Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Использование дидактических игр для подготовки детей к школе).pdf
Добавлен: 05.04.2023
Просмотров: 301
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты применения дидактических игр в обучении
1.1 Значение дидактических игр в деятельности старших дошкольников и становлении их личности
1.2 Использование дидактических игр для подготовки детей к школе
2.1. Изучение уровня подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
2.2. Проведение формирующего эксперимента
Результаты выполнения заданий, отражающих уровень развития изобразительной деятельности детей, достаточно высокий. Средний балл выполнения заданий равен 2,2. Наиболее полно выполнены дидактические задачи в играх на определение оттенков цветов по спектру и тону средний балл 2,3 и 2,4 соответственно. Больше всех проблем возникло у дошкольников при выполнении точных целенаправленных линий в игре «Трудные виражи» (ср. балл 1,95). Это указывает на недостаточное развитие точных координированных движений пальцев рук и мелкой моторики. 2 человека (10 %) выполнили всю серию заданий на высоком уровне. У 3 детей (15 %) отмечен низкий уровень выполнения заданий.
В V группе игр, посвященных выявлению уровня развития речи детей, были получены следующие результаты (табл.5).
Таблица 5
Результаты выполнения Vгруппы дидактических игр «Развитие речи»
№ |
ФИО |
«Кузовок» |
«Придумай |
«Сочиняем |
Общее |
Средний |
предложение» |
сказку» |
кол-во баллов |
балл |
|||
1 |
Данил Г. |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
2 |
Данил С. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
3 |
Настя Л. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
4 |
Катя К. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
5 |
Ангелина Ш. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
6 |
Ксения Т. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
7 |
Толя Ш. |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
8 |
Влад П. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
9 |
Влад К. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
10 |
Максим К. |
3 |
3 |
2 |
8 |
2,7 |
11 |
Ульяна С. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
12 |
Коля Т. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
13 |
Никита Т. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
14 |
Влад Л. |
1 |
2 |
2 |
5 |
1,7 |
15 |
Коля Там. |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
16 |
Влад М. |
2 |
2 |
3 |
7 |
2,3 |
17 |
Никита С. |
3 |
2 |
2 |
7 |
2,3 |
18 |
Саша Ж. |
1 |
1 |
0 |
2 |
0,7 |
19 |
Саша К. |
2 |
2 |
1 |
5 |
1,7 |
20 |
Юля Н. |
2 |
2 |
2 |
6 |
2 |
Ср.балл |
2,2 |
2,05 |
1,9 |
2,05 |
При анализе результатов отметили, что лучше всего дети справились с дидактической задачей в игре «Кузовок» (ср.балл 2,2). Можно сделать вывод, что словообразовательные навыки развиты у детей на достаточном уровне. Наименее полно дошкольники справились с заданием на составление связного рассказа (ср. балл 1,9). Следует отметить, что развитие навыков связной речи в дошкольном возрасте требует особых усилий, поэтому результаты были предсказуемы. 2 человека (10 %) показали высокий уровень развития речи, 4 ребенка (20 %) набрали маленький средний балл.
При проведении группы игр, позволяющих выявить уровень подготовки к обучению грамоте, получили следующие результаты (табл. 6).
