Файл: Человеческий фактор в управлении организацией (ООО «Штрих»).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы человеческого фактора в управлении организацией
1.1 Роль человеческого фактора в организации
1.2. Цели и задачи управления человеческими ресурсами
Глава 2. Анализ управления человеческими ресурсами в ООО «Штрих»
2.1. Общая характеристика предприятия
Применение модульной системы обучения позволит, особенно в перспективе, при ускорении технических и структурных изменений в экономике, более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных рабочих кадрах.
Речь должна идти не о единственном акте подготовки рабочих кадров по профессиям, необходимым для регионов, а о внедрении модульной методологии на правах юридически оформленного непрерывного метода обучения рабочих кадров.
Руководству ООО «Штрих»следует обратить внимание на внедрение модульных программ обучения.
Далее представим рекомендации по совершенствованию стимулирования персонала.
В качестве совершенствования кадровой политики ООО «Штрих»рекомендуются следующие мероприятия:
1) ввести рейтинговую систему оплаты труда для административно–управленческого персонала компании;
2) внедрить модульную систему повышения квалификации персонала компании.
Рейтинговая система оплаты труда (рейтинг — оценка данного лица относительно других лиц) представляет одну из рыночных моделей оплаты труда, которая разработана с учетом практики японских предпринимателей. Она учитывает не только трудовой вклад работника в доход коллектива, но и его индивидуальные характеристики. В таблице 12 представлены нормативные значения коэффициента К, разработанные для руководителей (менеджеров) и специалистов предприятия.
Таблица 12
Коэффициент (рейтинг), характеризующий общеобразовательный уровень руководителей и специалистов предприятия в зависимости от образования
Нормативное значение коэффициента |
Значение коэффициента |
Профильное высшее образование |
5 |
Непрофильное высшее образование |
4 |
Профильное среднетехническое образование |
3 |
Непрофильное среднетехническое образование |
2,5 |
За каждую переподготовку, прошедшую руководителем и специалистом за последние пять лет |
2 |
Таблица 13
Показатели стажа
Нормативное значение коэффициента |
Значение коэффициента |
За каждый год работы на предприятии на других должностях |
0,1 |
За каждый год работы на предприятии в занимаемой должности |
0,3 |
Отбор признаков оцениваемых деловых качеств в агентстве предлагается производить на основе требований Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих с учетом особенностей конкретного рабочего места.
Каждый выявленный признак имеет четыре уровня проявления, оценивается членами аттестационной комиссии предприятия в баллах: низкий — 1; средний — 2; выше среднего — 3; высокий — 4.
Оценка по каждому из отобранных признаков устанавливается каждым экспертом и заносится в регистрационную форму, приведенную в виде таблицы 14.
Таблица 14
Регистрационная форма балльных оценок признаков, определяющих деловые качества персонала
Признаки деловых качеств |
Значимость признака |
Балльная оценка признаков с учетом значимости |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Компетентность |
0.33 |
0.33 |
0.66 |
0.99 |
1.32 |
Способность четко организовать и планировать свой труд |
0.07 |
0.07 |
0.14 |
0.21 |
0.28 |
Сознание ответственности за выполняемую работу |
0.25 |
0.25 |
0.5 |
0.75 |
1 |
Самостоятельность и инициатива |
0.14 |
0.14 |
0.28 |
0.42 |
0.56 |
Способность осваивать новые вопросы и использовать новые методы |
0.08 |
0.08 |
0.16 |
0.24 |
0.32 |
Работоспособность |
0.08 |
0.08 |
0.16 |
0.24 |
0.32 |
Продолжение таблицы 14
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Способность поддерживать контакты с другими работниками |
0.05 |
0.05 |
0.1 |
0.15 |
0.2 |
ИТОГО |
1 |
На основании данной методики усреднение оценок может производиться как на стадии выставления баллов, так и после расчета оценки совокупности деловых качеств. В ООО «Штрих»в первом случае необходимо рассчитывать среднюю арифметическую балла по каждому признаку, во втором — среднюю арифметическую оценок совокупности деловых качеств.
Оценка всей совокупности деловых качеств производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость, и может быть выражена формулой:
li = Sаij * хin (1)
где i — порядковый номер любого признака деловых качеств;
n — число признаков;
аij — j-й уровень i-го признака у аттестуемого работника (в баллах);
хi — удельная значимость i-го признака в общей оценке деловых качеств (в долях единицы).
Рассмотрим оценку деловых качеств отдельных категорий персонала:
1) директор L = 1.32 + 0.21 + 1 + 0.42 + 0.24 + 0.32 + 0.2 = 3.71 балла
2) старший менеджер L = 0.99 + 0.21 + 1 + 0.42 + 0.24 + 0.32 + 0.2 = 3.38 балла
3) начальник цеха L = 1.32 + 0.21 + 1 + 0.42 + 0.24 + 0.32 + 0.15 = 3.66 балла
4) старший экономист L = 1.32 + 0.21 + 0.75 + 0.42 + 0.24 + 0.32 + 0.2 = 3.46 балла
5) корректор L = 1.32 + 0.1 + 1 + 0.42 + 0.24 + 0.32 + 0.2 = 3.6 балла.
В соответствии с расчетами уровня деловых характеристик определим рейтинг работников, приняв за лучшее значение уровень директора:
1) директор 3.71 / 3.71 = 1
2) старший менеджер 3.38 / 3.71 = 0.91
3) начальник цеха 3.66 / 3.71 = 0.98
4) старший экономист 3.46 / 3.71 = 0.93
5) корректор 3.6 / 3.71 = 0.97.
