то ни было форме без письменного разрешения  

владельцев авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает  

юридическая фирма «Вегас-Лекс».

ISBN 978-5-00057-786-8

©  Frederic Laloux, 2014

©  Перевод на русский язык, издание на русском языке,

  оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016


background image

Оглавление

Предисловие научного редактора

  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

9

Введение. Становление новой организационной модели

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

13

Часть 1. Эволюция организаций в исторической перспективе
Глава 1.1. Смена парадигмы: прошлое и настоящее организационной модели

  . . . . . . 

25

Глава 1.2. О стадиях развития

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

55

Глава 1.3. Эволюционная Бирюзовая стадия

   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

62

Часть 2. Структура, практики и культура Бирюзовых организаций
Глава 2.1. Три открытия и одна метафора

  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

75

Глава 2.2. Самоуправление (организационные структуры)

  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 

82

Глава 2.3. Самоуправление (процессы)

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

127

Глава 2.4. Стремление к целостности (Общая практика)

  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

180

Глава 2.5. Стремление к целостности (HR-процессы)

   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

216

Глава 2.6. Внимание к эволюционной цели организации

   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

240

Глава 2.7. Общие культурные черты

   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

281

Часть 3. Появление Бирюзовых организаций
Глава 3.1. Необходимые условия

   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

297

Глава 3.2. Создание Бирюзовой организации

  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

324

Глава 3.3. Перестройка существующей организации

   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

332

Глава 3.4. Результаты

   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

353

Глава 3.5. Бирюзовые организации и Бирюзовое общество

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

362

Приложение 1. Вопросы исследования

   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

377

Приложение 2. За пределами Эволюционной Бирюзовой стадии

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

384

Приложение 3. Структуры Бирюзовых организаций

 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

387

Приложение 4. Обзор Бирюзовых организаций:  

структуры, практики и процессы

  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

395

Примечания

   . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  

405


background image

background image

9

Предисловие  научного редактора

Предисловие  

научного редактора

Я купил книгу Фредерика Лалу Reinventing Organizations чуть больше года тому назад. 

Загрузил в Kindle и отправился в аэропорт. Самолет взлетел, а я неторопливо принялся 

за чтение, не ожидая от автора никаких откровений. Через два часа я понял, что сделаю 

все, что в моих силах, для выхода этой книги на русском языке.

Двадцать лет я  взбирался по  извилистой карьерной лестнице крупнейших ме-

ждународных компаний. В моей памяти навсегда остались правила делового визита 

торгового представителя и список ценностей компании Mars. Мой иммунитет к кор-

поративной мифологии закален пятью годами работы в составе комитета директоров 

Danone. Я знаком с сотней успешных корпоративных менеджеров из самых прогрес-

сивных компаний с мировым именем. Мы поглотили цистерны кофе, сравнивая наш 

опыт, и опыт этот, увы, рисует одну и ту же безрадостную картину.

Корпорации пропускают потенциальных кандидатов через изощренную процедуру 

отбора, которая занимает недели и месяцы. На обучение перспективных сотрудников 

расходуются огромные средства. В итоге эти талантливые и прекрасно подготовлен-

ные люди бόльшую часть времени потратят на имитацию осмысленной деятельности. 

Огромный интеллектуальный ресурс наций сейчас занят изобретением причин, по ко-

торым не выполнен (или перевыполнен) план продаж. Гении комбинаторики защища-

ют блестящие версии бюджетов, годные лишь для виртуозного пускания пыли в глаза 

акционерам. Прирожденные лидеры тратят мегаватты харизмы на то, чтобы заставить 

свои команды верить в достижимость и необходимость очевидной бессмыслицы.

Неужели мы обречены покорно принимать это повседневное издевательство над 

здравым смыслом? Как долго потребители будет оплачивать представление в этом теа-

тре абсурда? В конце концов, неужели и вправду нет другого способа организовать мас-

штабное производство и распространение необходимых товаров и услуг?


background image

10

 Предисловие к российскому изданию

Многие исследователи брались отвечать на эти проклятые вопросы. Книги на тему 

организационной культуры, которые мне приходилось встречать до сих пор, в боль-

шинстве своем относились к двум условным жанрам:

 

научная фантастика — описание устройства «правильной» корпорации и сбор-

ник волшебных рецептов превращения любой компании в «правильную»;

 

сатира — издевательское описание безысходности жизни в корпорации плюс 

набор мифов о том, как найти в себя в дауншифтинге, стартапе или фрилансе.

На практике волшебные рецепты вместо желанного повышения «вовлеченности» 

сотрудников повышают лишь градус их цинизма, а авторы сатирических сочинений 

не предлагают ничего, кроме желчи.

Книга, которую вы сейчас держите в руках, относится совершенно к другому жан-

ру. Это практическое руководство по созданию организаций будущего — организаций, 

питаемых неисчерпаемой творческой энергией Человека, занятого трудом, исполнен-

ным Смысла.

После долгих лет работы консультантом McKinsey Фредерик Лалу решил всерьез 

заняться поиском и систематическим изучением альтернативных способов управления 

компаниями. Три года со всей основательностью профессионального консультанта он 

изучал примеры выдающихся организаций современности, анализируя их развитие 

с позиций существующих теорий эволюции организационной культуры.

В результате кропотливой работы Лалу, словно ученый-натуралист, обнаружил но-

вый вид организаций. Эти организации он сравнивает с «пришельцами из иных миров», 

настолько их культура и принципы отличаются от того, к чему мы привыкли. За послед-

ние десятилетия эти пришельцы без особого шума стали появляться на разных конти-

нентах в самых разных отраслях: от машиностроения и производства продуктов пита-

ния до медицинского обслуживания и школьного образования. Им удалось не просто 

преуспеть в том, что стало Смыслом для сотрудников и основателей, они добиваются 

невероятных результатов там, где, казалось бы, улучшить уже ничего невозможно.

Основатели исследуемых в  книге организаций не  были знакомы друг с  другом. 

Однако их взгляды и ценности удивительным образом совпадают и могут быть пред-

ставлены как мировоззрение особого типа. Фредерик подробно описывает то, как это 

мировоззрение преобразует знакомые нам методы управления. Из детального описа-

ния повседневных управленческих практик и организационных процессов становится 

понятно, что выйти на следующий виток организационного развития невозможно при 

помощи деклараций о ценностях. Магия работает, только если ты сумел вырасти в пол-

ный рост человеческого достоинства. Притвориться «иным» нельзя, стать — можно.