Файл: Дидактическая игра как метод обучения (Использование дидактических игр для подготовки детей к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2023

Просмотров: 301

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Результаты выполнения заданий, отражающих уровень развития изобразительной деятельности детей, достаточно высокий. Средний балл выполнения заданий равен 2,2. Наиболее полно выполнены дидактические задачи в играх на определение оттенков цветов по спектру и тону средний балл 2,3 и 2,4 соответственно. Больше всех проблем возникло у дошкольников при выполнении точных целенаправленных линий в игре «Трудные виражи» (ср. балл 1,95). Это указывает на недостаточное развитие точных координированных движений пальцев рук и мелкой моторики. 2 человека (10 %) выполнили всю серию заданий на высоком уровне. У 3 детей (15 %) отмечен низкий уровень выполнения заданий.

В V группе игр, посвященных выявлению уровня развития речи детей, были получены следующие результаты (табл.5).

Таблица 5

Результаты выполнения Vгруппы дидактических игр «Развитие речи»

ФИО

«Кузовок»

«Придумай

«Сочиняем

Общее

Средний

предложение»

сказку»

кол-во баллов

балл

1

Данил Г.

3

3

3

9

3

2

Данил С.

2

2

2

6

2

3

Настя Л.

2

2

2

6

2

4

Катя К.

3

2

2

7

2,3

5

Ангелина Ш.

2

2

2

6

2

6

Ксения Т.

2

2

2

6

2

7

Толя Ш.

1

1

1

3

1

8

Влад П.

3

2

2

7

2,3

9

Влад К.

3

2

2

7

2,3

10

Максим К.

3

3

2

8

2,7

11

Ульяна С.

2

2

2

6

2

12

Коля Т.

2

2

2

6

2

13

Никита Т.

3

2

2

7

2,3

14

Влад Л.

1

2

2

5

1,7

15

Коля Там.

2

3

2

7

2,3

16

Влад М.

2

2

3

7

2,3

17

Никита С.

3

2

2

7

2,3

18

Саша Ж.

1

1

0

2

0,7

19

Саша К.

2

2

1

5

1,7

20

Юля Н.

2

2

2

6

2

Ср.балл

2,2

2,05

1,9

2,05


При анализе результатов отметили, что лучше всего дети справились с дидактической задачей в игре «Кузовок» (ср.балл 2,2). Можно сделать вывод, что словообразовательные навыки развиты у детей на достаточном уровне. Наименее полно дошкольники справились с заданием на составление связного рассказа (ср. балл 1,9). Следует отметить, что развитие навыков связной речи в дошкольном возрасте требует особых усилий, поэтому результаты были предсказуемы. 2 человека (10 %) показали высокий уровень развития речи, 4 ребенка (20 %) набрали маленький средний балл.

При проведении группы игр, позволяющих выявить уровень подготовки к обучению грамоте, получили следующие результаты (табл. 6).

Таблица 6

Результаты выполнения VIгруппы дидактических игр

«Подготовка к обучению грамоте»

ФИО

«Скажи с

«Придумай

«Сосчитай

«Верно-

Общее

Средний

нужным

слово по

слоги»

неверно»

кол-во

балл

звуком»

звуковой схеме»

баллов

1

Данил Г.

3

2

3

3

11

2,8

2

Данил С.

2

2

2

3

9

2,3

3

Настя Л.

2

2

2

1

7

1,8

4

Катя К.

3

2

3

3

11

2,8

5

Ангелина Ш.

1

1

2

2

6

1,5

6

Ксения Т.

2

2

2

3

9

2,3

7

Толя Ш.

1

0

1

0

2

0,5

8

Влад П.

3

2

3

3

11

2,8

9

Влад К.

3

2

2

2

9

2,3

10

Максим К.

3

3

3

3

12

3

11

Ульяна С.

2

2

2

2

8

2

12

Коля Т.

3

2

2

2

9

2,3

13

Никита Т.

2

2

2

2

8

2

14

Влад Л.

1

1

2

1

5

1,25

15

Коля Там.

3

3

3

3

12

3

16

Влад М.

3

2

3

2

10

2,5

17

Никита С.

3

3

3

3

12

3

18

Саша Ж.

1

0

1

0

2

0,5

19

Саша К.

2

1

2

1

6

1,5

20

Юля Н.

3

2

2

2

9

2,3

Ср.балл

2,3

1,8

2,25

2,05

2,1


При анализе заданий отметили, что дошкольники выполнили дидактические задачи на среднем уровне (ср. балл 2,1). Лучше всех были подобраны слова с нужным звуком и определено количество слогов в слове (ср. балл 2,3 и 2,25 соответственно). Это говорит о том, что у дошкольников на достаточном уровне сформированы навыки звукового и слогового анализа и синтеза, фонематический слух. Наиболее трудным оказалось задание на подбор слов к заданной звуковой схеме. Учитывая, что данный вид деятельности формируется в специально организованных занятиях по развитию звукового анализа и синтеза, фонематического анализа слов, считаем результаты выполнения данного задания удовлетворительными. Однако, на наш взгляд, следует уделять внимание аналогичным играм в ходе занятий по обучению грамоте. 6 человек (30 %) набрали высокий средний балл в играх, 6 детей (30 %) показали низкие результаты.

В заключение нами были произведены итоговые подсчеты общего количества баллов, набранных детьми, и подсчитан общий средний балл выполнения дидактических заданий в играх (табл.7).

Таблица 7

Уровень готовности к школе дошкольников

ФИО

I

II

III

IV

V

VI

Общее

Уровень

группа

группа

группа

группа

группа

группа

количество

готовности

игр

игр

игр

игр

игр

игр

баллов

к школе

1

Данил Г.

2,8

3

2,7

2,5

3

2,8

16,8

В

2

Данил С.

