Файл: Правовое регулирование нотариата в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях дальнейшего развития и расширения делового оборота в гражданском обществе нотариальная деятельность становится его важнейшим регулятором. Нотариат призван обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и организаций путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации и в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Законодательством предусматривается совершение нотариальных действий в отношении граждан, организаций, иностранных государств и лиц без гражданства. Причем ст. 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате особо подчеркивает, что документы, которые оформлены при совершении нотариальных действий в государственных и частных нотариальных конторах, имеют одинаковую юридическую силу.

Со вступлением в законную силу четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) практически полностью изменились основы регулирования экономических отношений в государстве. Права собственности и государственная регистрация перехода прав на недвижимость в корне изменили статус юридических лиц. Введение новых норм третьей части ГК РФ позволило по-новому взглянуть на наследование по закону и завещанию граждан. Разумеется, изменилась и роль нотариата в совершении сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению.

Конечно, главным средством защиты гражданских прав физических и юридических лиц был и по-прежнему остается суд. Однако, во-первых, это дорогостоящая и длительная по времени процедура, а во-вторых, основная масса сделок, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, и наследственных отношений при правильном и своевременном их оформлении позволяет не допустить опротестования в будущем, устраняет разногласия и возможные споры.

С момента принятия Основ законодательства РФ о нотариате были внесены изменения.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 312-ФЗ, усилена имущественная ответственность нотариусов, занимающихся частной практикой, а также установлена обязанность частного нотариуса, имеющего контору в городском поселении, заключать договор обязательного страхования своей деятельности на сумму не менее 1,5 млн. рублей, в сельском поселении — не менее 1 млн. рублей. В последующих редакциях были определены процедуры совершения нотариусом исполнительных надписей в случае взыскания задолженности и обращения взыскания на заложенное имущество в бесспорном порядке, а также основания и порядок осуществления нотариальных действий главами местной администрации муниципального района и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципального района.


Федеральным законом от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ были существенно уменьшены полномочия должностных лиц консульских учреждений РФ (в частности, они теперь не могут выдавать свидетельства о праве на наследство, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, совершать исполнительные надписи, принимать на хранение документы).

Объектом работы является нотариальная деятельность на современном этапе.

Предмет работы – это положения Конституции РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации[1][2], и других законов которые призваны регулировать особенности дальнейшего развития нотариата.

Цель работы – анализ вопросов регулирования нотариальной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из цели курсовой работы, в работе были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть периодизацию развития нотариата в России.

  1. Выделить задачи и функции нотариата.
  2. Рассмотреть оценку российского нотариата, перспективах его развития, совершенствовании законодательства о нотариате.
  3. Проанализировать судебную практику за 2015 год по делам об обжаловании нотариальных действий и отказа в их совершении .
  4. Рассмотреть направления развития нотариата .

Методологическая основа исследования. Метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, которая раскрывает особенности регулирования нотариальной деятельности в соответствии с российским законодательством; метод системного анализа, частно-научные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования, что позволило исследовать заявленную тему и сделать соответствующие обобщения и выводы.

Теоретическая основа исследования состоит из положений теории гражданского и гражданско-процессуального, конституционного права, монографических, диссертационных исследований нотариата и нотариальной деятельности, которые изложены в трудах ученых, таких как: Н.В.Сучковой, И.А.Зенина, И.А.Ипатовой, О.В.Балышевой, Д.В.Быкович, Т.А.Громовой, В.А.Ефремова и других авторов.

Эмпирической составляющей исследования является судебная практика Конституционного суда Российской Федерации, решения краевых, районных судов, нотариальная статистика.

Научная новизна работы заключается в том, что у нотариата Российской Федерации на современном этапе происходит процесс развития, в результате которого возникает довольно много проблем различного плана, которые следует разрешать. Решение ряда таких проблем отражает проект Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации». Но при всем, при этом нужна последующая разработка и законодательное закрепление таких понятий, как правовая природа нотариата, статус нотариуса, нотариальная деятельность, нотариальное действие, нотариальный акт, нотариальная процедура и, в общем, нотариата в качестве института гражданского общества, который призван защищать права и законные интересы физических и юридических лиц, интересы государства и общества. Особенное внимание заслуживает вопрос в области разработки теоретических основ государственного воздействия на институт свободного нотариата.


Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и других источников.

Глава 1. Правовое регулирование нотариата в РФ

1.1. Исторические предпосылки возникновения нотариата в РФ

Декрет № 1 от 24 ноября 1917 г. не только упразднил судебные органы, институт судебных следователей и прокурорского надзора, частной адвокатуры, но фактически упразднил и нотариат.

Но поскольку упразднить необходимость в подтверждении прав собственности, наследства было невозможно, эту функцию взяли на себя органы местных Советов.

  1. Нотариальная деятельность в РСФСР 1922— 1973 гг.

Период начинается с 4 октября 1922 г., когда Советом народных комиссаров РСФСР было принято Положение о государственном нотариате РСФСР, и заканчивается 19 июля 1973 г., когда на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон СССР «О государственном нотариате».

В этот период (в 1923, 1926, 1940, 1947, 1965 гг.) круг нотариальных действий постепенно расширяется.

