Файл: Роль мотивации в поведении организации (Общие характеристики менеджмента и мотивации в системе управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 1.2

Характеристика

Agile Management

Традиционный менеджмент

4

Мотивация

Внутренняя

Внешняя

5

Мышление

Системное

Локальное

6

Компания основана на…

Ценностях

Целях

7

Роль лидера

«Слуга» (Leader-servant)

Администратор

8

Функциональный блок

Роль

Должность

9

Бизнес-единица

Команда

Индивид

10

Коммуникация

Горизонтальная, переговоры

Вертикальная, документация

*Источник: Особенности управления человеческими ресурсами в Agile-компаниях[12].

На основе этого можно сделать вывод, что Agile Management способен подойти и внедриться в небольших стартапах, нежели крупных компаниях (высокая степень бюрократии не позволит внедрить новый подход, либо же это потребует колоссальных затрат финансовых и временных ресурсов, что в свою очередь может временно сильно снизить эффективность и/или парализовать работу компании вплоть до нескольких месяцев).

Барнагян В.С. приводит следующий пример характеристики менеджмента: менеджмент рассматривает способ общения с людьми, власть и искусство управления, которое предполагает умение и навыки применительно к административной единице. То есть менеджмент предполагает учёт следующих обстоятельств: подверженность внешней среды организации изменениям; каждый сотрудник фирмы является прежде всего отдельной личностью с присущими ей особенностями, а лишь в последнюю очередь ресурс (инструмент) для обеспечения получения прибыли; управление представляется сложнейшим видом деятельности человека, владение которым следует совершенствовать в течение всей жизни[13].

Ещё встречается, что под менеджментом понимают систему знаний об управлении людьми, способах общения руководителей с подчинёнными сотрудниками, то есть способность оказывать влияние на последних, конкретных навыках решения проблем в упорядочении совместной деятельности и организационных структурах фирм и корпораций. Также в «Оксфордском словаре английского языка» под термином «менеджмент» подразумевается «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». Таким образом в менеджменте как системе можно выделить три важных аспекта:


– Менеджмент как представление собой отношения между людьми во время осуществления ими совместной деятельности;

– Менеджмент как влияние субъекта на объект управления;

– Менеджмент как механизм (способ) достижения целей[14].

Также в литературе можно встретить следующее разделение менеджмента: в широком смысле – это подразумевает управления конкретной фирмой в условиях изменчивой рыночной экономики, участие в котором могут принимать собственники, предприниматели, профессиональные менеджеры, а также сами работники; в узком смысле – рассматривается лишь деятельности профессиональных менеджеров в области планирования, организации, мотивации а также контролю за деятельностью фирмы и её персонала[15].

В книге «Principles of Corporate Finance» приводится следующее определение менеджера: менеджер занимает место между фирмой и внешними инвесторами. С одной стороны, менеджер помогает управлять деятельностью компании, особенно помогая принимать хорошие инвестиционные решения. А с другой стороны, менеджер имеет дело с инвесторами, то есть не только с акционерами, но также с финансовыми институтами, например банки, и с финансовыми рынками, такими как Нью-Йоркская фондовая биржа. Все те, кто вовлечён в принятие инвестиционных и/или финансовых решений[16].

«…Безусловно, менеджмент является координатором функционирования предприятия, основополагающим механизмом эффективности и результативности деятельности». Так современный и квалифицированный менеджер должен владеть не только фундаментальной основой теории менеджмента, но и уметь вовремя адаптироваться и эффективно реализовать управление в современной экономике, быстро приспособившись к инновационным изменениям[17].

Следовательно, под менеджментом следует понимать следующее – создание (то есть организация), разработка, максимально эффективное использование (то есть управление) и контроль социально-экономических систем, это эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал – производительный, финансовый и человеческий, – для достижения целей с максимальной эффективностью, также это специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, то есть это управление в условиях рынка, рыночной экономики[18].

Таким образом, к основным задачам менеджмента можно отнести следующее:


1) Обеспечение автоматизации производства и переход к привлечению работников, обладающих высокой квалификацией;

2) Стимулирование работы сотрудников компании посредством создания для низ лучших условий труда и установления справедливо высокой заработной платы;

3) Непрерывный контроль за эффективность деятельности компании, координирование слаженной работы всех её подразделений, постоянный поиск и освоение привлекательных рынков;

4) Формирование конкретных целей развития организации, выделение наиболее приоритетных, определение очерёдности и последовательности их решения;

5) Разработка стратегии компании – то есть постановка хозяйственных задач, определение потенциальных проблем, выработка системы мероприятий для их решения в различные временные периоды, а также выделение необходимых ресурсов и источников обеспечения[19].

Среди методов менеджмента принято выделять следующие:

1) Экономические: в рамках данного метода менеджмент применяет материальное вознаграждение за высокое качество и объём работ и/или материальные санкции за низкое качество и объём соответственно. И закрепление за подразделениями необходимых ресурсов для успешного выполнения задач, предоставление оперативно-хозяйственной самостоятельности путём наделения полномочиями и правом использовать часть прибыли по своему усмотрению;

2) Административные (организационно-распорядительные): данный метод подразумевает директивный характер воздействия на исполнителей, а достигается путём создания организационной структуры управления, приказов и распоряжений, инструктажей, регламентации и нормирования всех видов деятельности и т.д.;

3) Социально-психологические: предусматривается оказание воздействия на сознание сотрудников, их социальные, этические и другие мотивы принятия решений, которое осуществляется, например, похвалой (устным поощрением), убеждением и/или внушением, демонстрацией личного примера руководителей, созданием условий для карьерного роста сотрудников, поддержанием комфортного климата в коллективе для межличностных и межгрупповых отношений и т.п[20].

