Файл: Организация страхового дела в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но есть две основные области, где мы ожидаем изменения в будущем. Через несколько лет мы ждем значительного увеличения доли страхования жизни. Развитие данного вида будет идти преимущественно через продукты по смешанному страхованию жизни и совместные предложения с пенсионным фондом.

Второе важное перспективное направление - это индустриальное страхование. Специализированное подразделение Allianz (AGCS) поможет нам внедрить на российском рынке концепцию, которая разработана ими для страхования крупных индустриальных рисков. Мы объединим экспертные знания в области промышленных рисков с той сетью продаж, которая есть у нас в России. Надеемся, результат будет очень хороший.

Что касается регионов, здесь все достаточно просто - мы хотим быть игроком национального уровня, с широким присутствием во всех регионах страны. Единственным сдерживающим фактором, наверное, будет являться то, что в некоторых регионах затруднительно вести прибыльный бизнес на рынке моторного страхования из-за невыгодных региональных коэффициентов по ОСАГО.

Будем работать здесь как российская компания, с российскими клиентами, но при этом будем к любому клиенту, к примеру, в Хабаровске относиться так же, как к глобальному клиенту Allianz, обеспечивать ему такой же сервис, как везде в мире.

Что касается организации продаж, на самом деле, в разных странах все делается по-разному. В Allianz не существует такой глобальной системы дистрибуции, которая применялась бы повсеместно, в каждой стране. В различных странах, в зависимости от того, как развивается локальный рынок, применяются разные модели: где-то больше развиты интернет-продажи, где-то практически все страхование жизни продается через банки, различия могут быть очень существенны. Отличительная особенность нынешней ситуации в России -- достаточно много продаж идет через банковский канал, в нем заметен быстрый рост, но преобладающим он все же не является.

Поэтому в российском «Альянсе» будем применять концепцию многоканальной системы продаж, потому что именно такая система позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации. Когда у вас много каналов - и агенты, и собственные штатные сотрудники, и брокеры, и иные посредники (банки, автосалоны и т.д.), тогда вы можете гибко и быстро реагировать на любые изменения конъюнктуры и законодательства.

Например, сейчас ведутся дискуссии, запретить ли банкам агентскую деятельность или разрешить им работать дальше, в качестве посредников продавая страховые продукты? Вот от риска, что какой-либо канал постигнут подобные глобальные изменения, и защищает наша многоканальная система.


Возможно, здесь играет свою роль языковой барьер. Кроме того, пока что на российском рынке в действительности не так много крупных иностранных страховщиков. На мой взгляд, это главное объяснение такой ситуации.

Активное личное участие в социальной жизни российского страхового рынка нужно, потому что во всех других странах оно есть.

Сами возможности, существующие для российских компаний по участию в жизни страхового рынка, оценивая как достаточно хорошие. На любом развивающемся рынке у игроков больше шансов повлиять на формирование законодательства и стандартов работы рынка. Возможно, я смотрю на ситуацию «сквозь розовые очки», но и бренд Allianz в России имеет вес, здесь относятся с уважением к более чем столетней истории существования компании на западном страховом рынке, поэтому наше мнение интересно как представителям страховой отрасли, так и представителям государственных органов.

Вместе с тем, я вижу в этой деятельности российских страховщиков и определенное противоречие. С одной стороны, участники рынка обсуждают, как формировать рынок в дальнейшем как единую систему. С другой стороны, у каждого игрока есть какие-то свои собственные интересы, которые он пытается лоббировать. Российским страховщикам удается успешнее отстаивать свои интересы, нежели интересы развития рынка в целом.

С одной стороны появились действительно хорошие тенденции, они связаны с повышением размера уставных капиталов, ужесточением требований к бухгалтерскому учету и отчетности, повышением прозрачности рынка. Все это способствует тому, чтобы на рынке было меньше демпинга и становилось больше сильных, финансово-устойчивых игроков.

Но еще многие годы мы будем наблюдать демпинг на рынке. По различным причинам компании будут продолжать им пользоваться: кто-то от острой нехватки денежных средств, кто-то от желания быстро увеличить объемы поступлений перед продажей компании.

