Файл: Правовое регулирование нотариата в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенное различие не проведено Е.В. Гурьевой, которая отметила, что «определяющая правое основание нотариата в качестве признака юрисдикционной, правоохранительной функции, которая предусмотрена порядком организации, структуры, компетенции, метода деятельности нотариата, составляющих основание нотариальных процессуальных форм[17][18].

Помимо выше рассмотренного, стоит еще выделить несовпадение, допустимое авторами. Функции в качестве внешнего проявления свойств определенных объектов в этой системе отношений иными словами, в качестве основного (главного) направления работы различных органов, в том числе нотариата, не могут предусмотреть «правила организации, структуру, компетенцию, метод работы нотариата, которые составили основы нотариальных процессуальных форм». Подтверждением этого, является достаточное указание того, что не функции определили компетенцию нотариата, а, напротив, из компетенции исходят главные направления нотариальной деятельности. Другими словами, нотариат функционирует только в пределах предоставляемых полномочий, то есть компетенции. Нотариат является социально-правовым институтом, которому государство делегировало конкретные полномочия властного вида в области реализации наиважнейших функций, а именно защиты прав, а помимо этого законного интереса любого гражданина, а также юридического лица. Правомерностью делегирования ряда государственных функций негосударственных органов и организаций подтверждает Конституционный Суд Российской Федерации[19][20].

1.2 Понятие и функции нотариата

Слово «нотариат» происходит от латинского слова «nota», что в переводе означает «знак». В Древнем Риме нотариусами называли писцов, составлявших проекты сделок и употреблявших для скорости записи стенографические знаки. Отсюда и слова «нотариус» («notarius») и «нотариальный» («notarialis»). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определял дореволюционный нотариат как «учреждения для публичного удостоверения различного рода актов, договоров и вообще важных для правовой жизни событий с целью обеспечения их достоверности для суда, административных мест и частных лиц».

Нотариалъные действия классифицируются по их направленности следующим образом:


  • удостоверяющие бесспорные права;
  • удостоверяющие бесспорные факты;
  • придающие долговым и платежным документам значение исполнительной силы.

Нотариальная функция не сводится к одним лишь нотариальным услугам.

Это связано с тем обстоятельством, что:

во-первых, ряд юридических фактов и обстоятельств, некоторые виды сделок и документов требуют обязательного нотариального удостоверения по закону;

во-вторых, закон предусматривает совершение нотариальных действий по удостоверению бесспорных прав и фактов по волеизъявлению граждан и организаций.

Но независимо от оснований возникновения в этих случаях нотариальные действия совершаются по общим правилам, обеспечивающим права и интересы лиц, законность и правопорядок.

Нотариат Российской Федерации обладает уникальной двойственной природой, функционируя на грани публичного и частного интереса, и таким образом является связующим звеном между государством и гражданским обществом. Во-первых, нотариус, является лицом, уполномоченным Российской Федерацией на исполнение государственной функции в области защиты прав и свобод граждан, во-вторых, нотариус, является представителем свободной профессии, выступая в роли независимого консультанта сторон[21][22].

Некоторыми авторами относится нотариат, наравне с судом, прокуратурой и другими к правоохранительным органам, признав за ним собственное место в их системе. Скорее всего, данный вывод делают на основании публично-правового вида нотариата, строгой формализации исполнения нотариальных действий, целей деятельности и так далее. Но, в данном случае не учитывают, что в отличие от правоохранительных органов нотариат организационно не состоит в системе органов государственной власти, действуя на принципе самоуправления, что не является естественным, допустим, для прокуратуры и так далее[23][24].

Вопреки мнению отдельных специалистов нотариат не входит и в систему органов юстиции. Определение положения нотариата по аналогии с иными органами, так называемой бесспорной гражданской юрисдикции, которые осуществляют удостоверительные функции, функции принудительного исполнения, регистрации актов гражданского состояния и так далее, будет являться такой же ошибкой, что и во время признания нотариата в качестве правоохранительного органа[25][26].


Корсик К.А. указывает, что система нотариата, не смотря на способы ее организации (государственный нотариат либо небюджетный нотариат) будет публичной правовой в области организации и содержания своего функционирования и будет составной частью, пусть и особенным образом осуществляющим свое функционирование, государственной системы.

На самом деле, по некоторым внешним атрибутивным признакам и некоторым сущностным характеристикам деятельности (исполнение функций от имени Российской Федерации, организационная структура и так далее) нотариат – является независимым от того, осуществляют нотариальную деятельность государственные либо частнопрактикующие нотариусы, - является схожим с государственными органами. Но, далеко не это будет в данном случае в качестве определяющего фактора. Организации, действующие на принципе самоуправления, пусть и особенным образом действующие, не могут входить в систему государственных органов[27][28].

В юридических источниках нотариат иногда относят к органам гражданской юрисдикции, определив последние в качестве деятельности органов, которые наделены полномочиями в области разрешения юридических дел спорного либо бесспорного вида в области гражданского оборота. Юрисдикция, является понятием многозначным:

1. обозначает подсудность, право исполнять суд, разрешать правовые вопросы;

2. определенную нормативными правовыми актами совокупность правомочий определенных государственных органов в области разрешения правовых споров и разрешения дел о правонарушениях, то есть оценка действий лиц либо иных субъектов права с точки зрения их правомерности, применение юридических санкций к нарушителям;

3. власть суда[29][30]

На основании приведенной характеристики юрисдикции, следует отметить два обстоятельства, не присущих деятельности нотариуса, а, значит, не дающие возможность признания нотариальных действий юрисдикционными:

1. нотариат исполняет свои функции только по отношению к делам бесспорного вида (бесспорный характер правоотношений);

2. не имеет права применения санкций.