В таблице 15 определим рейтинговую оценку по уровню квалификации работников.
Таблица 15
Определение рейтинга по критерию уровня образования
отдельных работников
Должность |
Уровень образования |
Значение рейтинга |
Рейтинг |
Директор |
Профильное высшее образование |
5 |
1 |
Старший менеджер |
Непрофильное высшее образование |
4 |
4 / 5 = 0.8 |
Начальник цеха |
Профильное среднетехническое образование |
3 |
3 / 5 = 0.6 |
Старший экономист |
Непрофильное высшее образование |
4 |
4 / 5 = 0.8 |
Корректор |
Профильное среднетехническое образование + переподготовка |
3 + 2 * 1 = 5 |
5 / 5 = 1 |
Определим рейтинг по критерию стажа в таблице 16.
Таблица 16
Определение рейтинга по критерию продолжительности стажа отдельных работников
Должность |
Продолжительность стажа |
Значение рейтинга |
Рейтинг |
Директор |
0.3 * 5 |
1.5 |
1 |
Старший менеджер |
0.1 * 4 + 0.3 * 1 |
0.7 |
0.47 |
Начальник цеха |
0.1 * 5 |
0.5 |
0.33 |
Старший экономист |
0.1 * 1 + 0.3 * 4 |
1.3 |
0.87 |
Корректор |
0.1 * 2 + 0.3 * 3 |
1.1 |
0.73 |
Определим в соответствии с проведенными выше расчетами рейтинговую оценку по каждому работнику:
L = L1 + L2 + L3 (2)
где L — уровень рейтинга каждого работника, баллов
L1 — рейтинг по деловым качествам, баллов
L2 — рейтинг по показателю уровня квалификации, баллов
L3 — рейтинг по показателю продолжительности стажа, баллов.
Получим:
1) директор 1 + 1 + 1 = 3
2) старший менеджер 0.91 + 0.8 + 0.47 = 2.18
3) начальник цеха 0.98 + 0.6 + 0.33 = 1.91
4) старший экономист 0.93 + 0.8 + 0.87 = 2.6
5) корректор 0.97 + 1 + 0.73 = 2.7.
Вычислим относительный показатель рейтинга отдельных работников предприятия:
1) директор 3 / 3 = 1
2) старший менеджер 2.18 / 3 = 0.726
3) начальник цеха 1.91 / 3 = 0.636
4) старший экономист 2.6 / 3 = 0.867
5) корректор 2.7 / 3 = 0.9.
Выводы
В третьей главе работы представлены следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности кадрового менеджмента на предприятии.
Во-первых, разработана профессиограмма менеджера по продажам, что позволит повысить эффективность процесса приема кадров. Ее использование даст возможность ООО «Штрих» описать кандидатов уже на первой или второй стадии, и тем самым удешевить и упростить процесс отбора и принять на работу компетентных работников.
Во-вторых, разработана система обучения и адаптации вновь принятых работников. Рекомендовано внедрение модульной системы повышения квалификации персонала.
В-третьих, даны рекомендации по совершенствованию стимулирования персонала. Учитывая, выявленные недостатки предлагается комплекс мероприятий по совершенствованию кадровой политики организации: разработку рейтинговой системы оплаты труда персонала компании.
Заключение
В современной организации персонал выступает одним из ключевых ресурсов для достижения целей организации.
Под человеческим капиталом понимают развитые, врожденные или приобретенные в результате инвестиций качества, в виде знаний, навыков, умений, мотиваций, способные приносить их обладателю доход в настоящий момент или в будущем.
Правильный подход к управлению человеческими ресурсами ведет к повышению прибыльности и рентабельности предприятия, формированию устойчивого социально-психологического климата и как следствие эффективного управления организацией.
ООО «Штрих» занимается производством и продажей типографской продукции.
На протяжении всего анализируемого периода численность работников на предприятии уменьшилась. Так, в 2015–2017 гг. данная величина составляла 95 и 91 человек соответственно. Среднесписочная численность персонала в 2017 г. составила 88 человек. Снижение данного показателя связано с сокращением численности рабочих на 3 человека.
В процессе исследования выявлены следующие проблемные области кадрового менеджмента:
1) на предприятии отсутствует практика применения профессиограмм, не всегда проверяются рекомендации вновь принятых сотрудников. Прием на работу случайных работников негативно сказывается на стабильности кадрового состава, что подтвердил анализ текучести персонала;
2) для предприятия актуальна проблема адаптации вновь принятых работников. Это вывод подтверждают результаты анкетирования персонала: 60 % работников считают, что в коллективе существуют проблемы адаптации новичков;
3) главным мотивом трудовой деятельности работников является приемлемая оплата труда. Этого является косвенным свидетельством низкого уровня лояльности персонала к предприятию; работники готовы сменить место работы, если на новом месте будет предложена более высокая заработная плата.
Более половины работников не удовлетворены порядком начисления премий; система начисления премий на предприятии не является достаточно открытой и понятной для большой части работников; она носит субъективный характер.
Таким образом, проведенный анализ кадрового менеджмента в ООО «Штрих» выявил необходимость его совершенствования.
В третьей главе работы представлены следующие рекомендации, направленные на повышение эффективности кадрового менеджмента на предприятии.
Во-первых, разработана профессиограмма менеджера по продажам, что позволит повысить эффективность процесса приема кадров. Ее использование даст возможность ООО «Штрих» описать кандидатов уже на первой или второй стадии, и тем самым удешевить и упростить процесс отбора и принять на работу компетентных работников.