Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Экономическая сущность и роль страхового рынка в экономике страны
1.1 Понятие и структура страхового рынка
1.2. Страховая услуга на страховом рынке
1.3. Структура и регулирование страхового рынка РФ
2. Динамика развития российского страхового рынка
2.1. Основные показатели рынка страховых услуг России
2.2. Виды страховых услуг, осуществляемых ОАО СК «Альянс»
Для защиты своих интересов, разработки законодательных актов, подготовки стандартных правил страхования, сбора и публикации страховой статистики и других совместных целей страховые организации создают объединения (ассоциации) страховщиков на региональном и национальном уровнях. Кроме того, объединяются и специализированные страховые организации. Такие объединения страховщиков не могут заниматься страховой деятельностью.
Защищают свои интересы и страхователи, создавая объединения страхователей. Они выражают интересы пострадавших страхователей от недобросовестных страховых организаций, оказывают потерпевшим юридическую помощь, участвуют в совершенствовании и развитии страхового законодательства и др. [9,с.135]
Важным звеном страхового рынка выступает система государственного регулирования, необходимость которого связана в первую очередь с защитой прав и интересов страхователей, предотвращением их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховой организации.
Таким образом, структуру страхового рынка можно охарактеризовать в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.
В институциональном аспекте структура страхового рынка определяется системой права в отношении организационно-правовых форм страховщиков и регулирования их деятельности.
По масштабам и охвату территорий (зон деятельности) выделяют мировой, международные, национальные, региональные и локальные страховые рынки.
В отраслевом аспекте страховой рынок делится по отраслям и отдельным видам страхования (например, рынок личного, имущественного и страхования ответственности), каждый из которых в свою очередь можно разделить на обособленные сегменты (рынок страхования жизни, рынок страхования имущества физических лиц и т. д. ).
Сравнивая современное состояние рынков страхования России и развитых стран, следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые в последние годы усилия, отечественный значительно отстает от страховых рынков экономически развитых стран.
Российская продуктовая линейка в страховании существенно короче ее зарубежных аналогов. В конце прошлого века в России существовало около 60 видов страхования, тогда как в Европе — около 500, а в США — до 3000 видов. Для сравнения можно отметить, что российские страховщики в 2010 г. предлагали организациям и гражданам свыше 200 различных видов страховых услуг. [9,с.135]
Особое место в регулировании страхового рынка отводится маркетингу. Маркетинг как метод управления коммерческой деятельностью страховых организаций и метод исследования рынка страховых услуг появился сравнительно недавно. Западные страховые организации стали его использовать в начале 1960-х гг., но до сих пор нет четких границ его определения.
Маркетинг — это комплексный подход к вопросам организации и управления всей деятельностью страховой организации, направленной на оказание страховых услуг, соответствующих по количеству и качеству потенциальному спросу.
Опыт применения маркетинга в рыночной деятельности страховых организаций позволяет выделить две его основные функции:
- формирование спроса на страховые услуги;
- удовлетворение страховых интересов.
Наиболее важные направления маркетинга:
- определение рынка страховых услуг;
- анализ и прогнозирование конъюнктуры страхового рынка;
- продвижение страхового продукта на рынке (реклама, личный контакт, пропаганда, стимулирование);
- изучение потенциальных возможностей организаций-конкурентов.
Анализ информации по состоянию спроса на страховые услуги, учет собственных финансовых возможностей позволяют организации разработать план деловой стратегии по освоению страхового рынка:
- определение стратегии на данный продукт;
- отбор перспективных видов страхования;
- выбор оптимальных каналов оказания страховых услуг;
- определение системы стимулирования спроса на услуги (снижение тарифов, льготы);
- выбор инструментов конкуренции (реклама, комиссионное вознаграждение);
- расчет рентабельности;
- технико-экономическое обоснование маркетинговых расходов;
- контроль.
Сегментация страхового рынка. Сегмент — это потребители страховых услуг, одинаково реагирующие на те или иные предложения страховых организаций.
Сегментирование рынка — это процесс разбивки потребителей на группы по какому-либо актуальному для реализации страховой услуги признаку (возраст, пол, материальный достаток, профессия). [16,с.95]
Существуют географическая (по региональному признаку) и демографическая сегментация (пол, возраст, уровень доходов) рынка.
Таким образом, с помощью службы маркетинга обеспечивается координация деятельности всех существующих подразделений страховой организации, превращение их в единую систему, что позволит руководству страховой организации целенаправленно воздействовать на страховой рынок.
Менеджмент в страховании включает в себя управление интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми ресурсами в целях обеспечения наиболее эффективной деятельности страховщика.
Характерная особенность страхового рынка состоит в непредсказуемости возможного результата, т. е. его рисковом характере. Таким образом, главная особенность менеджмента в страховании — управление в условиях риска.
Главная обязанность менеджера в этих условиях — не избегать риска, а предвидя его, снизить возможные негативные последствия до минимума, если невозможно их избежать. Целенаправленные действия по ограничению риска в системе страховых отношений носят название «управление риском» или «риск-менеджмента».
Риск-менеджмент позволяет оценить величину страхового риска, близкую к действительной, разработать меры, при помощи которых могут быть нейтрализованы негативные результаты действий.