Использование термина «юрисдикционная» к функционированию нотариата, возможно, признавать оправданным только, с целью выделения установленной законом процедурности ее выполнения, а кроме этого с целью вывода на наиболее высокий уровень значимости фиксации прав бесспорного вида, что дает дополнительную правовую гарантию для участников гражданского оборота, и для общества в целом, облегчив процесс защиты и доказывания фактов совершения определенных юридических действий. Акт применения норм права, служащий в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, это результат не юрисдикционной, а правоохранительной работы нотариата[31][32].


Приведенное различие не проведено Е.В. Гурьевой, которая отметила, что «определяющая правое основание нотариата в качестве признака юрисдикционной, правоохранительной функции, которая предусмотрена порядком организации, структуры, компетенции, метода деятельности нотариата, составляющих основание нотариальных процессуальных форм[33][34].

Помимо выше рассмотренного, стоит еще выделить несовпадение, допустимое авторами. Функции в качестве внешнего проявления свойств определенных объектов в этой системе отношений иными словами, в качестве основного (главного) направления работы различных органов, в том числе нотариата, не могут предусмотреть «правила организации, структуру, компетенцию, метод работы нотариата, которые составили основы нотариальных процессуальных форм». Подтверждением этого, является достаточное указание того, что не функции определили компетенцию нотариата, а, напротив, из компетенции исходят главные направления нотариальной деятельности. Другими словами, нотариат функционирует только в пределах предоставляемых полномочий, то есть компетенции. Нотариат является социально-правовым институтом, которому государство делегировало конкретные полномочия властного вида в области реализации наиважнейших функций, а именно защиты прав, а помимо этого законного интереса любого гражданина, а также юридического лица. Правомерностью делегирования ряда государственных функций негосударственных органов и организаций подтверждает Конституционный Суд Российской Федерации[35][36].

Кононовым А.Л. подчеркнуто, что как государственный, так и частный нотариус, по существу, несет публичную службу. Нотариальный акт, служащий цели в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, обладает официальным статусом, совершается от имени Российской Федерации, что является гарантом доказательственной силы и будет публичным - в этом случае именно публично-правовое - признание нотариально оформленного документа. Публичность в работе нотариата находит проявление как в его организации, обеспечении функционирования государственных нотариусов, так и в исполнении определенного контроля. С одной стороны, нотариат формирует государство (ст. 12 Основ законодательства РФ о нотариате), выполняет функции от имени государства в законодательно закрепленном виде (ст. 39 Основ законодательства РФ о нотариате); со второй стороны – государством выполняется контроль, и в первую очередь судебный, за работой нотариата (ст. ст. 33 и 34 Основ законодательства РФ о нотариате), а кроме этого материально-техническое обеспечение функционирования государственных нотариальных контор[37][38].


Нотариальная деятельность, на основании Основ законодательства о нотариате и основного определения работы в качестве основы, возможно, определять следующим образом, в качестве регулирования в законодательстве деятельности нотариусов и других государством уполномоченных лиц в области совершения нотариальных действий с целями защиты прав, а кроме этого законных интересов любого гражданина, а также юридического лица, общества и государства.

Рассмотрение деятельности приводит к специфическим признакам. Например, в юридических источниках указаны следующие характерные черты:

  1. нотариальные действия осуществляют только специальные субъекты (нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе либо занимающиеся частной практикой, а кроме этого должностные лица органа исполнительной власти и консульского учреждения);
  2. список похожих действий определяет закон (при этом он дифференцируется на основании субъектов нотариальной деятельности);
  3. совершая в строгом определенном законодательством процессуальном виде;
  4. их содержание основано на положении действующего законодательства Российской Федерации;
  5. считается совершенным после уплаты государственных пошлин либо тарифов.

Данные признаки дают возможности для отличия нотариальной деятельности от деятельности остальных органов в области применения законодательства, допустим судебного, арбитражного и так далее. Отсутствие хоть одного из таких органов повлечет недействительность нотариальных действий.

Таким образом, на основании сказанного, возможно в общей форме сформулировать определение работы нотариата в качестве совершения нотариусами от имени государства на основании законодательно определенных полномочий в определенном процессуальном виде нотариальных действий, которые обладают властно-публичным характером, направленные на защиту прав и законных физических и юридических лиц, общества и государства в целом. Но, при этом, как уже было указано, в работе нотариата находится отражение и частного интереса. Проявление это находит в некоторых моментах и первым делом в самой сущности нотариальных действий, которые вызваны к жизни проявление и развитием гражданского оборота, потребности общества в содействии субъектам права в совершении сделок и юридическом закреплении приобретенных прав.

В данное время исполнение гражданско-правового оборота, правового обеспечения экономических отношений будет невозможным без института нотариата. Что проявляется из законодательного определенного перечня нотариальных действий, которые совершаются нотариусом: удостоверение сделки; выдача свидетельств о праве собственности на доли в совместном имуществе супругов; наложение, снятие запретов отчуждения имущества; принятие в депозит денежной суммы, ценных бумаг и так далее (ст. 35 Основ законодательства РФ о нотариате). Социально-правовая ценность нотариата во многом характеризуется его целями и задачами, а кроме этого функциями нотариальной деятельности и принципами, на которых она основывается.