Файл: Корпоративная культура в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чарльз Хенди выделяет всего четыре вида культуры, определенные Роджером Харрисоном: задачи, роль, власть, личность отдельного человека (Таблица 1) [12, с.218].

Таблица 1

Виды корпоративной культуры по Р. Харрисону

Параметры, определяющие тип культуры

Культура задачи «Сеть»

Культура личности «Пчелиный рой»

Культура власти «Паутина»

Культура роли «Храм»

Тип организации, размер

Небольшая, с органической структурой (матричная структура)

Небольшая, существующая для обслуживания и помощи определения личности без какой-либо цели

Небольшая, бюрократическая организация, зависит от центрального источника власти

Крупная, с механической структурой, функциональный участки координируются звеном управления сверху

Способ осуществления контроля и принятия решения

Контроль по результатам работы остается за высшим руководством, незначительный ежедневный контроль не нарушает норм культуры

Контроль и иерархия невозможны, за исключением обоюдного согласия.

Централизованный контроль через контролеров, по результатам с учетом правил и приемов, решения принимаются в результате баланса влияний

Контроль и координация осуществляются звеном сверху по правилам и процедурам, формализованные решения принимаются наверху

Источник силы

Сила специалиста, распространенная шире, чем в других культурах

Влияние распространяется поровну, основа власти при необходимости – сила специалиста

Сила ресурсов с элементами персональной власти в центре

Сила положения, к силе личности относятся с неодобрением, сила специалиста ценится в надлежащем месте

Степень адаптивности к изменениям

Очень хорошо адаптируется, так как быстро меняется состав групп для решения задач,

Достаточно хорошо адаптируется к изменениям

Быстро реагирует на события, но зависит от решений центра

Плохо адаптируется к изменениям, но успешно действует в стабильном окружении

Отношение к людям

Стремится к объединению целей сотрудников и организации, раскрывает таланты личности, создает легкие рабочие отношения, внутри групп – обоюдное уважение

Поощряется исполнительность

Привлекает людей любящих риск, не заботящихся о безопасности, имеющих склонность к политике, развивающих талант и навыки

Дает защищенность, возможность стать компетентным специалистом, поощряется исполнительность

Тип менеджера

Должен быть гибким и уверенным, готовым оценивать по результатам, чувствует себя на высоте, координируя работу

Может оказывать некоторое давление на личность, контролирует ресурсы

Сориентирован на власть, результат, любит риск, уверен в себе, чтобы выдержать конкуренцию

Любит безопасность и предсказуемость, хочет достигнуть цели, выполняя роль, а не делая выдающиеся личные вклады


Окончание таблицы 1

Источник: Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие / А.В. Карпов. - М.: Гардарики, 2017. – с. 218.

Минусом прошлых теорий менеджмента, с учетом данного подхода можно считать, что в поисках универсальных средств, они хотели определить общую организационную культуру, найти один способ для наилучшего руководства, или набор универсальных принципов, которые можно было бы применить ко всем компаниям и при любых обстоятельствах, чтобы сделать универсальный подход [5, c. 221].

Также представляется, что особое внимание можно уделить типологии разновидностей корпоративной культуры по Бэку [7, c. 92]:

– культура принадлежности – начинает свое формирование с началом развития фирмы когда в ней работает небольшое количество персонала, и они чувствуют , что должны помогать друг другу;

– культура силы – начинает свое формирование, когда начинает возникать конкуренция среди сотрудников, когда каждый стремится к цели быть успешным и богатым;

– культура правил;

– формируется при потребности в накоплении знаний, формализации процедур и бизнес-процессов;

– культура успеха – начало формирования при активном развитии компании, когда большое внимание уделяется не коллективу, а индивидуальному таланту, и начинают оцениваться личные результаты сотрудников;

– культура согласия – умение достигать компромиссов;

– культура синтеза – ценность зависит от командного духа, авторства и таланта.

Рассмотрим классификацию корпоративной культуры, предложенной Муттоном-Блейком [5, c. 58].

