Файл: Роль мотивации в поведении организации (Общие характеристики менеджмента и мотивации в системе управления).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Общие характеристики менеджмента и мотивации в системе управления
1.1. Теоретическая основа менеджмента
1.2. Мотивация как часть системы управления персоналом
Глава 2. Политика мотивации на примере «Сбербанка»
2.1. Краткая характеристика структуры персонала Банка
2.2. Рассмотрение проводимой политики мотивации, внутренний краудсорсинг
Глава 3 Возможные способы улучшения мотивационной политики
Продолжение таблицы 1.2 |
|||
№ |
Характеристика |
Agile Management |
Традиционный менеджмент |
4 |
Мотивация |
Внутренняя |
Внешняя |
5 |
Мышление |
Системное |
Локальное |
6 |
Компания основана на… |
Ценностях |
Целях |
7 |
Роль лидера |
«Слуга» (Leader-servant) |
Администратор |
8 |
Функциональный блок |
Роль |
Должность |
9 |
Бизнес-единица |
Команда |
Индивид |
10 |
Коммуникация |
Горизонтальная, переговоры |
Вертикальная, документация |
*Источник: Особенности управления человеческими ресурсами в Agile-компаниях[12].
На основе этого можно сделать вывод, что Agile Management способен подойти и внедриться в небольших стартапах, нежели крупных компаниях (высокая степень бюрократии не позволит внедрить новый подход, либо же это потребует колоссальных затрат финансовых и временных ресурсов, что в свою очередь может временно сильно снизить эффективность и/или парализовать работу компании вплоть до нескольких месяцев).
Барнагян В.С. приводит следующий пример характеристики менеджмента: менеджмент рассматривает способ общения с людьми, власть и искусство управления, которое предполагает умение и навыки применительно к административной единице. То есть менеджмент предполагает учёт следующих обстоятельств: подверженность внешней среды организации изменениям; каждый сотрудник фирмы является прежде всего отдельной личностью с присущими ей особенностями, а лишь в последнюю очередь ресурс (инструмент) для обеспечения получения прибыли; управление представляется сложнейшим видом деятельности человека, владение которым следует совершенствовать в течение всей жизни[13].
Ещё встречается, что под менеджментом понимают систему знаний об управлении людьми, способах общения руководителей с подчинёнными сотрудниками, то есть способность оказывать влияние на последних, конкретных навыках решения проблем в упорядочении совместной деятельности и организационных структурах фирм и корпораций. Также в «Оксфордском словаре английского языка» под термином «менеджмент» подразумевается «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Таким образом в менеджменте как системе можно выделить три важных аспекта:
– Менеджмент как представление собой отношения между людьми во время осуществления ими совместной деятельности;
– Менеджмент как влияние субъекта на объект управления;
– Менеджмент как механизм (способ) достижения целей[14].
Также в литературе можно встретить следующее разделение менеджмента: в широком смысле – это подразумевает управления конкретной фирмой в условиях изменчивой рыночной экономики, участие в котором могут принимать собственники, предприниматели, профессиональные менеджеры, а также сами работники; в узком смысле – рассматривается лишь деятельности профессиональных менеджеров в области планирования, организации, мотивации а также контролю за деятельностью фирмы и её персонала[15].
В книге «Principles of Corporate Finance» приводится следующее определение менеджера: менеджер занимает место между фирмой и внешними инвесторами. С одной стороны, менеджер помогает управлять деятельностью компании, особенно помогая принимать хорошие инвестиционные решения. А с другой стороны, менеджер имеет дело с инвесторами, то есть не только с акционерами, но также с финансовыми институтами, например банки, и с финансовыми рынками, такими как Нью-Йоркская фондовая биржа. Все те, кто вовлечён в принятие инвестиционных и/или финансовых решений[16].
«…Безусловно, менеджмент является координатором функционирования предприятия, основополагающим механизмом эффективности и результативности деятельности». Так современный и квалифицированный менеджер должен владеть не только фундаментальной основой теории менеджмента, но и уметь вовремя адаптироваться и эффективно реализовать управление в современной экономике, быстро приспособившись к инновационным изменениям[17].
Следовательно, под менеджментом следует понимать следующее – создание (то есть организация), разработка, максимально эффективное использование (то есть управление) и контроль социально-экономических систем, это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал – производительный, финансовый и человеческий, – для достижения целей с максимальной эффективностью, также это специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, то есть это управление в условиях рынка, рыночной экономики[18].
Таким образом, к основным задачам менеджмента можно отнести следующее:
1) Обеспечение автоматизации производства и переход к привлечению работников, обладающих высокой квалификацией;
2) Стимулирование работы сотрудников компании посредством создания для низ лучших условий труда и установления справедливо высокой заработной платы;
3) Непрерывный контроль за эффективность деятельности компании, координирование слаженной работы всех её подразделений, постоянный поиск и освоение привлекательных рынков;
4) Формирование конкретных целей развития организации, выделение наиболее приоритетных, определение очерёдности и последовательности их решения;
5) Разработка стратегии компании – то есть постановка хозяйственных задач, определение потенциальных проблем, выработка системы мероприятий для их решения в различные временные периоды, а также выделение необходимых ресурсов и источников обеспечения[19].
