Файл: Психологические требования к менеджеру по персоналу (изучение и характеристики).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический аспект исследования психологических особенностей менеджера по персоналу
1.1. Профессионально важные качества личности менеджера по персоналу
глава 2. Экспериментальное исследование психологических особенностей менеджеров по персоналу
Результаты диагностики социально-психологической адаптации приведены в таблице 4 и на рисунке 4.
Таблица 4
Результаты диагностики социально-психологической адаптации
Менеджеры по персоналу |
Шкалы |
Общая адаптация |
|||
Адаптация |
Приятие себя |
Приятие других |
Эмоциональный комфорт |
||
1 |
(182) высокая |
(66) высокое |
(30) высокое |
(40) высокий |
высокая |
2 |
(176) высокая |
(60) высокое |
(30) высокое |
(26) норма |
высокая |
3 |
(180) высокая |
(64) высокое |
(30) высокое |
(15) норма |
высокая |
4 |
(86) норма |
(24) норма |
(20) норма |
(20) норма |
нормальная |
5 |
(182) высокая |
(46) норма |
(20) норма |
(26) норма |
нормальная |
6 |
(86) норма |
(50) норма |
(11) низкое |
(37) высокий |
нормальная |
7 |
(174) высокая |
(64) высокое |
(30) высокое |
(35) высокий |
высокая |
8 |
(94) норма |
(42) норма |
(14) норма |
(19) норма |
нормальная |
9 |
(180) высокая |
(65) высокое |
(30) высокое |
(37) высокий |
высокая |
10 |
(180) высокая |
(46) норма |
(15) норма |
(25) норма |
нормальная |
Рис. 4. Результаты диагностики социально-психологической адаптации
Результаты исследования по данной методике показали, что менеджеры по персоналу разделились на две равные группы: у 50% отмечены высокий уровень социально-психологической адаптации, у 50% – средний.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Менеджеры по персоналу, принимавшие участие в исследовании, отвечают психологическим требованиям, предъявляемым к данной должности.
2. У большинства менеджеров по персоналу (80%) отмечен высокий уровень коммуникативных и организаторских склонностей.
3. 70% испытуемых показали высокий уровень сопротивляемости стрессу, у 30% отмечен средний уровень.
4. Большинство менеджеров по персоналу показали высокий (70%) и нормальный (20%) уровень адаптации.
5. Для половины испытуемых менеджеров по персоналу (50%) характерен высокий уровень социально-психологической адаптации. Низкого уровня отмечено не было.
Кейс
Вы руководитель отдела кадров
В отделе кадров два новых сотрудника А и Б. Возраст обоих до 24 лет. Уровень знаний по специальности у одного из них удовлетворительный и местами хороший, уровень знаний по специальности второго сотрудника: начальный. Бюджет оплаты труда для данных должностей относительно скромный и нанять сотрудников с более высокой квалификацией не представлялось возможным т.к. на предлагаемый уровень заработной платы приходили только претенденты без опыта работы. Превышение бюджета в текущем периоде также было запрещено высшим руководством.
В этот же период было принято решение перераспределить функции в отделе: ранее все кадровые приказы подготавливал один специалист, а другой выполнял функции подбора и обучения, что приводило к трудностям во время отпусков или больничных одного из сотрудников. Ни один из специалистов не мог заменить и подменить своего коллегу, т.к. не владел его работой. При этом объем работы по подбору и обучению был явно недостаточный для стопроцентной загрузки сотрудника. В этот же период был проведен внутренний аудит кадрового делопроизводства, по итогам которого был сформирован отчет с замечаниями по ведению кадрового делопроизводства.
Было принято решение всю кадровую работу и работу по подбору и обучению распределить между двумя сотрудниками и предпринять меры к устранению замечаний, выявленных внутренним аудитом.
Трудности:
- «А» демонстрирует очень высокую загруженность и по факту сверхурочную работу, вызванную оформлением приказов в очень большом количестве.
- При этом «А» не передает часть работы «Б», т.к. ссылается на нехватку времени и не знает, что можно передать сотруднику «Б» учитывая его недостаточный опыт работы.
- Из за Акта внутреннего аудита, в котором были выявлены ошибки, есть резкое усложнение отношений между А и Б из за неразберихи, кто эти ошибки сделал, по этому каждый думает друг на друга (иногда «Б» делал урывками работу «А»)
- За 1, 5 месяца сотрудниками А и Б не осуществлялись никакие корректирующие мероприятия по акту внутренней проверки.
- «А» и «Б» по очереди делают попытки пожаловаться друг на друга руководителю отдела.
- От других подразделений поступает периодическая обратная связь о неточностях в кадровых документах.
- В бюджете нет денег для найма специалистов с опытом работы выше среднего по рынку, а на зарплату, имеющуюся в бюджете, приходят на собеседование только кандидаты без опыта.
Решение
Я как руководитель отдела вижу коллектив, который может выполнять все положенные функции отделу кадров, но, к сожалению, не вижу команду. Передо мной, как перед руководителем отдела стоит важная задача, создать работоспособную команду.
Для начала нужно самому проанализировать и составить примерный план работы, предположить какие функции на данный момент может выполнять сотрудник А и сотрудник Б.
Затем, так как сотрудники новые, нужно им проводить обучение для повышения их профессиональных навыков.
