Файл: Психологические требования к менеджеру по персоналу (изучение и характеристики).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический аспект исследования психологических особенностей менеджера по персоналу
1.1. Профессионально важные качества личности менеджера по персоналу
глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей менеджеров по персоналу
Далее, к общественно-психологическим установкам индивида, устанавливающим отношение личности к иным гражданам, можно отнести и локализацию всеобщего контроля над реальными событиями, иначе называемую экстернальность – интернальность. Так, отношения непосредственно к самому себе, как указывает Б.Г. Ананьева, будучи наиболее поздним формированием личности, логически завершают структуру характера, образует своего рода целостность, «исполняют функции саморегулирования и полного контроля развития, благоприятствуют формированию и относительной стабилизации единства личности» [17].
Кроме этого, логическую конкретизацию отношение к себе видит в таком понятии, как самооценка. Рациональной структурой самооценки, как считает А.К. Маркова, служит прежде всего такая, где присутствуют не существенные отличия между актуальной и рефлексивной самооценкой и максимальные отличия между ретроспективной и актуальной, между актуальной и идеальной самооценками. Следовательно, степень самооценки и рациональность ее структуры (адекватность) может вполне являться показателями и основными регуляторами стрессоустойчивости человека [10].
Отличие граждан между друг другом является весьма многоплановым: это отличие основных убеждений и интересов, навыков и существующего опыта, возможностей и умений, темперамента и характера. И, как бы то ни было, действие психики всех граждан непосредственно подчиняется некоторым общим закономерностям, у всех существует память, различные эмоции и иные соответствующие психологические процессы, все проходят аналогичные этапы развития, образуются общие, характерные человеческие проявления психики. Также, даже различия некоторых индивидов от других, квалифицируются прежде всего определенной стабильностью, в итоге данные отличия тоже можно выделить, описать, сгруппировать, обобщить, то есть, можно сказать, формируются научные типологии, находится «общее» даже в существующих отличиях.
Таким образом, составляющими элементами психической структуры индивида служат его психологические свойства и характерные особенности, как правило, их называют «чертами личности». Если следовать теории К.К. Платонова, наиболее низшим уровнем индивида служит биологически продиктованная подструктура, в нее, как правило, входят возрастные, половые характерные свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамента [14]. Так, следующая подструктура подразумевает преимущественно индивидуализированные характерные особенности психологического процесса» человека, то есть личностные проявления памяти, восприятия, различных ощущений, целенаправленного мышления, возможностей, непосредственно зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, усовершенствования данных характерных качеств. Кроме этого, уровнем личности служит в частности ее собственный социальный опыт, в него, как правило, входят полученные индивидом какие-либо знания, навыки, умения и привычки. Данная подструктура образуется прежде всего в ходе обучения, имеет преимущественно социальный характер. Наивысшим уровнем личности служит главным образом ее направленность, которая включает в себя влечения, различные желания, интересы, склонности, точки зрения, взгляды, убеждения индивида, его мировоззрение, присущие особенности характера, самооценки. Так, подструктура ориентированности индивида наиболее социально продиктована, формализуется под непосредственным воздействием воспитания в обществе, наиболее целостно отображает идеологию общности, в которую непосредственно человек включен.
А.Н. Леонтьев указывал, что личность представляет собой социальную природную сущность гражданина, и исходя из этого, темперамент, характер, способности и знания гражданина не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они только условия формализации данного образования, социального по своей природной сущности [9]. Ориентированность и воля непосредственно принадлежат личности, потому что волевой поступок просто невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть прямое выражение мотивационных структур, то есть ядра личности.
Стоит отметить, в данном разрезе, что биологическая основа каждой личности включает в себя нервную систему, систему желез, процессы обмена различных веществ (голод, жажда, половой импульс) половые отличия, анатомические характерные особенности, целенаправленные процессы созревания и развития организма.
В нынешней психологии отсутствует единое понимание такого феномена как личность. Но, большая часть ученых в данном направлении полагает, что личность это прижизненно нормализующаяся и индивидуально специфическая комплексность черт, непосредственно определяющих образ (стиль) мышления этого индивида, основной строй его чувств и поведения.