  1. Нотариальная деятельность в СССР 1973 — 1993 гг.

Этот период характеризуется принятием 2 августа 1974 г. Закона РСФСР «О государственном нотариате». Нотариус периода расцвета и упадка СССР был фактически обыкновенным клерком. В его функции входило решение только технических задач.

Должность нотариуса не требовала высокой квалификации работника, так как для занятия должности нотариуса даже не требовалось юридического образования.

  1. Нотариальная деятельность в РФ с 1993 г. по настоящее время.[3][4]

11 февраля 1993 г. Верховным Советом РФ были приняты Основы законодательства Российской Федерации о нотариате № 4462-1, «приспособленные» к реальности распада СССР. Нормы нотариата СССР и РСФСР были отменены и заменены новыми нормами о нотариате. Частные нотариусы стали наиболее высокооплачиваемыми юристами наряду с адвокатами и частнопрактикующими юристами.

Принятие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате было вызвано объективными закономерностями, связанными с дальнейшим развитием гражданского общества в России, с обеспечением охраны формирующейся частной собственности как права граждан и организаций, закрепленного Конституцией РФ 1993 г.


До 1993 г. вряд ли можно говорить о нотариате как о науке, учитывая тот объем права собственности, который мог находиться в личной собственности гражданина. Нотариат был составной частью науки о гражданском процессе.

Нотариальная деятельностьэто совершение нотариальных действий на возмездной основе в соответствии с российским законодательством и от имени Российской Федерации, направленных на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лицучастников гражданского оборота.

Нотариат Российской Федерации обладает уникальной двойственной природой, функционируя на грани публичного и частного интереса, и таким образом является связующим звеном между государством и гражданским обществом. Во-первых, нотариус, является лицом, уполномоченным Российской Федерацией на исполнение государственной функции в области защиты прав и свобод граждан, во-вторых, нотариус, является представителем свободной профессии, выступая в роли независимого консультанта сторон[5][6].

Некоторыми авторами относится нотариат, наравне с судом, прокуратурой и другими к правоохранительным органам, признав за ним собственное место в их системе. Скорее всего, данный вывод делают на основании публично-правового вида нотариата, строгой формализации исполнения нотариальных действий, целей деятельности и так далее. Но, в данном случае не учитывают, что в отличие от правоохранительных органов нотариат организационно не состоит в системе органов государственной власти, действуя на принципе самоуправления, что не является естественным, допустим, для прокуратуры и так далее[7][8].

Вопреки мнению отдельных специалистов нотариат не входит и в систему органов юстиции. Определение положения нотариата по аналогии с иными органами, так называемой бесспорной гражданской юрисдикции, которые осуществляют удостоверительные функции, функции принудительного исполнения, регистрации актов гражданского состояния и так далее, будет являться такой же ошибкой, что и во время признания нотариата в качестве правоохранительного органа[9][10].

Корсик К.А. указывает, что система нотариата, не смотря на способы ее организации (государственный нотариат либо небюджетный нотариат) будет публичной правовой в области организации и содержания своего функционирования и будет составной частью, пусть и особенным образом осуществляющим свое функционирование, государственной системы.


На самом деле, по некоторым внешним атрибутивным признакам и некоторым сущностным характеристикам деятельности (исполнение функций от имени Российской Федерации, организационная структура и так далее) нотариат – является независимым от того, осуществляют нотариальную деятельность государственные либо частнопрактикующие нотариусы, - является схожим с государственными органами. Но, далеко не это будет в данном случае в качестве определяющего фактора. Организации, действующие на принципе самоуправления, пусть и особенным образом действующие, не могут входить в систему государственных органов[11][12].

В юридических источниках нотариат иногда относят к органам гражданской юрисдикции, определив последние в качестве деятельности органов, которые наделены полномочиями в области разрешения юридических дел спорного либо бесспорного вида в области гражданского оборота. Юрисдикция, является понятием многозначным:

1. обозначает подсудность, право исполнять суд, разрешать правовые вопросы;

2. определенную нормативными правовыми актами совокупность правомочий определенных государственных органов в области разрешения правовых споров и разрешения дел о правонарушениях, то есть оценка действий лиц либо иных субъектов права с точки зрения их правомерности, применение юридических санкций к нарушителям;

3. власть суда[13][14]

На основании приведенной характеристики юрисдикции, следует отметить два обстоятельства, не присущих деятельности нотариуса, а, значит, не дающие возможность признания нотариальных действий юрисдикционными:

1. нотариат исполняет свои функции только по отношению к делам бесспорного вида (бесспорный характер правоотношений);

2. не имеет права применения санкций.

Использование термина «юрисдикционная» к функционированию нотариата, возможно, признавать оправданным только, с целью выделения установленной законом процедурности ее выполнения, а кроме этого с целью вывода на наиболее высокий уровень значимости фиксации прав бесспорного вида, что дает дополнительную правовую гарантию для участников гражданского оборота, и для общества в целом, облегчив процесс защиты и доказывания фактов совершения определенных юридических действий. Акт применения норм права, служащий в области защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, это результат не юрисдикционной, а правоохранительной работы нотариата[15][16].