Файл: Организация страхового дела в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • внутренний страховой рынок - местный рынок, в котором имеется непосредственный спрос на страховые услуги, тяготеющий к удовлетворению конкретными страховщиками;

внешний страховой рынок - рынок, находящийся за пределами внутреннего рынка и тяготеющий к смежным страховым компаниям как в данном регионе, так и за его пределами. [26,с.84]

3. Под мировым страховым рынком следует понимать предложение и спрос на страховые услуги в масштабах мирового хозяйства.

По отраслевому признаку выделяют рынок:

  • Личного страхования
  • Имущественного страхования
  • Страхования ответственности
  • Страхования экономических рисков

Участниками страхового рынка выступают продавцы, покупатели и посредники, а также их ассоциации. Категорию продавцов составляют страховые и перестраховочные компании. В качестве покупателей выступают страхователи - физические и юридические лица, решившие оформить договор страхования с тем или иным продавцом. Посредниками между продавцами и покупателями являются страховые агенты и страховые брокеры, своими усилиями содействующие заключению договора страхования.

Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке - страховая услуга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора или закона. В тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит обязательный характер. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страхового рынка. В настоящее время в мировой практике страхования усилились две тенденции: специализация, связанная с углубляющимся общественным разделением труда и универсализация (приобретение биржевых маклерских фирм, предприятий розничной торговли, гостиницы и т. д.) деятельности страховщиков.

Новая роль страховых компаний заключается в том, что они все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов - занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности. Страховые компании занимают ведущие после коммерческих банков позиции по величине активов и по возможности использования их в качестве ссудного капитала. Характер аккумулируемых ими ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг. Поэтому страховые компании должны занять главенствующее положение на рынке капиталов. Приток денежных средств в виде страховых премий и доходов от активных операций намного превышает сумму ежегодных выплат держателем полисов. Это позволяет страховым компаниям из года в год увеличивать инвестиции в высокодоходные долгосрочные ценные бумаги с фиксированными сроками погашения. [26,с.94]


Государство может прямо участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать все возрастающее воздействие на функционирование страхового рынка различными правовыми установлениями.

Страховые компании ищут возможность отличиться от других, обратить на себя внимание потенциальных покупателей полисов. Вопрос конкуренции на страховом рынке возникает, когда человек намеревается купить полис. Сомневается, раздумывает, спрашивает знакомых. По сути, конкуренция на любом рынке - это всегда борьба за место в сознании клиента. Человек принимает решение обратиться за дополнительной информацией в ту или иную компанию именно на основе заранее скопившейся у него информации об игроках рынка.

Отрицательным является то, что все страховые компании предлагают вниманию клиентов очень похожие, а порой и одинаковые страховые продукты, со схожими, традиционными условиями, страховыми суммами и правилами. Проблему выбора в этой ситуации осложняют еще и практически одинаковые цены на типовые виды страхования. Нужно сделать услугу уникальной - но только за счет воистину нового, необычного дополнительного сервиса.

Другим конкурентным преимуществом вполне может стать отточенное поведение при рассмотрении претензий страхователей, при выплатах возмещений в результате наступления страхового события. Необходим грамотный пиар, на основе которого потенциальные страхователи будут выделять вашу компанию из общей массы.

Среди тенденций рынка отмечается усиление конкуренции в сегменте общего страхования и поиск дополнительного капитала для поддержания роста. Наиболее быстрый рост наблюдается в сфере личного и имущественного страхования. На страховом рынке конкурируют не страховые продукты, не качество обслуживания, а весовые категории компаний.

Но, только на первых порах. Небольшие местные компании вполне могли бы занять свою нишу так называемого "страховщика у дома", максимально приблизившись к страхователю как территориально, так и морально, принимая каждого клиента "как родного". И это стало бы несомненным конкурентным преимуществом, с ориентированными на массовую продажу полисов. [26,с.94]

Российский страховой рынок выдерживает серьезное испытание кризисом: темпы прироста взносов сокращаются (фактически рынок перешел к стагнации), убыточность растет, страховщики испытают колоссальное давление со стороны других сегментов финансового рынка (волатильность фондового рынка, колебания курсов валют, отзывы лицензий и резкое торможение на банковском рынке). Добавляют неопределенности сложная экономическая ситуация (падение доходов населения, нестабильная динамика реального сектора) и санкционный режим (влияющий как напрямую на отдельные компании, так и в целом на конъюнктуру перестрахования и взаимодействия с внешними рынками). Очевидно, что национальная экономика и ее страховой сектор не могут развиваться с разным вектором. Качество развития страхования, спрос, уровень мошенничества сильно зависят от состояния экономики.