Таблица 6
Результаты выполнения VIгруппы дидактических игр
«Подготовка к обучению грамоте»
№ |
ФИО |
«Скажи с |
«Придумай |
«Сосчитай |
«Верно- |
Общее |
Средний |
нужным |
слово по |
слоги» |
неверно» |
кол-во |
балл |
||
звуком» |
звуковой схеме» |
баллов |
|||||
1 |
Данил Г. |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
2,8 |
2 |
Данил С. |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |
2,3 |
3 |
Настя Л. |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
1,8 |
4 |
Катя К. |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
2,8 |
5 |
Ангелина Ш. |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
1,5 |
6 |
Ксения Т. |
2 |
2 |
2 |
3 |
9 |
2,3 |
7 |
Толя Ш. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0,5 |
8 |
Влад П. |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
2,8 |
9 |
Влад К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
2,3 |
10 |
Максим К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
11 |
Ульяна С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
2 |
12 |
Коля Т. |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
2,3 |
13 |
Никита Т. |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
2 |
14 |
Влад Л. |
1 |
1 |
2 |
1 |
5 |
1,25 |
15 |
Коля Там. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
16 |
Влад М. |
3 |
2 |
3 |
2 |
10 |
2,5 |
17 |
Никита С. |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
18 |
Саша Ж. |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0,5 |
19 |
Саша К. |
2 |
1 |
2 |
1 |
6 |
1,5 |
20 |
Юля Н. |
3 |
2 |
2 |
2 |
9 |
2,3 |
Ср.балл |
2,3 |
1,8 |
2,25 |
2,05 |
2,1 |
При анализе заданий отметили, что дошкольники выполнили дидактические задачи на среднем уровне (ср. балл 2,1). Лучше всех были подобраны слова с нужным звуком и определено количество слогов в слове (ср. балл 2,3 и 2,25 соответственно). Это говорит о том, что у дошкольников на достаточном уровне сформированы навыки звукового и слогового анализа и синтеза, фонематический слух. Наиболее трудным оказалось задание на подбор слов к заданной звуковой схеме. Учитывая, что данный вид деятельности формируется в специально организованных занятиях по развитию звукового анализа и синтеза, фонематического анализа слов, считаем результаты выполнения данного задания удовлетворительными. Однако, на наш взгляд, следует уделять внимание аналогичным играм в ходе занятий по обучению грамоте. 6 человек (30 %) набрали высокий средний балл в играх, 6 детей (30 %) показали низкие результаты.
В заключение нами были произведены итоговые подсчеты общего количества баллов, набранных детьми, и подсчитан общий средний балл выполнения дидактических заданий в играх (табл.7).
Таблица 7
Уровень готовности к школе дошкольников
№ |
ФИО |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Общее |
Уровень |
группа |
группа |
группа |
группа |
группа |
группа |
количество |
готовности |
||
игр |
игр |
игр |
игр |
игр |
игр |
баллов |
к школе |
||
1 |
Данил Г. |
2,8 |
3 |
2,7 |
2,5 |
3 |
2,8 |
16,8 |
В |
2 |
Данил С. |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2 |
2 |
2,3 |
13,2 |
С |
3 |
Настя Л. |
2,3 |
1,3 |
1,3 |
2 |
2 |
1,8 |
10,7 |
Н |
4 |
Катя К. |
2,3 |
2,7 |
2,7 |
2,3 |
2,3 |
2,8 |
15,1 |
В |
5 |
Ангелина Ш. |
2,5 |
1,7 |
2 |
2,3 |
2 |
1,5 |
12 |
С |
6 |
Ксения Т. |
2,3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
12,6 |
С |
7 |
Толя Ш. |
1,3 |
1 |
0,7 |
1,25 |
1 |
0,5 |
5,75 |
Н |
8 |
Влад П. |
2,5 |
2 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,8 |
14,2 |
С |
9 |
Влад К. |
2,8 |
2,3 |
2,3 |
2,5 |
2,3 |
2,3 |
14,5 |
С |
10 |
Максим К. |
2,8 |
2,3 |
2,3 |
2,8 |
2,7 |
3 |
15,9 |
В |
11 |
Ульяна С. |
2,3 |
1,3 |
2 |
2,3 |
2 |
2 |
11,9 |
С |
12 |
Коля Т. |
2 |
2 |
2 |
2,3 |
2 |
2,3 |
12,6 |
С |
13 |
Никита Т. |
2 |
2,7 |
2,7 |
2,3 |
2,3 |
2 |
14 |
С |
14 |
Влад Л. |
2 |
2,3 |
1,7 |
2 |
1,7 |
1,25 |
10,95 |
С |
15 |
Коля Там. |
2,8 |
2 |
2,3 |
3 |
2,3 |
3 |
15,4 |
В |
16 |
Влад М. |
2,8 |
2,3 |
2,3 |
2,8 |
2,3 |
2,5 |
15 |
С |
17 |
Никита С. |
2,8 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
2,3 |
3 |
15 |
С |
18 |
Саша Ж. |
1 |
0,3 |
1 |
1 |
0,7 |
0,5 |
4,5 |
Н |
19 |
Саша К. |
1,8 |
1,3 |
1 |
1,8 |
1,7 |
1,5 |
9,1 |
Н |
20 |
Юля Н. |
2,3 |
2 |
2 |
2,5 |
2 |
2,3 |
13,1 |
С |
При подведении результатов были определены уровни готовности к школе на основании набранных баллов.
