Файл: Роль мотивации в поведении организации (Общие характеристики менеджмента и мотивации в системе управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В эпоху стремительно развивающихся рыночных отношений в Российской Федерации происходит стремительный рост интереса к теории менеджмента. Особенно это актуально для руководящих звеньев компаний различных отраслей и форм собственности. Непрерывно претерпевающие изменения организационно-правовые условия ведения бизнеса, растущий запрос на повышение качества предлагаемых продуктов и услуг и усиление конкуренции приводят к тому, что одним из важнейших факторов повышения эффективности и стабильного развития организации является менеджмент.

Это обусловлено рядом факторов: стремительное увеличение размеров современных компаний и усложнения их целей, научно-технический прогресс, нестабильность геополитических и социально-экономических условий, который порой носят стихийный характер, кардинальное изменение предпочтений потребителей и так далее.

Однако при постоянном появлении новых форм и инструментов менеджмента остаётся чёткая преемственность теоретической основы и базовых методов, которые уже разработаны в разные года и разных странах, а сейчас имеет место их доработка, модификация и адаптация к современным требованиям управления.

Объектом проводимой работы мотивация в системе функционирования организации.

Предмет исследования – роль и особенности мотивации в поведении организации.

Цель исследования: изучить теоретическую основу менеджмента и роли мотивации в системе функционирования компании, выявить особенности и недостатки и разработать рекомендации для нивелирования негативных аспектов деятельности в этой области.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие менеджмента и мотивации в системе функционирования компании;

2. Определить особенности и направления мотивации персонала компании;

3. Оценить эффективность мотивационной политики на примере компании;

4. Выявить основные недостатки в мотивации сотрудников, а также рассмотреть пути их преодоления.

Гипотеза: Мотивация персонала занимает основополагающую роль в выстраивании системы управления менеджментом.

Глава 1. Общие характеристики менеджмента и мотивации в системе управления


1.1. Теоретическая основа менеджмента

Для того, чтобы точно вывести понятие менеджмента, необходимо рассмотреть сущность организации. В литературы встречается большое количество определений, которые могут быть связаны как с системными свойствами, возникающими в процессе объединения и совместной работы групп людей, так и на процессные, структурные, экономические и прочие аспекты деятельности.

Также этот термин может употребляться в значениях:

  1. Организация в качестве объекта или системы, например, предприятия, фирмы, компании и т.п.;
  2. Организация в качестве процесса или функции, а именно деятельность, обеспечивающая эффективность и результативность совместной деятельности людей[1].

Например, под предприятием зачастую понимают конкретный независимый хозяйствующий субъект, который обладает соответствующими юридическими правами и осуществляет производство и/или реализацию продукции, выполняет работы, а также может оказывать услуги. Под фирмой же может пониматься субъект экономической деятельности, который имеет партнёрские связи, позволяющие свести к минимуму транзакционные издержки. Компания – это зачастую промышленное и/или торговое объединение предпринимателей или же крупная фирма, которая может состоять из нескольких (множества) юридических лиц[2]. То есть организацией является группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Также можно встретить следующее определение организации – это группа людей, осуществляющих совместную деятельность для достижения единой цели в условиях утверждённой формальной структуры, с технической стороной в форме различных производственных процессов[3].

Таким образом, можно привести следующее наиболее подходящее для целей работы определение организации – это долгосрочно функционирующая и управляемая социальная система, которая имеет определённую организационную структуру и организационно-правовую форму, которая была создана сознательно для достижения и осуществления конкретных экономических, социальных и других целей, достигаемых за счёт ведения и использования совместной деятельности групп людей на основе принципов разделения труда, технологичности, координации и администрирования[4].


Уместным и схожим по смыслу будет употребление таких терминов, как коммерческая организация, промышленная организация, общественная организация, торговая организация и т.д., которые будут зависеть от контекста.

Далее необходимо рассмотреть понятие «управление».

В общем смысле – это предусматривает воздействие субъекта управления (управляющей системы) на объект управления (управляемую систему), а целью в данном случае является преобразование управляемой системы в требуемое состояние. Этот термин может применяться к различным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем), к разным сферам (например, управление государством), а также непосредственно к органам управления в общественных, коммерческих и государственных организациях и их подразделениях[5].

Помимо этого, следует упомянуть следующее. Управление – это непрерывный процесс рационального распределения ресурсов компании с заданной целью, по разработанному плану и контролем результатов. В данном случае управляемые ресурсы можно разделить на 5 групп:

1) Материальные – это могут быть здания, оборудование, сырьё, необходимое для производства продукции, и т.д.;

2) Финансовые – то есть наличные деньги, счета в банках, ценные бумаги и производные и т.д.;

3) Человеческие – работники и персонал организации;

4) Информационные – включают в себя базы данных, определённые сведения, знания, технологии, инструкции и т.д.;

5) Временные – сюда относится рабочее время[6].