В основании личности заложена прежде всего ее структура – взаимосвязь и взаимодействие относительно стабильных элементов (сторон) человека: возможностей, темперамента, характера, волевых качеств, различных эмоций и мотивации.
Итак, можно сказать, что способности индивида в первую очередь определяют его дальнейшие успехи в различных типах деятельности. От темперамента имеют непосредственную зависимость реакции индивида на окружающий его мир – иных граждан, обстоятельства жизнедеятельности и т. п. Характер гражданина в первую очередь определяет его поступки относительно иных граждан. Волевые качества квалифицируют преимущественно стремление индивида к достижению заданных целей. Эмоции и мотивация представляют собой переживания личностей и побуждения к целенаправленной деятельности и взаимообусловленному общению.
Таким образом, человек, как таковой, всегда служит субъектом (участником, исполнителем) исторического и социального процесса в целом, субъектом определенной деятельности, также основным источником познания и преобразования объективной реальности. Следовательно, сама же деятельность в данном случае является формой активности индивида, которая позволяет в первую очередь ему усовершенствовать окружающий мир и конечно же, самого себя. Как правило, словом «индивидуальность» называют определенную основополагающую характерную особенность человека, которая делает ее не похожей на окружающих. Можно с уверенностью сказать, что индивидуален каждый отдельный человек, однако, индивидуальность некоторых проявляется весьма ярко, иных – малозаметно.
Следует отметить, что индивидуальность может находить проявление в интеллектуальной, эмоциональной, волевой областях и одновременно, во всех направлениях психологической деятельности. Индивидуальность также квалифицирует личность более конкретнее, детальнее и тем самым целостнее [7].
Следующее что необходимо сделать, рассмотреть более подробно личностные характеристики, требуемые менеджеру по штатному персоналу [7].
Коммуникабельность
Коммуникабельность представляет собой способность индивида к коммуникации, установлению социальных контактов и взаимосвязей. Вся работа менеджера по штатному персоналу сопряжена прежде всего с человеческим фактором, а основополагающая часть работы это главным образом, взаимодействие с гражданами. Исходя из этого, самым важным качеством служит умение устанавливать благоприятные первичные контакты, располагать к себе гражданина так, чтобы дальнейшие взаимоотношения с ним базировались на положительном начале, доверии и взаимообусловленном принятии.
В данном случае можно отметить такое качество индивида, как аттрактивность. Это качестве свойственно далеко не всем гражданам и представляет собой в первую очередь существование некой совокупности качеств, которые способны привлекать к себе иных граждан, способность вызывать мгновенную симпатию. Аттракция в прямом смысле слова подразумевает «привлечение». Понимание и желание обладать данными важными свойствами существенно благоприятствует более целенаправленному установлению работником положительных и продуктивных социальных взаимоотношений. Исходя из этого, психологи, функционирующие в области бизнеса, настоятельно рекомендуют гражданам, сопряженными с межличностными коммуникациями, более полно выражать положительное отношение, даже если в реальности они не испытывают таких чувств. Также, внешне выраженная симпатия имеет обратное действие – отношение в действительности, по мнению психологов, может измениться с течением времени на более позитивное.
Следовательно, специалист по штатному персоналу формализует у себя дополнительный действенный механизм социальной перцепции (восприятия), который позволяет получить больше данных о человеке.
Также, обладание аттрактивными свойствами имеет несравнимое значение в ходе коммуникации. Но, стоит отметить в данном случае, что излишнее и искусственное выражение позитивных чувств не столько образует аттракцию, сколько разрушает доверие граждан. Хорошее и позитивное отношение далеко не всегда можно показать улыбкой, в особенности если она очевидно фальшива.
Что касается юмора, то он тоже имеет положительное воздействие на психический климат, производственные взаимоотношения. Некоторые сложные ситуации вполне можно разрядить актуально сказанной шуткой, а замечания в качестве безобидной шутливой реплики в определенных случаях более действенные и подходящие, нежели прямое указание на какой-либо недостаток, такое замечание будет воспринято совсем иначе.
В частности, наиважнейшим моментом результативной коммуникации служит умение слушать. Лишь специалист, который владеет необходимыми навыками активного слушания, в состоянии расположить к себе иного индивида, сформировать положительное отношение, получить в ходе общения ту информацию, в которой он непосредственно заинтересован, и предоставить определенное воздействие на своего собеседника.
