Файл: Кадровое обеспечение органов местного самоуправления: состояние и пути оптимизации (Основные понятия кадрового обеспечения в органах местного самоуправления).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические и правовые основы кадрового обеспечения в органах местного самоуправления
Основные понятия кадрового обеспечения в органах местного самоуправления
1.2. Правовые основы кадрового обеспечения в органах местного самоуправления
Проблемы кадрового обеспечения в органах местного самоуправления и пути их решения
2.2. Проблемы кадрового обеспечения и кадровой политики в органах местного самоуправления
2.3. Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой политики в органах местного самоуправления
Линейная организационная структура управления, имеет следующие особенности: она обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные консультировать, а также помогать при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.[20]
Для качественного выполнения работ по управлению городом необходим жесткий контроль и субординация, которую и соблюдают работники администрации. Вследствие чего, каждый отдел выполняет свою необходимо-важную роль, каждый сотрудник четко знает свою функцию и её значение для слаженной и чёткой администрации. Муниципальная служба подразумевает под собой совместную работу.
Анализ кадрового состава муниципальных служащих Администрации будет проводиться как в динамике, так и в структуре. В данном пункте будет проанализирован кадровый состав администрации по ряду критериев: возраст, должность, страж работы на муниципальной службе, пол и т.д.
Первым этапом анализа кадрового состава будет являться анализ среднесписочной численности кадрового состава.
В таблице 1 представлена динамика численности персонала и уровень текучести кадров.
Таблица 1 – Анализ численности персонала и уровня текучести кадров
Показатель |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2018г. к 2016г.,% |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Численность |
50 |
100 |
50 |
100 |
48 |
100 |
96 |
Уровень текучести кадров |
3 |
6 |
2 |
4 |
7 |
15 |
233 |
Как видно по таблице, в 2018 году, вследствие сокращения сотрудников значительно повысилась текучесть кадров. Так, в данном периоде были уволены 7 сотрудников администрации, и наняты 5 человек. Среди данных 7 человек – 4 человека их группы специалистов, которым до 30 лет.
В таблице 2 представлен анализ кадрового состава администрации Увинского района по должностям.
Таблица 2 – Состав и структура по должностям
Показатель |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2017г. к 2016г.,% |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Руководители отделов |
12 |
24 |
12 |
24 |
11 |
23 |
91,7 |
Специалисты |
30 |
60 |
30 |
60 |
29 |
60 |
96,7 |
Обеспечивающие специалисты |
8 |
16 |
8 |
16 |
8 |
17 |
100 |
Всего |
50 |
100 |
50 |
100 |
48 |
100 |
96 |
Как видно по таблице, значительных изменений структура кадрового состава по должностям не претерпевала. Наибольшим удельным весом в составе муниципальных служащих обладают специалисты, в 2018 году их удельный вес составил 60%. В 2017 году в Администрации Увинского района штатная численность муниципальных служащих составляла 50 штатных единиц, фактически замещали должности муниципальной службы 47 человек. В течение года в рамках плана мероприятий по сокращению расходов бюджета штатная численность была уменьшена, таким образом в 2018 году администрации насчитывается 48 сотрудников[6].
Наименьшая группа в составе муниципальных служащих – обслуживающий персонал, их доля во всем составе – 17%.
По данным личных карточек служащих в ходе проведенного анкетирования муниципальных служащих был распределен кадровый состав по критерию «возраст». В таблице 3 представлен анализ динамики и структуры кадрового состава администрации по возрастному критерию.
Таблица 3 – Распределение кадрового состава по возрасту
Возраст |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2018г. к 2016г.,% |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
До 30 лет |
13 |
26 |
12 |
24 |
14 |
29 |
107,7 |
От 30 до 45 |
16 |
32 |
17 |
34 |
16 |
33 |
100 |
Свыше 45 лет |
21 |
42 |
21 |
42 |
18 |
38 |
85,7 |
Всего |
50 |
100 |
50 |
100 |
48 |
100 |
96 |
Из данных таблицы 3 можно отметить то, что кадровый состав стал моложе, увеличилось число работников в возрасте до 30 лет (7% или 1 чел), а число работников в возрасте от 45 лет наоборот сократилось(15% или 3 чел.). Тем не менее, при подборе сотрудников администрации предпочтение всё же отдается более зрелым и опытным кандидатам, нежели молодым и динамичным.
Следующий этап анализа кадрового состава Aдминистрации – анализ распределения персонала администрации по стажу работы в ней. В таблице 6 представлен анализ кадрового состава администрации по критерию «стаж работы».