Систему управления можно представить следующим образом, в которой будут присутствовать три подсистемы:

1) Структурно-функциональная: подразумевает наличие совокупности управленческих органов, подразделений, а также исполнителей, которые осуществляют те или иные задачи, функции, то есть эта подсистема представляет собой единство организации, технологии и методов управления;

2) Информационно-поведенческая: составными элементами являются «…управленческая идеология и ценности, интересы и поведенческие нормативы участников, информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления»;

3) Саморазвития и управления: выражается в ориентации управления на непрерывное развитие, изменение, улучшение и регулярное обновление, а также выработка траектории саморазвития системы в целом, организация трансформации системы в новые состояния, анализ итогов перехода и обобщение опыта работы[7].


Целями и задачами управления организации понимается желаемое состояние, которое необходимо достичь в соответствии с запросами заинтересованных групп лиц. Далее приведены субъекты, оказывающие основное влияние на формирование целей компании, и краткая характеристика их интересов (табл. 1.1.):

Таблица 1.1.

Основные заинтересованные субъекты и их интересы

Заинтересованные субъекты

Основные интересы субъектов

Акционеры

Увеличение рыночной стоимости акций компании, следовательно, рост капитализации, следовательно, рост суммы дивидендных выплат

Инвесторы

Увеличение стоимости инвестиций, снижение рисков, ускорение возврата вложений

Потребители

Улучшения качества предоставляемой продукции и/или услуг, а также обслуживания, снижение стоимости товаров, работ и услуг, развитие социальной ответственности компании

Органы государственной власти

Способствование снижению безработицы (создание и сохранение рабочих мест), соблюдение экологических стандартов законодательства

Работники (сотрудники)

Обеспечение гарантий занятости, также рост заработной платы, возможность карьерного роста и улучшение условий труда

Менеджеры

Расширение полномочий, карьерный рост, престиж

*Источник: Стратегический менеджмент / П.А. Михненко, Т.А. Волкова, А.Л. Дрондин, А.В. Вегера[8].

В таблице выше не упомянуты партнёры, кредиторы и поставщики, так как не все заинтересованные лица способны оказывать значительное влияние на процесс формирования целей и задач компании, отсюда прогнозирование их ожиданий и поведения представляется весьма затруднительным и требует применения трудоёмких аналитических процедур. И даже если взять упомянутых потребителей, то для предварительного выявления их потенциального поведения необходимо проводить и использовать маркетинговые и социальные исследования, результаты анкетирования, статистические данные и т.д., что требует больших человеческих и временных ресурсов. Также весьма затруднительным является учёт мнения рядовых сотрудников, интересы и ожидания которых зачастую не совпадают с мотивами и целями акционеров, совладельцев и руководителей[9].

В результате отказ от интересов каких-либо групп заинтересованных лиц может привести к серьёзным деструктивным последствиям как внутри компании (ухудшение корпоративной культуры, взаимоотношений сотрудников между собой и с управленцами, снижение эффективности деятельности всех звеньев и т.д.), так и во внешнем взаимодействии (снижение доверия инвесторов, а, следовательно, снижение стоимости акций компании и капитализации и т.д.).


Исходя из вышеописанного можно перейти к рассмотрению менеджмента.

Основополагающим трудом, который является первым серьёзным вкладом в развитие менеджмента как науки, можно считать книгу 1911 года Фредерика Уинслоу Тейлора «The Principles of Scientific Management». Начиная с этого периода и по настоящее время осуществляется активное развитие научных направлений, теорий и концепций в области менеджмента.

На данный момент можно привести следующую классификацию научных школ менеджмента:

1) Классическое направление менеджмента: Школа научного менеджмента, административная школа, бюрократическая школа;

2) Гуманитарное направление менеджмента: Школа человеческих отношений, Школа наук о поведении;

3) Современные направления менеджмента: Школа количественных методов, Системный подход к менеджменту, Процессный подход к менеджменту, Ситуационный подход к менеджменту[10].

Ещё необходимо отметить новое направление управления – Agile менеджмент (гибкие формы управления). Данный подход позволяет значительно увеличить эффективность распределения ресурсов, повысить экономические результаты, например, в условиях VUCA (volatility, uncertainty, complexity & ambiguity). В результате всё большую популярность и применение набирает «Agile HR» (впервые этот термин использовался Deloitte), цель которого заключается в значительном расширении возможностей HR-специалистов. Данный способ облегчает как реагирование, так и адаптивность деятельности и структур. Однако из-за отсутствия разработанной теоретической и методологической базы очень сильно затрудняется внедрение и использование компаниями гибких форм (из десяти попыток внедрения Agile удачной оказывается лишь одна[11].

Далее приведена таблица, в которой приведены основные отличия данного подхода:

Таблица 1.2.

Основные отличия Agile Management от традиционного менеджмента

Характеристика

Agile Management

Традиционный менеджмент

1

Условия принятия решений

Неопределённость

Жёсткое регулирование

2

Механизм организации

Сети команд

Иерархия

3

Методы организации

Самоорганизация

Жёсткий контроль