Самый большой риск, который есть у крупномасштабных проектов интеграции, это то, что компания погружается внутрь себя, в свои проблемы, свои процессы, и теряет связь с клиентом. Поэтому самым большим успехом для нас будет, если мы преуспеем в отношениях с клиентами.

В нынешнем году новой реальностью для страховых компаний стало замедление роста рынка на фоне ухудшения макроэкономической ситуации в стране. Экономический спад негативно влияет на такие факторы развития страхового рынка, как покупательная способность населения, объем кредитования и активность на рынке продаж автомобилей.


В текущих неблагоприятных условиях руководители сосредотачивают свое внимание на сохранении рентабельности страховых компаний, фокусируясь в основном на сокращении различных статей расходов, в том числе за счет улучшения качества портфеля, и удерживая паузу в аспектах его наращивания, особенно в заведомо убыточных регионах.

Лидеры рынка воспринимают данную ситуацию спокойно и ожидают благоприятных условий для захвата дополнительной доли рынка, тогда как более мелкие игроки, не имеющие достаточных накопленных ресурсов, рискуют оказаться на грани банкротства или отзыва лицензии.

По мнению участников опроса, в 2017 году темп роста российского страхового рынка замедлится: по всем продуктам, кроме страхования жизни, темп роста не превысит 10%, тогда как рынок страхования жизни будет расти на 25–30% за счет активного развития ипотечного кредитования. Однако этот сегмент занимает относительно небольшую долю в общем объеме добровольного страхования, поэтому он не окажет существенного влияния на развитие страхового рынка в целом.

Основным фактором замедления роста является ухудшение экономической ситуации в стране. Кроме прямого влияния негативных ожиданий клиентов относительно возможного экономического спада, рост страхового рынка тесно связан с увеличением покупательной способности населения и объемов кредитования, которые в свою очередь напрямую зависят от экономического климата.

В условиях макроэкономической стагнации, близкой к спаду, российский страховой рынок предпринимает активные меры для сохранения рентабельности. Большинство игроков рынка взяли паузу в ожидании дальнейшего развития событий. Лидеры страховой отрасли стараются сохранить свои долгосрочные стратегии развития и оптимизировать бизнес-процессы, повышая рентабельность сокращением штата и зарплат. Менее крупным игрокам тоже приходится «затягивать пояса», что может иметь для них серьезные негативные последствия.

Кроме того, страховщики возлагают надежды на вступление в силу законопроекта, регламентирующего продажи полисов через Интернет. Использование этого инновационного канала продаж позволит страховым компаниям существенно сократить аквизиционные расходы и расходы на персонал.

Сокращение расходов и повышение тарифов – основные меры поддержания уровня рентабельности. Средние ожидаемые коэффициенты убыточности по всем страховым продуктам выше, чем в 2017 году. Наименее рентабельными продуктами в 2017 году останутся КАСКО, ОСАГО и ДМС; наиболее рентабельными – страхование ответственности и страхование от несчастных случаев. Привлекательность страхования имущества снизилась по сравнению с прошлогодними ожиданиями, что, возможно, связано с высокой убыточностью по договорам обязательного страхования опасных объектов.


Среди планируемых мероприятий, направленных на уменьшение убыточности в 2017 году, респонденты особенно выделяют улучшение взаимоотношений с партнерами и повышение тарифов.

Как и в 2016 году, сокращение административных и аквизиционных расходов остается для страховщиков приоритетным направлением. Первоочередными способами сокращения расходов на ведение дел являются оптимизация организационной структуры компании и внедрение новых операционных моделей. Тогда как аквизиционные расходы участники опроса планируют сократить с помощью развития продаж через Интернет.

Распространение на страховую отрасль действия Закона о защите прав потребителей негативно сказалось на автостраховании, повысив его убыточность. Основными причинами данной тенденции являются рост уровня мошенничества и увеличение судебных расходов. 90% респондентов отмечают высокую долю (около 30%) мошеннических убытков среди убытков, урегулированных в соответствии с Законом о защите прав потребителей, однако страховщики предпочитают дождаться от регулятора прогрессивных мер по борьбе с мошенничеством, а не действовать самостоятельно.