1) Загородный клуб. Первичны интересы личности, к сотруднику проявляется повышенное внимание, важны хорошие взаимоотношения в коллективе, комфорт, положительная атмосфера. Люди работают в компании, как правило, много лет. Высокая степень удовлетворенности персонала своим трудом. К минусам можно отнести низкую конкурентоспособность, смешение социальных и личных отношений, рабочее взаимодействие во многом начинает строиться по принципу «нравится - не нравится» [27, с. 127]. Эта корпоративная культура уместна и допустима в маленьких организациях семейного типа, где цель бизнеса - благополучие коллектива, а также в различных профессиональных ассоциациях, где компания - лишь средство упрощения некоторых аспектов профессиональной деятельности или экономии средств. Главный девиз: «Чтобы все были довольны».

2) Власть - подчинение. Подавление интересов личности для пользы дела при любых обстоятельствах. Такие структуры отличаются жесткой дисциплиной, иерархичностью, они хорошо и быстро управляемы. Минусом является низкая степень удовлетворенности сотрудников, большая текучесть кадров, отсутствие командного духа как такового [19, с. 162]. Как правило, профессионалы высокого уровня в такие компании не приходят или не задерживаются в них, поэтому целесообразным можно считать данный тип культуры в ситуациях жесткого управления структурой с большим количеством исполнителей невысокой квалификации (как в некоторых производствах). Его временное внедрение может быть оптимальным при антикризисном управлении, когда речь идет о выживании. Главный девиз: «У нас не болеют, свои проблемы оставь дома».


3) Организационное управление. Баланс интересов сотрудников и компании в рамках четко установленных правил и процедур, определяющих все основные действия и решения в организации. Такие предприятия очень стабильны, предсказуемы, в них легко происходит замена одного сотрудника другим, т. к. главное - процессы и регламенты, а не личности и их вклад. Минус заключается в некоторой «неповоротливости» и негибкости: все, что не предусмотрено правилами и инструкцией, решается с большим трудом и медленно, а в ситуации высокой степени нестабильности и риска такие организации могут сильно пострадать. В них, как правило, много профессионалов, но мало «звезд». Главный девиз: «Все должно быть в соответствии с процедурой» [18, с. 134].

4) Групповое управление, или команда. Люди объединены общими целями, которые благодаря правильному подходу к мотивации совпадают с их собственными или очень близки к ним. В компании комфортная психологическая обстановка, многие сотрудники ценят друг друга не только как профессионалов, но и как личностей. Эта культура отличается большой гибкостью, возможностью прорыва и высоких достижений, однако именно такая ситуация чревата максимальными рисками при неправильном подборе персонала, негативном изменении подходов к мотивации, а также в случае ухода сильных личностей, которые являлись харизматическими «звездами». Главный девиз: «Мы одна команда и стремимся к высоким целям» [15, с. 45].

Кроме четырех базовых типологий корпоративной культуры встречается негативная корпоративная культура «обедненное управление», которая подразумевает минимальное внимание как к бизнесу, так и к людям. В современных условиях такой корпоративной культурой грешат некоторые бюджетные и государственные структуры, а также коммерческие подразделения, со слабым руководством. Характерный слоган: «Пусть не платят, зато и работать не заставляют» [7, c. 119].

Культура организации определяет поведение ее членов, пути решения возникающих проблем, отношение к внешним воздействиям, скорость и способ реагирования на изменяющиеся обстоятельства. Ее понимание позволяет руководителю находить наиболее верную стратегию своего поведения в тех или иных обстоятельствах. Только благодаря сильной корпоративной культуре организация становится подобной большой семье, когда каждый сотрудник предпринимает только те действия, которые наилучшим образом служат ее благополучию [5, с. 48].