Каждый человек имеет свой собственный взгляд на вопрос, однако, в силу давней подстроенности уже не в состоянии донести его до своего оппонента. Два индивида сходятся во мнении, которое оба из них в реальности деле не поддерживают, в данном случае, оставаясь недовольными сформировавшейся ситуацией. И с течением времени, это недовольство от недосказанного либо недоделанного только возрастает.
Некоторые граждане начинают осознавать сформировавшуюся в обществе ситуацию раньше, для иных это желанный жизненный исход. Гражданин, который не сопротивляется обществу, рано или поздно в принципе перестает мыслить своими силами [9].
Все мы когда-либо сталкиваемся с потребностью устраиваться на работу, общаться со своими коллегами, начальниками и подчиненными, разрешать различные бытовые проблемы, строить собственные взаимоотношения в компании друзей и знакомых. Каждый шаг в обществе в первую очередь обуславливает потребность умения устанавливать деловые контакты с интересующими нас субъектами, знакомиться и общаться. А итоги имеют непосредственную зависимость от того, какое именно впечатление мы производим на окружающих своим внешним видом, личным поведением и сказанными словами.
Следовательно, коммуникабельность является приоритетным качеством многих специалистов, чья деятельность подразумевает постоянное общение с иными гражданами. Не зря она фигурирует в основном списке необходимых требований к соискателям в вакансиях работодателей.
Самообладание
Весьма актуально было замечено, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Общение и установление контакта между гражданами осуществляется с посредством средств невербальной (жесты, мимика, положение тела), вербальной (словесные) и паравербальной (интонация, голос, тембр, скорость речи) коммуникации. Так, способность контролировать невербальные проявления в весьма сложных ситуациях в частности имеет большое значение в процессе коммуникации. Необходимо отметить, что аффектация, то есть чувство либо эмоция, показанные выражением лица, имеют существенное значение в восприятии вас иным субъектом.
Исходя из этого, менеджеру по персоналу необходимо прежде всего уметь контролировать свое недовольство, возмущение либо гнев. Это непосредственно сопряжено со следующей психологической характерной особенностью идеального менеджера, портрет которого мы сейчас изучаем. Индивид, который не умеет владеть собой, неуравновешен, очень вспыльчив, склонен к принятию необоснованных решений. Исходя из этого, навряд ли мы переоценим роль самообладания в ходе коммуникации.
Беспристрастность
Менеджер по штатному персоналу обязан соблюдать терпимость во взаимодействии с иными работниками, беспристрастность и безоценочность. В условиях, когда присутствует необходимость, чтобы критика была результативной и правильно воспринималась, ему необходимо указать сотруднику на определенный факт и его прямое следствие; его совет должен прозвучать как предложение в качестве вывода из всего сказанного, а еще лучше, если такое заключение сделает сам работник. Беспристрастность как особенное свойство менеджера имеет большое значение в ходе обучения, коучинге, когда коуч пытается с подвигнуть специалиста к самораскрытию, самосовершенствованию как в специализированном направлении, так и в личностной, к поиску творческих решений и полностью поддерживает инициативность в достижении заданных целей [13].
Нацеленность на успех
Наиважнейшей характеристикой работника в деятельности с штатным персоналом служит нацеленность на успех. Направленность на конечный итог подразумевает прежде всего стратегическое видение необходимого результата, активность менеджера в достижении заданной цели. Такая личность не распыляется, не мечется от одного плана к иному, он полностью уверен в рациональности и правильности своего принятого решения и не будет отступать при возникающих сложностях. Исходя из этого, эффективность работника, нацеленного на конечный результат, гораздо выше, нежели того, который старается избегать каких-либо неудач и формализует свои цели расплывчато и неконкретно.
Уверенность в себе
Специалист в любом направлении может достигнуть успеха, только если он имеет уверенность в своих собственных силах. Индивид, который излучает уверенность, радость, большое чувство собственной значимости, формирует собой образ успешного, компетентного специалиста и вызывает к себе сопутствующее отношение. Даже если менеджер по штатному персоналу в совершенстве осуществляет свои обязанности, однако, представляет образ человека, неуверенного в себе, присутствует большая вероятность того, что уровень его профессиональных способностей будет существенно подвергаться сомнению.