После глубоко анализа и потенциальных возможностей команды необходимо поговорить с самой командой. Разговор нужно сделать таким, чтобы каждый сотрудник смог открыться и высказаться. Нужно составить список болей. Этот список не всегда можно узнать у сотрудника в рабочей обстановке, здесь нужен разговор.
Зная, что сотрудник А более компетентен и основной задачей стоит перераспределение функции в отделе, чтобы каждый работник мог выполнять всю работу и они не должны друг от друга зависеть как это было ранее. Мое предложение ребятам было следующее – следующюю неделю работать вместе и сообща. Это решит проблему несогласованности действий, также решит проблему обучения сотрудника Б. В ходе совместной работы у них увеличится взаимодействие, в ходе которой плавно будет образовываться команда. Мне как руководителю, первое время нужно быть с ребятами и помогать им справляться.
Постепенно, работая вместе, у сотрудника Б появяться свои обязанности, так как сотрудник А будет видеть работу Б и сможет ему передавать определенные задачи на выполнение. В ходе совместной работы выяснится кто какие задачи делает лучше и кому что нравится, это поможет тоже более правильно в дальнейшем распределить функции.
Далее, обсудив план совместной работы, нужно назначить через небольшое неформальное собрание и обсудить что изменилось. Кто какие изменения видит. В ходе обсуждения выявить недостатки и проанализировать варианты решения. Обязательно нужно спросить снизилась ли нагрузка у сотрудника А, и чему новому смог научится сотрудник Б.
Далее сотрудникам нужно поставить общую цель и придумать вариант поощрения при выполнении совместной задачи. Небольшое команд образующее задание, к примеру если к концу месяца уменьшится отрицательная обратная связь о работниках службы персонала, то будет совместный приз. Благодаря этой мотивации у сотрудников будет общая цель, они будут ее достигать, совместно укрепляя свои взаимоотношения и автоматизируя рабочие процессы.
Постепенно, два наших сотрудника из новичков превратяться в квалифицированных специалистов.
Заключение
Менеджер по персоналу – профессионально подготовленный специалист. Психологическая характеристика деятельности менеджера по персоналу предопределяется ее следующими специфическими особенностями:
- Большим разнообразием содержания профессиональной активности, взаимодействием с представителями различных специальностей, в то время как возможности овладеть различными видами деятельности у одного человека ограничены;
- Повышенной ответственностью за состояние человеческих ресурсов, кадрового потенциала организации и результаты деятельности, непосредственно связанные с другими людьми;
- Творческим характером работы, при обычном дефиците информации, времени и средств;
- Особой ролью коммуникативных функций, поскольку деятельность по управлению персоналом протекает посредством общения, работы с людьми;
- Высокой общей нервно-психической напряженностью.
В качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера по персоналу выделяют:
- желание и интерес человека заниматься управлением персоналом;
- умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества);
- гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения;
- способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция;
- высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Одним из важнейших требований к психологическим качествам менеджера по персоналу является наличие у специалиста по управлению персоналом четких личных ценностей и разумных личных целей, что крайне важно для успеха в деловой деятельности, карьере и личной жизни.
Организаторская проницательность – ее можно определить как «чутье» менеджера по персоналу, включающее:
- психологическую избирательность (внимание к тонкостям взаимоотношений работников, начальников и подчиненных, способность поставить себя на место другого);
- практическую направленность интеллекта (прагматическую ориентацию использовать данные о психологическом состоянии работника и коллектива для решения практических задач);
- психологический такт (то есть способность соблюдать чувство меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности).
Эмоционально-волевая действенность – это тот самый гипнотизм «влиятельности», способность воздействовать на других волей и эмоциями. Она складывается из таких факторов, как:
- энергичность, способность «заражать» и заряжать сотрудников своими желаниями, устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;
- требовательность, способность добиваться «своего» при психологически грамотной постановке и реализации требований и пожеланий к начальникам и подчиненным;
- критичность, способность обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.
Склонность к организаторской деятельности включает:
- готовность к организаторской деятельности, начиная от мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью;
- самочувствие в процессе организационной деятельности, то есть «тонус» (стеничность чувств), удовлетворенность и работоспособность.
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. I. – М., 1980. – 272 с.
- Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C.263-265
- Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.193-197.
- Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010. – 319 с.
- Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Организационное поведение: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 286 с.
- Костина Г.Д. Организационное поведение и этика бизнеса: Учеб. пособие. – М.: МИЭТ, 2010. – 214 с.
- Крысько В.Г. Социальная психология. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 175 с.
- Латыпова М.М. Управление поведением организации: Учеб. пособие. – М.: Изд. Моск. Гос. горного университета, 2003. – 194 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М, 2003. – Т.1. – 318 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1996. – С.254
- Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге // Психологические тесты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vsetesti.ru/237.
- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. – С.549-558.
- Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 386 с.
- Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М.: Высшая школа, 1993. – 243 с.
- Поляков В.Г. Формула успеха в бизнесе. – Новосибирск: ЭКОР, 2003. – 168 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2002. – 700 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 684 с.
- Торочкина О. Проверка на стрессоустойчивость. // Работа & Зарплата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.yugzone.ru/psy/psy-stress.htm
- Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.
- Шипилова О.А. Психологический портрет менеджера по персоналу // Кадры предприятия. – 2005. – №5.