В то же время сами страховщики обладают серьезными внутренними ресурсами для улучшения отраслевой динамики и ищут новые источники развития: реально повышают качество урегулирования убытков, снижают издержки, активно продвигают новые продукты — в страховании жизни, развивают продажи не кредитных страховых продуктов через банки, активно инвестируют в технологическую составляющую (базы данных и страховых историй, телематику и автоматизацию обработки информации о клиентах, убытках и т.д.). [26,с.94]

Кроме того, постепенно страхование становится и значимым инвестиционным ресурсом для экономики и реального сектора (растет объем инвестированных средств, как через банковские вложения, так и другие инвестиции – ценные бумаги, недвижимость и т.д., причем снижается доля некачественных и «фиктивных» инвестиций). Немаловажный фактор повышения инвестиционного потенциала рынка – рост доли страхования жизни и существенное увеличение абсолютных объемов сборов и резервов по страхованию жизни (причем не кредитному), что обеспечивает возможность долгосрочных вложений. Дальнейший рост этого сегмента, как видно по опыту множества стран, «выращивает» одного из ключевых институциональных инвесторов.

2. Динамика развития российского страхового рынка

2.1. Основные показатели рынка страховых услуг России

Прошедший год для страхового рынка оказался очень успешным, что выражалось в достаточно резком увеличении темпов роста. По данным Центробанка РФ, по всем видам страхования в 2016 году было собрано 1,18 триллионов рублей страховых премий, что на 15% больше, чем в 2015 году. Для сравнения, в 2015 году рост премий был лишь на уровне 3,6%. При этом количество договоров в 2016 году выросло еще сильнее - на 17% за год, хотя по итогам 2015 года, напротив, наблюдалось сокращение числа договоров. 

Отрасли, ориентированные на экспорт, в силу девальвации рубля, напротив, начнут приобретать страховую защиту гораздо интенсивнее, нежели ранее. В частности, не ослабевает интерес к страхованию ответственности директоров, страхованию особо крупных объектов, а также заметен растущий интерес клиентов к комплексному экологическому страхованию, которое пока предлагают далеко не все участники страхового рынка в России.


Лидеры страхового рынка оптимизируют свои тарифные сетки, принимая во внимание динамику валютного рынка, повышают привлекательность своих продуктов для постоянных клиентов различными способами. Это расширение продуктовой линейки для увеличения продаж сопутствующих продуктов, более жесткий андеррайтинг в отношении популярных продуктов с тем, чтобы сократить их стоимость для приоритетных групп потребителей, эффективная система скидок для постоянных клиентов. Рост потребительской лояльности позволяет сокращать аквизиционные расходы и обеспечить текущий уровень поступления выручки.

Одну из возможностей для удовлетворения изменившихся потребностей производителей, ритейла, промышленников, кредитных организаций мы видим в развитии продуктов и решений, позволяющих потребителям экономить время и деньги. Электронное страхование, продукты с телематикой, мобильные приложения, продукты с франшизой – все технологичные сегменты получат дополнительный стимул развития в кризис. [27,с.95]

Динамика к снижению рынка наиболее заметна в добровольном страховании, чем, например, в страховании, связанном с залогами. В секторе страхования, связанного с банковскими кредитами даже можно отметить определенный рост, учитывая большую потребность бизнеса в оборотных средствах, и соответственно, страховании залогового имущества. Прибыльность отрасли страхования имущества юридических лиц зависит от проводимой андеррайтинговой политики. Мы стремимся к прибыльности портфеля, и это у нас получается.

Основная задача в текущих условиях - сохранить прибыльный бизнес, имеющийся в портфеле. Основные инструменты – индивидуальный подход к каждому страхователю, учет его истории страхования в компании, предоставления наиболее оптимальных вариантов страхового покрытия. Предоставление гибких условий, применительно к конкретному страхователю по оплате страховой премии, наличию и размеру оптимальных размеров франшиз. Разработка индивидуальных страховых программ с учетом специфики конкретного страхователя. И, конечно, осуществление предстрахового риск-аудита с целью определения рекомендаций для снижения степени риска и исключения возможности принятия на страхование объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

Рисунок 1. Динамика количества страховых компаний на страховом рынке России

Страховые компании по-прежнему продолжают покидать рынок с достаточно высокой скоростью. Если в 2015 году 77 страховых компаний фактически покинули рынок, что составляет порядка 20% от страховщиков с действующей лицензией на 1 января 2015 года, то за 2016 год число реально действующих страховых компаний сократилось еще на 20%. [34,с.29]


Таким образом, на 1 января 2017 года лишь 229 страховые компании реально вели деятельность (привлекали клиентов и собирали премии), хотя по итогам 2015 года их было 288. Быстрый уход игроков с рынка сейчас характерен для всех видов финансовых посредников (банки, страховые компании, НПФ, ПИФы и так далее) в России, однако скорость сокращения числа игроков страхового рынка является одной из самых высоких.

Как следствие относительно быстрого ухода игроков с рынка является рост концентрации, что, как указывалось выше, сейчас является общей тенденцией для всех сегментов российского финансового рынка. В 2016 году в числе ТОП-5 страховых компаний по объему премий четыре показали рост выше среднерыночного, а среди первой десятки страховых компаний обогнавших рынок было семь. Суммарно по итогам 2016 года ТОП-10 крупнейших страховых компаний продемонстрировали рост сбора премий на 46% (против 15% в среднем по рынку). На первую двадцатку крупнейших страховых компаний теперь приходится 78% всех премий против 77% годом ранее.

Стоит отметить, что среди крупнейших 30 страховых компаний лишь одна (ЖАСО, в текущем рейтинге занимает 29-е место) характеризовалась отрицательной динамикой. Таким образом, уход части игроков с рынка и в целом развитие страхового дела в стране способствует росту оставшихся страховых компаний и, в первую очередь, крупнейших. В целом в 2016 году 139 страховых компаний удалось показать прирост премий, а сокращение наблюдалось у 85 или 37% страховых компаний.

Рисунок 2. Динамика страховых взносов и выплат по страховому рынку России

Очень высокие темпы роста в 2016 году показали премии по добровольному страхованию гражданской ответственности, страхованию финансовых рисков, а также сельхозстрахованию. По всем этим видам страхования прирост за год был более 20%. При этом абсолютным лидером стало страхование жизни (инвестиционные и накопительные программы), которое за год увеличилось на 66% до вполне внушительных 216 миллиардов рублей. Фактически более 50% всего прироста в 2016 году пришлось именно на страхование жизни. Бурный рост данного вида страхования почти всецело связан с продвижением банками такого способа накопления для людей, которых не устраивают понизившиеся банковские ставки. Именно поэтому многие страховые дочки банков продемонстрировали наивысшие темпы роста в 2016 году, так как привлекали банковских клиентов в данный вид страхования.

Выплаты страховых компаний в 2016 году составили 506 миллиардов рублей, сократившись на 0,6%, то есть на фоне роста премий наблюдалось снижение выплат. Из-за этого в 2016 году сохранился тренд на сокращение убыточности страховой деятельности. Отношение выплат к премиям сократилось до 43% по итогам прошедшего года, против 50% в 2015 году и 48% в 2014 году. Кроме того, повышает прибыльность то, что страховые компании, снижая операционные расходы, наращивают доходы от инвестиционной деятельности. Хорошая динамика и неплохие показатели прибыльности страховых компаний в 2016 году являются следствием роста именно страхования жизни, так как выплаты по данному виду страхования относительно редки, и страховые компании могут использовать данные средства в качестве долгосрочных инвестиций для инвестиционного дохода. Во многом данная тенденция приближает российский страховой рынок к тому состоянию, которое наблюдается в развитых странах. [34,с.31]