15,1 - 18 баллов - высокий уровень готовности к школе;
11 - 15 баллов - средний уровень готовности к школе;
0 - 10,9 баллов - низкий уровень готовности к школе.
В - высокий уровень готовности к школе, С - средний уровень готовности к школе, Н - низкий уровень готовности к школе.
Таким образом, на основании данных таблицы 7 можно сделать вывод о том, что 4 ребенка показали высокий уровень готовности к школе, 12 детей - средний уровень готовности к школе, 4 дошкольника - низкий уровень готовности к школе. В процентном отношении указанные данные показаны в рис. 1.
Рис. 1. Уровни готовности дошкольников к школьному обучению
Сравнивая результаты выполнения дидактических заданий в разных группах игр, мы сделали следующие выводы. Наиболее высокие результаты при выполнении дидактических задач дошкольники показали в играх, направленных на ознакомление с окружающим миром и развитие изобразительной деятельности. Наиболее низкий результат был отмечен в играх, направленных на формирование элементарных математических представлений. Также недостаточно высокие результаты были достигнуты в играх, направленных на развитие конструирования и развитие речи (рис. 2).
Рис. 2. Результаты выполнения дидактических задач в играх разных групп
Подводя итоги констатирующего эксперимента, следует отметить, что в данной группе дошкольников преобладает средний уровень готовности к школе. Вместе с тем мы отметили, что основные направления готовности к школе у дошкольников сформированы в различной степени. Наиболее полные знания, умения и навыки у дошкольников сформированы в процессе ознакомления с окружающим миром и изобразительной деятельности. В меньшей степени сформированы математические умения, навыки конструирования, развития речи.
На среднем уровне выполнены игры, в которых дети решали дидактические задачи, связанные с подготовкой к обучению грамоте.
Тем не менее, можно отметить, что использование дидактических игр повышает интерес к выполнению учебных заданий у детей. Дошкольники с удовольствием играли во все игры, одновременно с игровыми действиями решая учебные задачи.
2.2. Проведение формирующего эксперимента
По итогам проведения констатирующего исследования нами были получены результаты, показывающие, что дети старшего дошкольного возраста данной группы в основном имеют средний уровень готовности к школе. Было отмечено также некоторое количество детей с высоким и низким уровнем готовности к школьному обучению.
Также мы выявили, что наиболее полно дети подготовлены к школе в областях, отвечающих за сформированность знаний об окружающем мире и изобразительной деятельности.
По итогам констатирующего эксперимента было отмечено, что использование дидактических игр повышает активность детей, интерес к выполнению заданий, повышает результативность, стимулирует детей к решению не только игровых, но и учебных задач.
Таким образом, нами была разработана система заданий с использованием дидактических игр и игровых упражнений, направленных на подготовку детей к школе.
Целью обучающего эксперимента являлось повышение уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач:
- Разработать систему заданий с использованием дидактических игр и игровых упражнений, направленных на подготовку детей к школе.
- Апробировать данную систему заданий в экспериментальной группе дошкольников.
- Подвести итоги работы и сравнить данные о степени готовности к школе в данной группе детей в ходе проведения контрольного эксперимента.
- По итогам сравнительного анализа сделать вывод о степени эффективности разработанной системы заданий и упражнений с использованием дидактических игр и игровых упражнений.
В первую очередь было решено активизировать работу по повышению уровня готовности к школе в следующих направлениях:
- развитие математических представлений;
- конструирование;
- развитие речи и обучение грамоте.
Следовательно, работа по формированию готовности к школе с использованием дидактических игр и игровых упражнений строилась поэтапно.
- знакомство с цифрами и числами;
- ориентация во времени;
- ориентация в пространстве;
- формирование логического мышления.
- развитие умения узнавать геометрическую форму предметов;
- развитие умения узнавать величину предметов;
- умение анализировать строение предметов;
- умение создавать новые образы.