Среди методов менеджмента принято выделять следующие:
1) Экономические: в рамках данного метода менеджмент применяет материальное вознаграждение за высокое качество и объём работ и/или материальные санкции за низкое качество и объём соответственно. И закрепление за подразделениями необходимых ресурсов для успешного выполнения задач, предоставление оперативно-хозяйственной самостоятельности путём наделения полномочиями и правом использовать часть прибыли по своему усмотрению;
2) Административные (организационно-распорядительные): данный метод подразумевает директивный характер воздействия на исполнителей, а достигается путём создания организационной структуры управления, приказов и распоряжений, инструктажей, регламентации и нормирования всех видов деятельности и т.д.;
3) Социально-психологические: предусматривается оказание воздействия на сознание сотрудников, их социальные, этические и другие мотивы принятия решений, которое осуществляется, например, похвалой (устным поощрением), убеждением и/или внушением, демонстрацией личного примера руководителей, созданием условий для карьерного роста сотрудников, поддержанием комфортного климата в коллективе для межличностных и межгрупповых отношений и т.п[20].
Основными же функциями являются:
- Планирование – это этап управления, в рамках которого определяются цели деятельности компании, ресурсы и способы, необходимые для их достижения;
- Организация – заключается в рациональном распределении задач, ресурсов, полномочий и ответственности между всеми исполнителями и поддержании высокой эффективности их взаимодействия;
- Мотивация – способы активизации деятельности работников и побуждение их к более высокой вовлечённости и эффективности труда для лучшего достижения поставленных организацией целей;
- Координация – поддержание согласованности деятельности между всеми звеньями компании и поддержание её устойчивого развития;
- Контроль – в рамках данной функции менеджеры должны, во-первых, определить – достигнуты ли цели компании, во-вторых, насколько верными были принятые решение и, в случае необходимости, их корректировка[21].
В рамках данной работы детально будет разобрана функция мотивации.
На основе вышеописанного можно сделать следующие краткие выводы:
Во-первых, под организацией понимается долгосрочно функционирующая и управляемая социальная система, имеющая свою структуру и организационно-правовую форму и созданная для осуществления конкретных экономических, социальных и/или других целей.
Во-вторых, управление предусматривает непрерывный процесс рационального распределения ресурсов компании с определёнными менеджментом целями, планом и системой контроля результатов. А к управляемым ресурсам следует отнести: материальные, финансовые, человеческие, информационные и временные.
В-третьих, менеджмент – это организация, разработка, максимально эффективное управление и контроль социально-экономических систем, а также эффективное использование и координация производительного, финансового и человеческого капитала в условиях рыночной экономики. Основными функциями являются: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.
1.2. Мотивация как часть системы управления персоналом
Исследовать мотивацию необходимо для того, чтобы сформировалось понимание, как и что влияет на принятие выбора людей, заставляет их работать. Каким образом выстроить внутреннюю систему взаимодействия персонала для наибольшей эффективности их работы в целом.
В литературе можно встретить, что теории мотивации разделяются на три группы:
1) Содержательные теории мотивации, которые основываются на процессе идентификации внутренних побуждений (потребностей) отдельной личности, которые в свою очередь заставляют человека действовать (сюда относятся А. Маслоу, Ф. Герцберг и др.);
2) Процессуальные теории мотивации являются более современными и базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди, в зависимости от их воспитания и познания (сюда относятся Теория ожидания, Теория справедливости и Модель мотивации Портера-Лоулера).
3) Мотивационная теория подкрепления исследует проблему изменения или же модификации поведения работников при помощи немедленного вознаграждения или наказания. То есть люди стремятся к повторению к повторению события, которое было положительно подкреплено, и, наоборот, стараются избегать вновь не подкрепляемые[22].
Содержательные теории мотивации:
Иерархия потребностей по А. Маслоу:
1) Физиологические потребности;
2) Потребности в безопасности;
3) Социальные потребности;
4) Потребности в уважении;
5) Потребности самовыражения.
В рамках данной теории все потребности располагаются в строгой иерархической последовательности. Это демонстрирует – потребности нижних уровней требуют удовлетворения в первую очередь и, следовательно, оказывает своё влияние на поведение человека раньше, нежели потребности более высоких уровней[23].
Двухфакторная теория Герцберга, которая имеет много общего с Маслоу, а именно с высшими потребностями. В этой теории выделяются два фактора:
- Мотивация – это успех, продвижение по карьерной лестнице, признание и одобрение результатов работы начальством и остальными сотрудниками, высокая степень ответственности и возможности творческого, а также делового роста;
- Гигиена – это политика фирмы, условия трудовой деятельности, уровень заработной платы, качество межличностных отношений, степень непосредственного контроля за работой[24].
Процессуальные теории мотивации:
Основная идея теории (модели) ожиданий состоит в надежде конкретного человека, что используемая им модель (тип) поведения приведёт к удовлетворению желаемого. Данная модель подчёркивает особую важность трёх взаимосвязей: затраты труда – результаты, результаты – вознаграждение, вознаграждение – удовлетворённость вознаграждением. Однако для определения того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, необходимо рассмотреть теорию справедливости. В рамках неё рассматривается, что «…люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным условиям», после этого они соотносят своё с вознаграждениями других людей, которые выполняют идентичную работу. Если обнаруживается дисбаланс и/или несправедливость вознаграждения, то это приводит к возникновению психологического напряжения у работника. В данном случае необходимо выстроить такую систему мотивации, чтобы она сняла напряжение сотрудника, а для восстановления справедливости нивелировать дисбаланс[25].
Модель Портера-Лоулера была разработана на основе предыдущих двух теорий (включает элементы теории ожиданий и теории справедливости). В ней фигурирует пять элементов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Согласно этой модели, результаты, которые достиг человек, зависят главным образом от приложенных работником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Таким образом, степень приложенных усилий будет напрямую определяться ценностью вознаграждения и уровнем уверенности в том, что этот размер усилий и правда будет иметь за собой вполне определённый объём вознаграждения. Следовательно, в этой теории человек удовлетворяет свои потребности за счёт вознаграждений за достигнутые результаты; результативность труда порождает удовлетворённость[26].