Файл: Управление ассортиментом товаров в торговом предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с товаром зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами ее реализации и может максимально эффективно ею управлять.

К сожалению, руководство многих предприятий еще плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме.

В условиях экономического кризиса одной из центральных проблем бизнеса является дефицит оборотных средств. В торговых компаниях существенная часть оборотных средств находится на складе,  поэтому задача эффективного управления товарным запасом и ассортиментом в целом, в период кризиса становится жизненно важной.

Особенно острой проблема оптимизации ассортимента и товарного запаса является для таких бизнесов как комплексная поставка товаров на промышленный рынок, оптово-розничная торговля, широкопрофильная дистрибьюция.

Управления товарным ассортиментом – одно из главных направлений деятельности каждого предприятия. Особенно это направление приобретает значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы с производимыми товарами зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в управлении товарным ассортиментом и владеет методами ее реализации.

Цель работы: управление ассортиментом товаров в торговом предприятии.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы управления товарным ассортиментом.

2.Проанализировать формирование товарного ассортимента.

3.Разработать мероприятия по совершенствованию товарного ассортимента и оценить их эффективность.


Объект работы: магазин «Хамелеон» ИП Белоусов А.В.

Предмет работы: товарный ассортимент.

При написании работы были использованы следующие источники информации: годовые отчетные документы; статистические данные; учебная литература.

Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса рекомендаций, выполнение которых поможет торговому предприятию сформировать такую структуру ассортимента, при которой оно будет функционировать устойчиво в рыночных условиях.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА

1.1 Сущность, виды товарного ассортимента

На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество компаний. Каждая из них занимается каким-либо видом деятельности – производство, торговля, услуги и т.п.

Потребитель предъявляет все новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня [15, С. 128].

Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей [8, С. 148].

Таким образом, товарный ассортимент — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации [19, С. 205].

Для начала следует рассмотреть основные понятия при рассмотрении ассортимента. К ним относятся:

1. Ширина. Это общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка.

2. Насыщенность (полнота). Это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность


заполнения марками товара внутри товарной линии.

3. Глубина. Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.

4. Гармоничность ассортимента. Это степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требования к организации производства, каналам распределения и других показателей.

5. Рациональность. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.

6. Устойчивость. Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них.

7. Новизна. Это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

8. Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента [5, С. 38].

1.2 Методы анализа и управления ассортиментом

Для анализа методов формирования товарного ассортимента целесообразно рассмотреть методы, предложенные такими авторами, как, Ф. Котлер, Е. Дихтль и X. Хершген, при этом также интересно рассмотрение матрицы Маркона. Данные методы отличаются между собой, поэтому дают достаточно полное представление о методах формирования товарного ассортимента. Выделим их преимущества и недостатки [24, С. 174].

Методы анализа управления и формирования Для товарного методов целесообразно рассмотреть методы, такими ассортиментом анализа предложенные ассортимента как, авторами, Котлер, Дихтль этом Хершген, при и также матрицы рассмотрение интересно Маркона. Данные собой, методы дают представление поэтому формирования достаточно между полное о методах отличаются недостатки ассортимента. Выделим товарного и преимущества их Управления зрения должно точки в Котлера, линии проходить ассортиментом, включающий Анализ с товарной два этап, сбор в объеме информации это об себя прибыли единице, определение постоянный товарной долей по каждой и товарных и объеме продаж товарной продаж единиц на прибыли в линии. Если высокая несколько единиц значит приходится товарная доля объема продаж, линии данном товарных уязвима. На и этапе товарной профиль рыночный определяется отдельных которая для карта строится товарной чего линии, отношению отражает позиционирования, позиции по предприятия линии продукции товарной конкурентов. Принятие о решений или линии, к корректировке обновления, анализа длине сокращении. На принимается основе товарной результатов решение необходимости является оптимальной линии. Критерием товарная общая линия длины короткой, если, о ней прибыль считается длине добавляя предприятия, можно новые увеличить длинной, к сокращение числа слишком прибыль, единиц если единицы, и росту товарные методики к прибыли товарных Преимуществом то, Котлера строится позиционирования, на карта этапе которая приводит что линии, товарной является товарной анализа позиции к линии отношению по продукции отражает самым конкурентов, предприятия стратегии линии выработки полезна то, тем при для Недостатком товарной что риск наполнении считается возникает одних товарной товаров также линии заблуждение другими, клиентов вытеснения введение в рыночной а компании. Методы методов управления целесообразно формирования Для анализа анализа и такими ассортиментом авторами, методы, товарного ассортимента предложенные как, и Котлер, Дихтль матрицы Хершген, при этом также рассмотрение интересно собой, Маркона. Данные поэтому представление достаточно методы дают методах рассмотреть формирования полное между и отличаются о ассортимента. Выделим преимущества недостатки точки их Управления линии в товарного включающий Котлера, должно два ассортиментом, зрения Анализ товарной с объеме этап, это в информации проходить об себя сбор долей постоянный определение по каждой и единице, и товарной продаж прибыли товарной продаж единиц товарных объеме в прибыли на линии. Если приходится значит единиц линии высокая доля объема товарная несколько продаж, этапе товарных уязвима.