2,3

2,3

2,3

2

2

2,3

13,2

С

3

Настя Л.

2,3

1,3

1,3

2

2

1,8

10,7

Н

4

Катя К.

2,3

2,7

2,7

2,3

2,3

2,8

15,1

В

5

Ангелина Ш.

2,5

1,7

2

2,3

2

1,5

12

С

6

Ксения Т.

2,3

2

2

2

2

2,3

12,6

С

7

Толя Ш.

1,3

1

0,7

1,25

1

0,5

5,75

Н

8

Влад П.

2,5

2

2,3

2,3

2,3

2,8

14,2

С

9

Влад К.

2,8

2,3

2,3

2,5

2,3

2,3

14,5

С

10

Максим К.

2,8

2,3

2,3

2,8

2,7

3

15,9

В

11

Ульяна С.

2,3

1,3

2

2,3

2

2

11,9

С

12

Коля Т.

2

2

2

2,3

2

2,3

12,6

С

13

Никита Т.

2

2,7

2,7

2,3

2,3

2

14

С

14

Влад Л.

2

2,3

1,7

2

1,7

1,25

10,95

С

15

Коля Там.

2,8

2

2,3

3

2,3

3

15,4

В

16

Влад М.

2,8

2,3

2,3

2,8

2,3

2,5

15

С

17

Никита С.

2,8

2,3

2,3

2,3

2,3

3

15

С

18

Саша Ж.

1

0,3

1

1

0,7

0,5

4,5

Н

19

Саша К.

1,8

1,3

1

1,8

1,7

1,5

9,1

Н

20

Юля Н.

2,3

2

2

2,5

2

2,3

13,1

С


При подведении результатов были определены уровни готовности к школе на основании набранных баллов.

15,1 - 18 баллов - высокий уровень готовности к школе;

11 - 15 баллов - средний уровень готовности к школе;

0 - 10,9 баллов - низкий уровень готовности к школе.

В - высокий уровень готовности к школе, С - средний уровень готовности к школе, Н - низкий уровень готовности к школе.

Таким образом, на основании данных таблицы 7 можно сделать вывод о том, что 4 ребенка показали высокий уровень готовности к школе, 12 детей - средний уровень готовности к школе, 4 дошкольника - низкий уровень готовности к школе. В процентном отношении указанные данные показаны в рис. 1.

Рис. 1. Уровни готовности дошкольников к школьному обучению

Сравнивая результаты выполнения дидактических заданий в разных группах игр, мы сделали следующие выводы. Наиболее высокие результаты при выполнении дидактических задач дошкольники показали в играх, направленных на ознакомление с окружающим миром и развитие изобразительной деятельности. Наиболее низкий результат был отмечен в играх, направленных на формирование элементарных математических представлений. Также недостаточно высокие результаты были достигнуты в играх, направленных на развитие конструирования и развитие речи (рис. 2).

Рис. 2. Результаты выполнения дидактических задач в играх разных групп

Подводя итоги констатирующего эксперимента, следует отметить, что в данной группе дошкольников преобладает средний уровень готовности к школе. Вместе с тем мы отметили, что основные направления готовности к школе у дошкольников сформированы в различной степени. Наиболее полные знания, умения и навыки у дошкольников сформированы в процессе ознакомления с окружающим миром и изобразительной деятельности. В меньшей степени сформированы математические умения, навыки конструирования, развития речи.

На среднем уровне выполнены игры, в которых дети решали дидактические задачи, связанные с подготовкой к обучению грамоте.

Тем не менее, можно отметить, что использование дидактических игр повышает интерес к выполнению учебных заданий у детей. Дошкольники с удовольствием играли во все игры, одновременно с игровыми действиями решая учебные задачи.


2.2. Проведение формирующего эксперимента

По итогам проведения констатирующего исследования нами были получены результаты, показывающие, что дети старшего дошкольного возраста данной группы в основном имеют средний уровень готовности к школе. Было отмечено также некоторое количество детей с высоким и низким уровнем готовности к школьному обучению.

Также мы выявили, что наиболее полно дети подготовлены к школе в областях, отвечающих за сформированность знаний об окружающем мире и изобразительной деятельности.

По итогам констатирующего эксперимента было отмечено, что использование дидактических игр повышает активность детей, интерес к выполнению заданий, повышает результативность, стимулирует детей к решению не только игровых, но и учебных задач.

Таким образом, нами была разработана система заданий с использованием дидактических игр и игровых упражнений, направленных на подготовку детей к школе.

Целью обучающего эксперимента являлось повышение уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели был выдвинут ряд задач:

  1. Разработать систему заданий с использованием дидактических игр и игровых упражнений, направленных на подготовку детей к школе.
  2. Апробировать данную систему заданий в экспериментальной группе дошкольников.
  3. Подвести итоги работы и сравнить данные о степени готовности к школе в данной группе детей в ходе проведения контрольного эксперимента.
  4. По итогам сравнительного анализа сделать вывод о степени эффективности разработанной системы заданий и упражнений с использованием дидактических игр и игровых упражнений.

В первую очередь было решено активизировать работу по повышению уровня готовности к школе в следующих направлениях:

  • развитие математических представлений;
  • конструирование;
  • развитие речи и обучение грамоте.

Следовательно, работа по формированию готовности к школе с использованием дидактических игр и игровых упражнений строилась поэтапно.

    1. этап. Формирование математических представлений.
  • знакомство с цифрами и числами;
  • ориентация во времени;
  • ориентация в пространстве;
  • формирование логического мышления.
  1. этап. Конструирование.
  • развитие умения узнавать геометрическую форму предметов;
  • развитие умения узнавать величину предметов;
  • умение анализировать строение предметов;
  • умение создавать новые образы.