Таблица 4 – Распределение кадрового состава по стажу работы в Администрации
Показатель |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2018г. к 2016г.,% |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
От 1 до 3 лет |
6 |
12 |
5 |
10 |
9 |
19 |
150 |
От 3 до 5 лет |
23 |
46 |
24 |
48 |
20 |
42 |
86,9 |
Более 5 лет |
21 |
42 |
21 |
42 |
19 |
39 |
90,5 |
Всего |
50 |
100 |
50 |
100 |
48 |
100 |
96 |
Анализируя показатели таблицы 4 видно, что в 2018 году число сотрудников, чей стаж составлял свыше 5 лет работы сократилось, данный процесс связан либо с увольнением по причине выхода на пенсию, либо с повышением в должности. Так как идет взаимосвязь с возрастом кадрового состава. Последнее утверждение также справедливо и для сотрудников, проработавших в должности от 1 года до 3 лет и от 3 лет до 5.
Следующий критерий для анализа «половой признак». Анализ по данному критерию представлен в таблице 5.
Таблица 5 – Распределение кадрового состава по половому признаку
Показатель |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2018г. к 2016г.,% |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Мужчины |
18 |
36 |
20 |
40 |
19 |
38 |
105 |
Женщины |
32 |
64 |
30 |
60 |
29 |
62 |
90 |
Всего |
50 |
100 |
50 |
100 |
48 |
100 |
96 |
Как видно по данным таблицы, на протяжении всех трех лет, удельный вес сотрудников женского пола преобладал. Так, в 2018 году сотрудники женского пола составляли 62% от всего кадрового состава, в то время как количество сотрудников мужского пола в 1,6 раз меньше.
Существующая система подбора и отбора персонала на муниципальную службу достаточно отработана, оправдана и эффективна. На сегодняшний день на федеральном уровне законодательно установлены следующие способы оценки персонала муниципальных служащих:
Аттестация. В статье 18 «Аттестация муниципальных служащих» Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» обозначено, что «...аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года». На основе ее результатов (с учетом итогов других кадровых процедур) могут приниматься такие управленческие решения, как должностное перемещение, профессиональное обучение, увольнение персонала и т. д. Применительно к муниципальной службе аттестация - это определение квалификации служащих, уровня их знаний в области муниципального управления и соответствия занимаемой должности. Технология направлена на улучшение качественного состава персонала и его эффективное использование, рост служебной и трудовой активности, повышение ответственности работников за порученное дело[17].
Так как данный анализ проводится один раз в три года, данные по всем сотрудникам отсутствуют. Тем не менее, результаты аттестации дают право оценки соответствия муниципальным служащим занимаемой должности.
В таблице 6 представлены результаты аттестации кадрового состава Увинского района
Таблица 6 - результаты аттестации кадрового состава Администрации Увинского района за последние 3 года
Результаты аттестации |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2018г. к 2016г.,% |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Соответствуют занимаемой должности |
18 |
95 |
29 |
94 |
22 |
100 |
122 |
Не соответствуют занимаемой должности |
1 |
5 |
2 |
6 |
0 |
0 |
0 |
Всего |
19 |
100 |
31 |
100 |
22 |
100 |
119 |
Как видно по результатам таблицы, в 2018 г. аттестацию прошли все сдававшие ее. Это является положительной динамикой для администрации, так как подтверждает наличие высококвалифицированных муниципальных служащих в кадровом составе. Тем не менее в 2017 году, 2 сотрудников по результатам проведенной аттестации не соответствовали занимаемой должности. Руководство администрацией приняло решение о перемещении данных сотрудников на другие направления деятельности администрации.
Конкурс на замещение должности.
Цель конкурса состоит в том, чтобы создать условия для реализации конституционного права граждан на равный доступ к муниципальной службе, а также право служащих на должностной карьерный рост. Квалификационный экзамен. Это оценка уровня профессиональной подготовки муниципального служащего для присвоения ему квалификационного разряда.
Испытание. Проводится оно при поступлении на муниципальную службу. Основная цель - проверка на практике соответствия кандидата занимаемой им должности[27].
В организации кадрового обеспечения муниципальной службы в Администрации используется весь спектр форм отбора и продвижения по службе муниципальных служащих. В таблице 7 представлен анализ кадрового состава администрации по уровням профессионального образования.
Таблица 7 – Распределение кадров по уровню профессионального образования
Образование |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
2018г. к 2016г.,% |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
чел. |
% |
||
Среднее профессиональное |
17 |
34 |
12 |
24 |
9 |
19 |
53 |
Высшее образование – бакалавриат |
26 |
52 |
27 |
54 |
24 |
50 |
92 |
Высшее образование - магистратура |
7 |
14 |
11 |
22 |
15 |
31 |
214 |
Всего |
50 |
100 |
50 |
100 |
48 |
100 |
96 |
В 2018 году более 80% работников администрации имели высшее или два высших образования, в сравнении с 2017 это данный показатель увеличился на 5%, кроме того, одновременно сокращается число работников с средним профессиональным образованием, что, конечно же, является позитивной динамикой и положительно характеризует структуру кадров с точки зрения профессиональной подготовки. Такое большое число сотрудников с высшим образованием связано с тем, что одним из основных требований, предъявляемых к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы является обязательное наличие высшего образования. Такое требование выдвигается для высших, главных, ведущих, старших групп должностей, кандидаты со средне- специальным образованием могут рассчитывать только на должности младшей группы [29].