Файл: Психологические требования к менеджеру по персоналу (изучение и характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За каждый ответ «да» или «нет» для высказываний, совпадающих с отмеченными в ключе отдельно по соответствующим склонностям, приписывается один балл. Экспериментально установлено пять уровней коммуникативных и организаторских склонностей

Испытуемые, получившие оценку 1-4 балла, характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

Набравшие 5-8 баллов имеют коммуникативные и организаторские склонности на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе чувствуют себя скованно. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми. Не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды. Редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений.

Для испытуемых, набравших 9-12 баллов, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, отстаивают свое, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Требуется дальнейшая воспитательная работа по формированию и развитию этих качеств личности.

Оценка 13-16 баллов свидетельствует о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонностей испытуемых. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, помогают близким и друзьям, проявляют инициативу в общении, способны принимать решения в трудных, нестандартных ситуациях.

Высший уровень коммуникативных и организаторских склонностей (17-20 баллов) у испытуемых свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений. Любят организовывать различные мероприятия. Настойчивы и одержимы в деятельности.

2. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге [11].

Доктора Холмс и Раге (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%.


3. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина [12]

Назначение теста – диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

Обработка результатов осуществляется путем подсчета количества совпадений ответов испытуемого с ключом по каждой из шкал.

Интерпретация основных шкал методики «Адаптивность»:

Шкала НПУ (нервно-психическая устойчивость): Низкий уровень поведенческой регуляции, определенная склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и реального восприятия действительности (1-3 стена). Высокий уровень нервно-психической устойчивости и поведенческой регуляции, высокая адекватная самооценка и реальное восприятие действительности (7-10 стенов).

Шкала КС (Коммуникативные способности): Низкий уровень развития коммуникативных способностей, затруднение в построении контактов с окружающими, проявление агрессивности, повышенная конфликтность (1-3 стена). Высокий уровень развития коммуникативных способностей, легко устанавливает контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтен (7-10 стенов).

Шкала МН (Моральная нормативность): низкий уровень характеризуется следующим: не может адекватно оценить свое место и роль в коллективе, не стремится соблюдать общепринятые нормы поведения (1-3 стена). Высокий уровень: Реально оценивает свою роль в коллективе, ориентируется на соблюдение общепринятых норм поведения (7-10 стенов).

Итоговую оценку по шкале «Личностный адаптивный потенциал» (ЛАП) можно получить путем простого суммирования сырых баллов по трем шкалам:

ЛАП = НПУ + КС + МН

с последующей интерпретацией.

Интерпретация адаптивных способностей по шкале ЛАП:

5-10 стенов – Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью

3-4 стена – Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий


1-2 стена – Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).

4. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [3].

Шкалы: адаптация, принятие других, самопринятие, эмоциональный комфорт, интернальность, стремление к доминированию.

Методы исследования эффективности адаптации должны давать возможность получения количественных показателей критериев, регистрации изменений, происходящих в процессе адаптации по каждому из них, статистического анализа полученных с их помощью результатов.

Ввиду того, что в картине динамики адаптационного процесса все большее значение получают собственно личностные психологические силы развития, такие как локус контроля, особенности самооценивания, самоприятие себя и других, стремление к доминированию, эмоциональный комфорт и др., возникает вопрос о надежной и валидной психологической диагностике этих составляющих, которые, кроме того, целесообразно рассматривать в качестве критериев оценки эффективности адаптации.

Решить эту задачу можно попытаться с помощью методики диагностики социально-психологической адаптации, предложенному в 1954 г. К. Роджерсом и Р. Даймондом. Методика апробирована и стандартизирована на разных выборках учащихся в отечественных школах и вузах. Шкала как измерительный инструмент обнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не только состояний адаптации и дезадаптации, но и особенностей представлений о себе, их перестройки в возрастные критические периоды развития и в критических ситуациях, побуждающих индивида к переоценке себя и своих возможностей.

Нами была использована адаптированная А.К.Осницким форма опросника. В таблице-ключе переработанного им опросника приведены установленные границы определения адаптации или дезадаптации, приятия или неприятия себя, других, эмоционального комфорта или дискомфорта, внутреннего или внешнего контроля, доминирования или ведомости, ухода от решения проблем.

2.2. Результаты исследования


В таблице 1 приведены результаты диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС).

Таблица 1

Результаты диагностика коммуникативных и организаторских склонностей

Менеджеры по персоналу

Шкальная оценка

Уровень коммуникативных и организаторских способностей

1

14

высокий

2

15

высокий

3

13

высокий

4

14

высокий

5

14

высокий

6

11

средний

7

10

средний

8

14

высокий

8

15

высокий

10

14

высокий

На рисунке 1 графически представлены результаты по данной методике.

Рис. 1. Результаты диагностика коммуникативных и организаторских склонностей

Из приведенных данных видно, что для большинства менеджеров по персоналу (80%) характерен высокий уровень развития коммуникативных и организаторских способностей. 20% испытуемых показали средний уровень. Низкого уровня отмечено не было.

Следовательно, итоги данной методики свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности менеджеров по персоналу. Они быстро ориентируются в трудных ситуациях. Непринужденно ведут себя в новом коллективе. Инициативны. Принимают самостоятельные решения. Отстаивают свое мнение и добиваются принятия своих решений.

В таблице 2 представлены результаты исследования стрессоустойчивости.

Таблица 2

Результаты диагностики по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

Менеджеры по персоналу

Результат

Уровень стрессоустойчивости

1

220

средний

2

156

высокий

3

215

средний

4

160

высокий

5

160

высокий

6

155

высокий

7

174

высокий

8

182

высокий

9

230

средний

10

160

высокий


Графически результаты диагностики по данной методике представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования стрессоустойчивости

Результаты по данной методике показывают, что для 70% менеджеров по продажам характерен высокий уровень сопротивляемости стрессу. У 30% респондентов отмечен средний уровень. Низкий уровень по результатам данной методики отмечен не был.

Результаты исследования по методике «Адаптивность» представлены в таблице 3 и на рисунке 3.

Таблица 3

Результаты исследования по опроснику «Адаптивность» (стены)

Менеджеры по персоналу

Шкалы

Уровень адаптации

НПУ

КС

МН

ЛАП

1

7

8

7

7

высокий

2

9

8

9

9

высокий

3

5

5

5

5

нормальный

4

8

7

8

8

высокий

5

8

9

8

8

высокий

6

4

4

4

4

удовлетворительный

7

5

5

5

5

нормальный

8

8

6

8

8

высокий

9

8

7

8

8

высокий

10

8

9

8

8

высокий

Рис. 3. Результаты исследования по методике «Адаптивность»

Результаты исследования по данной методике показывают, что для 70% менеджеров по персоналу характерен высокий уровень адаптации и у 20% испытуемых отмечен нормальный уровень. Эти люди легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Высокий уровень нервно-психической регуляции говорит о высокой поведенческой регуляции, высокой адекватной самооценке и реальном восприятии действительности. Высокий уровень моральной нормативности свидетельствуют о том, что они реально оценивают свою роль в коллективе, ориентируются на соблюдение общепринятых норм поведения

10% показали удовлетворительный уровень. Низкого уровня отмечено не было.