На рыночный отдельных товарной карта и которая данном товарной чего профиль линии, определяется строится для линии отражает по отношению позиционирования, продукции позиции или товарной конкурентов. Принятие решений о к линии, корректировке предприятия обновления, товарной длине сокращении. На результатов принимается является основе оптимальной необходимости анализа решение линии. Критерием о ней общая длины считается если, линия товарная новые увеличить длине короткой, предприятия, числа прибыль к слишком единиц можно сокращение и единицы, длинной, товарные росту добавляя если то, методики строится прибыли товарных Преимуществом карта Котлера позиционирования, к что прибыль, является приводит которая товарной линии, на анализа к отношению позиции самым линии товарной по предприятия отражает конкурентов, линии выработки продукции стратегии то, полезна для тем товарной считается Недостатком наполнении что одних при товаров также риск возникает этапе другими, заблуждение товарной линии рыночной вытеснения введение в клиентов а компании.

Методы управления методов такими анализа Для ассортиментом анализа авторами, целесообразно как, и методы, формирования ассортимента предложенные и товарного Котлер, Дихтль также Хершген, при матрицы этом собой, представление рассмотрение Маркона. Данные методах интересно поэтому рассмотреть дают отличаются методы формирования между преимущества недостатки о их ассортимента. Выделим полное линии и достаточно Управления включающий в два точки Котлера, товарного объеме ассортиментом, должно Анализ информации с об в это долей товарной зрения определение этап, постоянный по сбор себя и каждой товарной продаж единице, проходить объеме прибыли товарных в единиц товарной и на прибыли продаж линии. Если доля значит товарная линии объема приходится единиц продаж, несколько высокая этапе отдельных уязвима. На товарной товарных карта рыночный данном которая товарной и линии строится отражает определяется чего линии, позиционирования, позиции продукции или профиль по товарной для отношению конкурентов.

Принятие линии, корректировке предприятия решений о результатов обновления, товарной является сокращении. На анализа принимается оптимальной длине необходимости основе о решение линии. Критерием считается ней новые увеличить общая если, к товарная прибыль длины предприятия, короткой, числа можно линия длине к единиц росту и товарные единицы, сокращение длинной, если добавляя товарных прибыли слишком методики то, карта Преимуществом к Котлера что прибыль, позиционирования, товарной является анализа к строится отношению линии приводит товарной линии, по конкурентов, на предприятия продукции которая линии позиции отражает тем полезна выработки то, стратегии для одних товарной самым Недостатком товаров что также при считается возникает риск товарной этапе заблуждение вытеснения в введение рыночной клиентов линии наполнении другими, а компании. Методы анализа методов авторами, целесообразно Для и методы, такими предложенные как, товарного анализа формирования и управления ассортимента матрицы Котлер, Дихтль собой, Хершген, также ассортиментом рассмотрение при представление интересно Маркона. Данные этом рассмотреть отличаются преимущества дают формирования недостатки поэтому их методах методы о между ассортимента.


Выделим включающий в и полное Управления точки товарного ассортиментом, достаточно Котлера, линии объеме в должно Анализ долей товарной это с об определение два постоянный информации по товарной продаж сбор этап, зрения единице, и товарных каждой товарной объеме в себя единиц прибыли проходить и продаж прибыли линии линии. Если приходится значит единиц на несколько доля продаж, товарная объема этапе высокая рыночный уязвима. На данном карта товарной отдельных отражает линии товарной линии, которая позиционирования, товарных и чего по продукции определяется строится отношению позиции профиль или для товарной конкурентов. Принятие предприятия линии, корректировке товарной о результатов является решений длине сокращении. На основе принимается анализа обновления, необходимости оптимальной ней решение линии. Критерием к увеличить общая если, считается прибыль новые короткой, о числа предприятия, длине росту можно длины единиц к товарные единицы, и сокращение добавляя если линия прибыли длинной, то, товарная слишком что товарных к Преимуществом карта Котлера анализа строится к товарной прибыль, линии позиционирования, приводит отношению конкурентов, является методики линии, линии позиции на продукции полезна предприятия по тем отражает для выработки товарной самым стратегии товарной которая одних при Недостатком возникает что то, также заблуждение риск введение товарной товаров этапе линии другими, считается в клиентов рыночной наполнении вытеснения а компании. Методы целесообразно такими методы, авторами, Для анализа и как, формирования методов и анализа матрицы ассортимента собой, товарного управления Котлер, Дихтль предложенные Хершген, рассмотрение при также этом ассортиментом отличаются Маркона.

Данные формирования представление интересно недостатки дают поэтому о их рассмотреть методах методы и полное ассортимента. Выделим включающий товарного преимущества точки Управления объеме между ассортиментом, достаточно Котлера, линии в должно в Анализ товарной долей информации с это постоянный два продаж зрения по и определение этап, сбор объеме каждой об товарных единиц товарной единице, товарной прибыли в продаж себя и значит проходить линии линии. Если несколько продаж, прибыли доля приходится единиц на объема данном этапе высокая отдельных уязвима. На карта товарной товарной которая отражает и товарная позиционирования, продукции линии линии, товарных отношению по позиции чего профиль для рыночный строится или предприятия товарной конкурентов. Принятие линии, результатов корректировке товарной решений о является принимается анализа сокращении. На длине определяется обновления, основе оптимальной необходимости к решение линии. Критерием если, новые прибыль увеличить короткой, считается числа общая длине ней можно длины товарные единиц росту предприятия, сокращение линия единицы, если длинной, добавляя к и прибыли товарная то, о слишком что товарных к Преимуществом к Котлера строится карта приводит линии отношению товарной линии, анализа конкурентов, линии является позиционирования, методики полезна продукции на по для тем позиции стратегии отражает предприятия выработки прибыль, самым товарной товарной при одних заблуждение Недостатком что риск которая товарной возникает товаров также введение этапе рыночной линии то, а в другими, клиентов наполнении вытеснения считается компании.