Полная идентификация сотрудника с компанией означает, что он не только осознает идеалы компании, четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями (сотрудника), занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения. Со временем работник продолжает разделять эти ценности уже вне зависимости от того, находится ли он в рамках данной организации или трудиться в другом месте. Более того, такой работник становится мощным источником данных ценностей и идеалов, как в рамках сформировавшей его организации, так и в любой другой компании, фирме и т.п. Как уже отмечалось, помимо ценностей, в структуру корпоративной культуры входят и внутриорганизационные нормы, и социальные роли. Под нормами понимаются управляющие поведением сотрудников обобщенные правила, которые приводят к достижению целей организации. Роли определяют вклад каждого в совместную деятельность, в зависимости от занимаемой им формальной или неформальной позиции в организации, а также взаимные ожидания и взаимный контроль сотрудников [5, c. 194].


Терран Дил и Алан Кеннеди в книге «Корпоративные культуры: Обряды и Ритуалы корпоративной жизни» [4, с. 82] приводят свою классификацию, согласно которой типы корпоративной культуры выделяются в зависимости от комбинации следующих факторов: степенью риска менеджера и обратной связи, которую они получают в результате своих решений.

Резюмируя, можно сказать о наличии множества различных подходов к классификации типов и видов корпоративной культуры, где каждый автор для группирования выдвигает свои критерии анализа культуры.

1.3 Факторы, воздействующие на формирование корпоративной культуры

Определив сущность и функции корпоративной культуры, необходимо в целях ее совершенствования выделить факторы, оказывающие влияние на формирование организационной культуры.

Анализ факторов – это один из первых шагов процесса формирования организационной культуры, как считает О.Г. Тихомирова [8, с. 139]. Анализ факторов по методике О.Г. Тихомировой происходит в следующей последовательности:

1. Выделение факторов, которые наиболее существенно влияют на организационную культуру. Они определяются сферой деятельности фирмы, ее конкурентным положением, размером, ситуацией на рынке и др.

2. Ранжирование каждого фактора, или определение его веса. Этот параметр можно определить экспертным путем, например, через опрос руководителей или работников организации.

3. Анализ зависимости орг. культуры от каждого фактора (направление воздействия фактора, характер влияния, специфика фактора, возможность его изменения или устранения, степень зависимости и т.п.).

По результатам анализа строится многофакторная модель, пример такой модели приведен в таблице 2 [8, с. 154].

Таблица 2

Пример многофакторной модели зависимости организационной культуры от факторов внешней и внутренней среды

Фактор

Ранг (вес) фактора

Параметры

Значение параметра

A

1

Характер влияния

Направление воздействия

Возможность изменения или устранения

Специфические особенности

Степень зависимости


Источник: Зверева Т.В. Основания, принципы, признаки и элементы корпоративной культуры // ИВД. 2019. №4. С. 154.

Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы [8, с. 158]. Первая — это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая — это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации [5, c. 121].

Факторы, влияющие на корпоративную культуру [5, c. 178]:

– индивидуальная автономность – степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;

– структура – взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;

– направление – степень формирования целей и перспектив деятельности организации;

– интеграция – степень, до которой части (субъекты) в рамках организации пользуются поддержкой в интересах осуществления скоординированной деятельности;

– управленческое обеспечение – степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;

– поддержка – уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;

– стимулирование – степень зависимости вознаграждения от результатов труда;

– идентифицированность – степень отождествления работников с организацией в целом;

– управление конфликтами – степень разрушаемости конфликтов;

– управление рисками – степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.

Эти характеристики включают как структурные, так и поведенческие измерения. Та или иная организация может быть подвергнута анализу и подробно описана на основе перечисленных выше параметров и свойств [28, с. 134].

Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. К проблемам внешней адаптации и выживания относятся следующие [8, c. 59]:

  • Миссия и стратегия (определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии исполнения этой миссии);
  • Цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками);
  • Средства (ресурсы, используемые для достижения целей; консолидация усилий в достижении выбранной цели; адаптация корпоративной структуры, оптимизация систем стимулирования и отчетности);
  • Контроль (установление индивидуальных и групповых критериев эффективной деятельности; создание информационной инфраструктуры);
  • Корректировка поведения (создание системы поощрения и наказания, увязанной с выполнением или невыполнением поставленных задач).