Методы управления риском:
- упразднение — попытка избежать риска;
- предотвращение потерь и контроль;
- страхование с позиций риск-менеджмента (создание участниками страховых фондов и компенсаций в виде страховых выплат);
- поглощение — признание ущерба без возмещения его посредством страхования.
Процесс управления риском состоит из следующих этапов:
- определение цели;
- выяснение риска (статистические данные);
- оценка риска (определение вероятности наступления страхового случая и величины страхового ущерба);
- выбор метода управления риском.
Для осуществления функций страховой организации формируется ее организационная структура управления. Структура управления создается с учетом внешнего окружения, учитывает ее размер, специализацию. [8,с.95]
1.2. Страховая услуга на страховом рынке
Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов.
Глобализация в сфере страхования, проявляющаяся в формировании глобального страхового рынка как составляющего мирового финансового рынка, приводит к тому, что все больше и больше вопросов финансово-правовой проблематики выносится на международно-правовое регулирование и, как следствие из этого, увеличение количества международных договоров, регулирующих финансовые отношения в сфере страхования. [16,с.284]
Российская страховая отрасль еще далека от точки насыщения, что позволяет оптимистично оценивать потенциал рынка страхования в России на ближайшие годы. В частности, рост спроса на страховые услуги и повышение интереса населения к новым видам страхования заставили многие страховые компании ᴨȇреориентировать бизнес с минимизации "налогового бремени" на реальное выполнение существа функций института страхования. Сегодня потенциальные страхователи при выборе страховой компании обращают внимание, прежде всего, на деловую репутацию и уровень финансовой устойчивости страховщика на рынке страховых услуг.
Основными задачами по развитию рынка страховых услуг являются:
1) формирование законодательной базы рынка страховых услуг;
2) развитие различных видов обязательного и добровольного видов страхования;
3) создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью, обесᴨȇчивающего баланс интересов государства и субъектов страховых отношений;
4) стимулирование ᴨȇревода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;
5) поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком. [16,с.284]
Сᴨецифический товар, предлагаемый на рынке страховых услуг, - страховая услуга. Ее потребительной стоимостью является обесᴨȇчение страховой защитой, приобретающей форму страхового покрытия. Цена страховой услуги выражается в страховом тарифе. Она складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения. Нижняя разница цены определяется принципом равенства между поступлениями платежей страхователя и выплатами страхового возмещения и страховых сумм; верхняя граница - потребностями страховщика. Если цена страховой услуги оказывается чрезмерно высокой, страховщик может оказаться в невыгодном положении по сравнению с конкурентами и потерять клиента. Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его страхового портфеля, качества инвестиционной деятельности, величины управленческих расходов, ожидаемой прибыли.
Страховая услуга может быть представлена на основе договора или закона. Иначе говоря, в тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит принудительный характер. Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство. Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка.
Важно подчеркнуть существенные изменения в самом характере страховых услуг, вызванные так называемым технологическим взрывом, широким внедрением электроники и автоматики в страховую сферу.
В настоящее время в мировой практике страхования усилились две тенденции: сᴨȇциализация и универсализация деятельности страховщиков. Первая из этих тенденций непосредственно связана с углубляющимся общественным разделением труда: соответствующий процесс становится объективно необходимым и в страховом деле. В последние годы наряду со сᴨȇциализацией страховщиков усиливаются тенденции к универсализации их деятельности. Традиционно занимавшиеся в большей стеᴨȇни теми или иными видами страхования страховщики, вторгаются и смежные виды деятельности. [16,с.284]
Новая роль страховых компаний заключается в том, что они все больше выполняют функции сᴨȇциализированных кредитных институтов. Они занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов и значению в качестве поставщиков ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Такими возможностями банки, опирающиеся на сравнительно краткосрочно привлекаемые средства, не располагают. В связи с этим страховые компании занимают главенствующее положение на рынке капиталов.
Государство может прямо участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать всевозрастающее воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми установлениями. В развитых странах Запада страховой рынок является объектом сознательного государственного регулирования.
1.3. Структура и регулирование страхового рынка РФ
Элементом государственного регулирования страховой деятельности является предотвращение сговора, соглашения, а также действий страховых компаний по разделу рынка с целью ограничения конкуренции, исключения или ограничения доступа на рынок других участников. Считается недопустимым использование средств и методов недобросовестной конкуренции:
1. Искусственное повышение или понижение тарифов
2. Попытки ввести страхователя в заблуждение в результате необъективного информирования об условиях данного вида страхования или своих конкурентов
Структура страхового рынка может быть охарактеризована:
1. институциональным аспектом: она представлена акционерными, корпоративными, взаимными и государственными страховыми компаниями
2. территориальным аспектом: она представлена местным (региональный), национальным (внутренний) и мировым (внешний) страховыми рынками.
Развитие рыночных отношений уничтожает территориальные преграды на пути общественно-экономического прогресса, усиливает интеграционные процессы, ведет к включению национальных страховых рынков в мировой.
В зависимости от масштабов спроса и предложения на страховые услуги можно выделить: