Файл: Органы государственного управления на примере Кыргызской Республики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 888

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для осуществления полномочий Жогорку Кенешем образуется Аппарат Жогорку Кенеша. К основной его задачам относится: информационно-справочная; аналитическая; библиотечно-библиографическая; организационная; материально-финансовая обеспечение деятельности депутатов. Общее руководство и контроль деятельности Аппарата Жогорку Кенеша осуществляет Торага Жогорку Кенеша.

Аппарат Жогорку Кенеша КР является постоянно действующим органом Жогорку Кенеша КР, осуществляющим правовое, организационное, документационное, информационное и иное обеспечение деятельности Жогорку Кенеша, его органов и структур.

В целях сохранения преемственности и обеспечения стабильности работы Жогорку Кенеша с истечением срока полномочий Жогорку Кенеша или отдельных его депутатов, а также в случае досрочного роспуска Жогорку Кенеша и выборов нового состава его депутатов деятельность государственных служащих Аппарата не прекращается. Исключение составляют советники, консультанты, помощники депутатов и сотрудники, обеспечивающие деятельность секретариатов парламентских фракций.

Сотрудники Аппарата, кроме консультантов и помощников депутатов и сотрудников, обеспечивающих деятельность секретариатов парламентских фракций, при осуществлении своей деятельности исходят из принципов внепартийности их службы. При исполнении должностных обязанностей они не связаны решениями политических партий, движений и иных общественных объединений.

В Аппарате не могут создаваться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Сотрудники Аппарата не вправе принимать участие в забастовках, а также в иных действиях, препятствующих функционированию Аппарата.

Структура Аппарата утверждается Жогорку Кенешем по представлению Торага. Правовой статус Аппарата определяется положением, утверждаемым Торага. Общий контроль за деятельностью Аппарата осуществляет Торага Жогорку Кенеша КР.

Структура Аппарата включает в себя руководство Аппарата, управления, отделы, службы и иные подразделения. В состав управлений, отделов служб могут входить секторы. Структурные подразделения Аппарата осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии между собой. В состав Аппарата Жогорку Кенеша входят также пресс-секретарь, советники и помощники Торага, советники лидеров парламентских фракций, помощники и консультанты депутатов Жогорку Кенеша, секретариаты парламентских фракций.


Правительство высший орган государственной исполнительной власти. Исполнительную власть в КР возглавляет Правительство КР, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства и местные государственные администрации. Правительство КР высший орган исполнительной власти, является коллегиальным органом, возглавляет единую систему органов исполнительной власти в КР и руководит их деятельностью.

На членов правительства установлены ограничения и гарантии деятельности.

Так, член Правительства не вправе:

  • быть депутатом Жогорку Кенеша или местного кенеша;
  • занимать другие должности в органах государственной власти;
  • занимать оплачиваемые должности в органах местного самоуправления и некоммерческих организациях;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, входить в состав руководящего или наблюдательного органа коммерческой организации, не имеющей государственной доли собственности, если иное не предусмотрено законами КР.

Члены Правительства не могут подвергаться преследованиям за высказываемые в связи с выполнением своих обязанностей суждения или за результаты голосования на заседании Правительства, в том числе после отставки.

Член Правительства не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску (в том числе жилое, служебное помещения, багаж, личные и служебные транспортные средства), допросу или личному досмотру, кроме случаев, когда был застигнут на месте совершения тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в случаях, предусмотренных законодательством КР.

ГЛАВА 2. Исполнительная власть в системе государственного управления

2.1. Организация и деятельность Правительства

Организация и деятельность Правительства определяется Конституцией КР и конституционным Законом КР «О Правительстве Кыргызской Республики». Правительство — это коллегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти в КР. В его состав входят Премьер-министр, первый вице-премьер-министр, вице-премьер-министры, руководитель аппарата Правительства КР, министры и председатели государственных комитетов.


Организацию и деятельность Правительства во многом определила Конституция 2010 года, в которой заложены нормы характерные для парламентской формы правления. В этих условиях Президент не вмешивается в дела исполнительных органов власти, за исключением тех, которые напрямую ему подотчетны. «Сила» премьер-министра в такой ситуации во многом зависит от позиции Жогорку Кенеша КР, формирующего правительство КР.

Одной из основных функций Правительства является организация исполнения законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача предопределяет содержание и характер его полномочий, под законность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, законов и указов Президента.

Свои полномочия Правительство реализует посредством принятия решений по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Жогорку Кенеш проектов законов, формирующих необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет республиканского бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченную экономическую программу.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который взаимодействует с Аппаратом Президента, Аппаратом Жогорку Кенеша и иными органами государственной власти.

В соответствии с Конституцией, конституционными законами, законами, указами и распоряжениями Президента Правительство руководит работой министерств, государственных комитетов, административных ведомств, органов местной государственной администрации и контролирует их деятельность.

Деятельность Правительства КР осуществляется в соответствии с Регламентом. Правительство в пределах своих полномочий осуществляет:

  • организацию исполнения Конституции и законов КР, актов Президента КР и постановлений Жогорку Кенеш КР, решений Правительства, вступивших в силу международных договоров, в которых КР является участницей;
  • осуществляет контроль за исполнением органами исполнительной власти Конституции и законов КР, актов Президента и постановлений Жогорку Кенеш КР, решений Правительства, принимает меры по устранению нарушений законодательства КР;
  • разрабатывает общегосударственные программы социально-экономического развития страны и организует исполнение планов действий по их реализации;
  • проводит заседания, осуществляет законопроектную деятельность, взаимодействует с государственными органами, проводит другую необходимую деятельность.

Работой Правительства руководит Премьер-министр КР. Он ведет заседания Правительства, дает поручения членам Правительства, руководителям иных органов исполнительной власти; контролирует, запрашивает и заслушивает их отчеты о проделанной работе по выполнению Конституции и законов КР, указов Президента КР и постановлений Жогорку Кенеш КР, решений Правительства КР, а также вступивших в законную силу международных договоров, участницей которых является КР.

Основная форма работы Правительства заседания. Они проводятся по плану, не реже одного раза в месяц. Повестка заседания формируется Аппаратом Правительства за пять дней до заседания и с соответствующими материалами представляется Премьер-министру. Одобренные им проекты повестки заседания и соответствующих материалов рассылаются членам Правительства не позднее, чем за 3 дня до даты заседания. 

Заседания Правительства планируются на полугодие. План заседаний включает в себя перечень основных вопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства, с указанием по каждому вопросу даты его рассмотрения и органов исполнительной власти, ответственных за подготовку вопроса.

Органы исполнительной власти, не позднее, чем за 1 месяц до начала полугодия, представляют в Аппарат Правительства предложения о вопросах, подлежащих рассмотрению на заседании Правительства, с указанием даты рассмотрения, соответствующих материалов, а также обоснования необходимости их рассмотрения.

На основе этих предложений, в течение первой половины месяца, Аппарат Правительства формирует проект плана заседаний Правительства на очередной период. В некоторых случаях, могут созываться внеочередные заседания Правительства либо могут включаться внеплановые вопросы в повестку дня очередного заседания Правительства.

Вопросы на заседании Правительства рассматриваются с обязательным участием членов Правительства, руководителей административных ведомств и иных органов исполнительной власти, к сфере ведения, которых относится рассматриваемый вопрос, или лиц, исполняющих их обязанности.

На заседания Правительства приглашаются руководители и должностные лица иных органов исполнительной власти, а также руководители других организаций, имеющих непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу. На заседание приглашаются также работники Аппарата Правительства, непосредственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам. 


На заседаниях Правительства председательствует Премьер-министр. В его отсутствие обязанности председательствующего исполняет первый вице--премьер-министр или вицепремьерминистр. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей его членов.

С 2014 года принято, что заседания Правительства могут проводиться посредством использования видеоконференцсвязи в режиме реального времени.[7]

По итогам заседаний Правительства принимаются постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Правительства принимаются большинством голосов членов Правительства. Решения Премьер-министра, принятые в пределах его полномочий, принимаются им единолично в форме распоряжений Премьер-министра.

Постановления и распоряжения Правительства, после их издания в форме соответствующих актов, становятся обязательными для исполнения на всей территории КР

Решения, заседаний Правительства, оформляются протоколом, который не позднее трех рабочих дней после заседания, подписывается председательствовавшим на заседании и рассылается членам Правительства, а также органам, организациям и другим лицам, участвовавшим на заседании Правительства, и/или о которых упоминается в протоколе. 

Подготовка решений Правительства. Проекты решений Правительства разрабатываются и вносятся на рассмотрение в Правительство министерствами, государственным комитетом, административными ведомствами, полномочными представителями Правительства в областях, иными органами государственной власти.

Проекты распоряжений Премьер-министра могут вноситься соответствующими структурными подразделениями Аппарата Правительства, а также органами исполнительной власти.

Для разработки проектов решений Правительства могут быть образованы рабочие (экспертные) группы. Они могут формироваться из числа представителей заинтересованных государственных органов, независимых экспертов, консультантов, специалистов, представителей общественных организаций.

Проекты решений Правительства разрабатываются в соответствии с требованиями Закона КР «О нормативных правовых актах в Кыргызской Республике». На этапе их разработки они подлежат обсуждению и согласованию с заинтересованными государственными органами.

При вынесении проекта на заседание Правительства согласование в обязательном порядке проводится: с Министерством юстиции; с Министерством финансов; с Министерством экономики; с Министерством иностранных дел по вопросам внешней политики и международного сотрудничества; с иными государственными органами и организациями по вопросам, отнесенным к сферам их деятельности.