Основными же функциями являются:

  • Планирование – это этап управления, в рамках которого определяются цели деятельности компании, ресурсы и способы, необходимые для их достижения;
  • Организация – заключается в рациональном распределении задач, ресурсов, полномочий и ответственности между всеми исполнителями и поддержании высокой эффективности их взаимодействия;
  • Мотивация – способы активизации деятельности работников и побуждение их к более высокой вовлечённости и эффективности труда для лучшего достижения поставленных организацией целей;
  • Координация – поддержание согласованности деятельности между всеми звеньями компании и поддержание её устойчивого развития;
  • Контроль – в рамках данной функции менеджеры должны, во-первых, определить – достигнуты ли цели компании, во-вторых, насколько верными были принятые решение и, в случае необходимости, их корректировка[21].

В рамках данной работы детально будет разобрана функция мотивации.

На основе вышеописанного можно сделать следующие краткие выводы:

Во-первых, под организацией понимается долгосрочно функционирующая и управляемая социальная система, имеющая свою структуру и организационно-правовую форму и созданная для осуществления конкретных экономических, социальных и/или других целей.

Во-вторых, управление предусматривает непрерывный процесс рационального распределения ресурсов компании с определёнными менеджментом целями, планом и системой контроля результатов. А к управляемым ресурсам следует отнести: материальные, финансовые, человеческие, информационные и временные.

В-третьих, менеджмент – это организация, разработка, максимально эффективное управление и контроль социально-экономических систем, а также эффективное использование и координация производительного, финансового и человеческого капитала в условиях рыночной экономики. Основными функциями являются: планирование, организация, мотивация, координация и контроль.

1.2. Мотивация как часть системы управления персоналом

Исследовать мотивацию необходимо для того, чтобы сформировалось понимание, как и что влияет на принятие выбора людей, заставляет их работать. Каким образом выстроить внутреннюю систему взаимодействия персонала для наибольшей эффективности их работы в целом.

В литературе можно встретить, что теории мотивации разделяются на три группы:

1) Содержательные теории мотивации, которые основываются на процессе идентификации внутренних побуждений (потребностей) отдельной личности, которые в свою очередь заставляют человека действовать (сюда относятся А. Маслоу, Ф. Герцберг и др.);

2) Процессуальные теории мотивации являются более современными и базируются в первую очередь на том, как ведут себя люди, в зависимости от их воспитания и познания (сюда относятся Теория ожидания, Теория справедливости и Модель мотивации Портера-Лоулера).

3) Мотивационная теория подкрепления исследует проблему изменения или же модификации поведения работников при помощи немедленного вознаграждения или наказания. То есть люди стремятся к повторению к повторению события, которое было положительно подкреплено, и, наоборот, стараются избегать вновь не подкрепляемые[22].


Содержательные теории мотивации:

Иерархия потребностей по А. Маслоу:

1) Физиологические потребности;

2) Потребности в безопасности;

3) Социальные потребности;

4) Потребности в уважении;

5) Потребности самовыражения.

В рамках данной теории все потребности располагаются в строгой иерархической последовательности. Это демонстрирует – потребности нижних уровней требуют удовлетворения в первую очередь и, следовательно, оказывает своё влияние на поведение человека раньше, нежели потребности более высоких уровней[23].

Двухфакторная теория Герцберга, которая имеет много общего с Маслоу, а именно с высшими потребностями. В этой теории выделяются два фактора:

  • Мотивация – это успех, продвижение по карьерной лестнице, признание и одобрение результатов работы начальством и остальными сотрудниками, высокая степень ответственности и возможности творческого, а также делового роста;
  • Гигиена – это политика фирмы, условия трудовой деятельности, уровень заработной платы, качество межличностных отношений, степень непосредственного контроля за работой[24].

Процессуальные теории мотивации:

Основная идея теории (модели) ожиданий состоит в надежде конкретного человека, что используемая им модель (тип) поведения приведёт к удовлетворению желаемого. Данная модель подчёркивает особую важность трёх взаимосвязей: затраты труда – результаты, результаты – вознаграждение, вознаграждение – удовлетворённость вознаграждением. Однако для определения того, как люди распределяют и направляют свои усилия на достижение поставленных целей, необходимо рассмотреть теорию справедливости. В рамках неё рассматривается, что «…люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным условиям», после этого они соотносят своё с вознаграждениями других людей, которые выполняют идентичную работу. Если обнаруживается дисбаланс и/или несправедливость вознаграждения, то это приводит к возникновению психологического напряжения у работника. В данном случае необходимо выстроить такую систему мотивации, чтобы она сняла напряжение сотрудника, а для восстановления справедливости нивелировать дисбаланс[25].

Модель Портера-Лоулера была разработана на основе предыдущих двух теорий (включает элементы теории ожиданий и теории справедливости). В ней фигурирует пять элементов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение и степень удовлетворения. Согласно этой модели, результаты, которые достиг человек, зависят главным образом от приложенных работником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли. Таким образом, степень приложенных усилий будет напрямую определяться ценностью вознаграждения и уровнем уверенности в том, что этот размер усилий и правда будет иметь за собой вполне определённый объём вознаграждения. Следовательно, в этой теории человек удовлетворяет свои потребности за счёт вознаграждений за достигнутые результаты; результативность труда порождает удовлетворённость[26].