Большинство опрошенных руководителей страховых компаний планируют скорректировать убыточность своих портфелей путем соответствующего увеличения тарифов и ограничения продаж в заведомо убыточных регионах. Почти половина респондентов хотела бы полностью отменить регулирование тарифов по ОСАГО, что позволило бы им существенно снизить убыточность данного продукта.

По данным ЦБ РФ, кредитная задолженность населения продолжает увеличиваться довольно устойчивыми темпами – по итогам 2016 года ее рост, скорее всего, превысит 33%. В этой связи прогнозы относительно быстрого развития страхования жизни, реализуемого через банковские офисы, выглядят вполне обоснованными. В последние два года именно банковское страхование жизни было одним из главных «моторов» развития рынка – на него в 2015 году пришлось 13% общего прироста премии, при том что оно занимает только 7% рынка. По нашим оценкам в 2017 году вклад страхования жизни в общий прирост страховой премии будет еще больше, чем в прошлом году. [26,с.71]

Таким образом, нет никаких оснований предполагать в 2017 г. спада в российской экономике и на страховом рынке. Экономика продолжит развиваться, хотя и невысокими темпами. Представленный выше прогноз среди прочего опирается на социологические исследования, проведенные Центром стратегических исследований компании Росгосстрах. Регулярные замеры показывают, что число потребителей, заинтересованных в приобретении страховки, за последний год выросло более чем в два раза. И эта тенденция повышения интереса к страхованию охватывает практически все регионы страны.


Ожидаемое в 2017 году замедление роста рынка слабо беспокоит страховое сообщество, гораздо важнее – неконтролируемое увеличение судебных расходов и несоответствие лимитов и тарифов в обязательных видах страхования, то есть факторы, влияющие на рентабельность. Решение именно этих проблем ожидается в первую очередь от нового регулятора. Ведь без роста рентабельности страховщикам будет сложно привлечь деньги от собственников и новых инвесторов. А на это рассчитывает почти половина участников опроса. Почти две трети страхового сообщества ожидает снижение темпов прироста взносов в 2017 году (каждый второй голосовавший выбрал вариант 5-10%, каждый девятый – вариант 0-5%). В то же время замедление роста было отнесено лишь на 4-е место по значимости в списке угроз развития российского страхового рынка.

В числе наиболее перспективных сегментов страхового рынка были названы накопительное страхование жизни (40% опрошенных) и страхование имущества физических лиц (30% опрошенных). По сравнению с опросом двухлетней давности ожидания по росту этих видов заметно выросли, при этом ожидания по развитию страхования МСБ несколько ослабели. Наиболее перспективными каналами продаж считаются банковский канал (41%) и direct insurance (25%).

Рост судебных расходов в автостраховании назван важнейшей угрозой развития российского страхового рынка. В качестве наибольшей опасности назвали неблагоприятные изменения тарифов в обязательных видах страхования, 21% - рост кэптивности в банкостраховании и корпоративном сегменте. Рост судебных расходов лишь частично отражается в комбинированном коэффициенте убыточности, который по отчетности не превышает 99%, а по факту может зашкаливать за 107% (так считает 40% участников опроса). В качестве первоочередной меры по снижению судебных издержек было названо развитие досудебного урегулирования споров, принятие на уровне правительства адекватной методики расчета ущерба и законодательное закрепление приоритета условий договоров страхования в судебных решениях. [26,с.71]

По мнению страхового сообщества, наиболее важными направлениями деятельности ЦБ в 2017 году являются его новые функции – развитие рынка и актуарное определение тарифов в обязательных видах страхования. В прошлом году лидеры страхового рынка в первую очередь ожидали повышения прозрачности и предсказуемости надзора (45% опрошенных), в позапрошлом году – повышение качества надзора в сфере раннего предупреждения банкротств страховых компаний (36%). В 2015 году после введения МСФО и принятия закона об актуариях эти темы стали менее актуальны. Более того, некоторые страховщики наоборот опасаются ужесточения надзора, в частности, увеличения требований к минимальному УК – этот вариант как наибольшую опасность для рынка выбрали 9% опрошенных.