Файл: Психологические требования к менеджеру по персоналу (изучение и характеристики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день в специализированной литературе можно много встретить тем относительно формирования профессионализма в самых разных видах деятельности. В данном случае возможные пути формирования профессионализма могут быть различными.

В силу того, что самореализация индивида наиболее полно и эффективно реализуется непосредственно в профессиональной деятельности, то как раз-таки профессиональная деятельность предоставляет предельно максимальные потенциальные возможности одновременного и наиболее целостного ублаготворения всех основополагающих потребностей индивида (потребности признания в социуме, самоуважении, общественной безопасности и т. д.). Само по себе формирование человеческой индивидуализации в наибольшей мере осуществляется в процессе профессиональной деятельности и под ее непосредственным воздействием.

За последние годы тщательного и разностороннего исследования личности профессионала осуществляется, как правило, в двух направлениях.

В первую очередь, наибольшее количество научных работ посвящено непосредственно исследованию обособленных индивидуально-психических характерных особенностей человека в труде. С экспериментальной позиции представляется намного проще произвести углубленное исследование одной либо ряда характерных черт личности, отследить непосредственное проявление данного свойства в специализированной деятельности, его прямое воздействие на сам процесс и итоги деятельности, нежели изучать полностью целостную личность. Все работы в данном направлении, как правило, идут прежде всего от запросов настоящей практики и отнесены к какому-либо определенному типу профессиональной деятельности. В этих условиях, исследователь зачастую, ссылается в первую очередь на теорию на профессиональной основе важных качеств (ПВК) личности. Для каждого отдельного типа деятельности ряд ПВК может быть весьма специфическим. Огромное внимание к конкретному характерному качеству личности дает возможность главным образом, вырабатывать практические целенаправленные рекомендации по организационному учету, коррекции и целенаправленному формированию этого свойства в профессиональном направлении.

Так, работы второго направления, исследование целостной личности служат совокупными исследованиями, которые рассматривают прежде всего целостный комплекс ПВК, их существующую взаимообусловленность и взаимовоздействие в ходе определенной профессиональной деятельности. Рациональность синтетического подхода к изучению индивидуальной личности профессионала отмечалась еще в 1930-е гг. С. Г. Геллерштейном. Автор указывал, что психическое исследование профессий в обязательном порядке должно стремиться охватить всю комплексность характерных свойств личности в их наиболее оптимальном сочетании (Геллерштейн, 1983). Научные труды, исполненные в данном направлении, принадлежат Н. А. Рыбакову, Б. Г. Ананьеву, 1968; В. Д. Шадрикову, 1982; К. К. Платонову, 1986; Н. В. Кузьминой, 1989 и др.


Примерно половина управленческих менеджеров по штатному персоналу, представляют собой акцентуированные личности, то есть лица, которые непосредственно занимают промежуточное положение по своим присущим психологическим особенностям между субъектами с психологическим отклонением и среднестатистической личностью. Кроме этого, часть акцентуаций существенно благоприятствует достижению более высоких позиций профессионализма, а некоторые – подразумевают, так сказать, профессиональную деформацию индивида, более низкий профессионализм и даже непрофессионализм, не обращая внимание на существование специализированных знаний. Для каждого отдельного вида личности, для каждой специализации сочетание данных акцентуаций будет являться индивидуальным.

Профессионально-психический отбор и оценка личности менеджера, является весьма многофункциональной и сложной задачей.

На сегодняшний день ситуация такова, что отбор лишь по уровню знаний является весьма недостаточным, если только на выходе запланировано иметь не научного сотрудника, а личность, которая способна слаженно функционировать с иными людьми, которая имеет все базовые организаторские качества и иные характерные особенности, всецело отвечающие требованиям профессиограммы. Потому что именно в личностных характерных качествах заложены основополагающие причины профессиональной деформации.

Цель данной работы – изучить психологические требования к менеджеру по персоналу.

Объект исследования – психологические характеристики личности.

Предмет исследования – психологические требования к менеджеру по персоналу.

Задачи исследования:

  • изучить профессионально важные качества личности менеджера по персоналу;
  • охарактеризовать личностные особенности менеджера по персоналу;
  • провести исследования;
  • проанализировать полученные результаты.

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психологической литературы; сравнение; обобщение;
  • эмпирические: наблюдение, анкетирование, обработка результатов.

Глава 1. Теоретический аспект исследования психологических особенностей менеджера по персоналу


1.1. Профессионально важные качества личности менеджера по персоналу

Качества менеджера представляют собой более обобщенные, наиболее устойчивые свойственные характеристики, имеющие основополагающие воздействие на деятельность. Это очень сложные в психическом аспекте образования, имеющие непосредственную зависимость от огромного количества различных факторов: специфики характера, индивидуальной структуры личности, ее ориентированности, опыта, способности, сопутствующих условий деятельности.

Профессиональный уровень менеджера, как правило, определяется некоторыми психическими качествами, которые являются профессионально важными. Разносторонний характер организационной деятельности накладывает характерный отпечаток и на индивидуальные характеристики менеджера.

Таким образом, как правило, профессионально важные качества менеджера необходимо рассматривать на трех следующих уровнях:

  • на уровне задач деятельности управленческого менеджера;
  • на поведенческом уровне;
  • на уровне характерных свойств личности.

На основании управленческой деятельности менеджера условно можно выделить нижеуказанные профессионально важные качества [11].

Организаторские качества, квалифицирующиеся прежде всего рационализированным умением подбирать, расставлять организационные кадры, планировать дальнейшую деятельность, обеспечивать более четкий и целенаправленный контроль. Организаторские качества – это логические следствия проявления ряда психических характерных свойств отдельной личности.

Наиболее значимыми из них являются:

1. Психическая избирательность представляет собой способность человека адекватно, без искажения отображать психологию организации.

2. Критичность и самокритичность – возможность предвидеть недостатки в поступках и действиях иных граждан и собственных поступках.

3. Психологический контакт представляет собой способность определять соответствующую меру воздействия, влияния на иных граждан.

4. Требовательность – возможность предъявлять рациональные требования отталкиваясь от реальных особенностей ситуации [5].

В ряде иных организаторских качеств стоит заметить следующие:

  • целеустремленность – навыки поставить более четкую и ясную задачу и стремится к ее непосредственному достижению;
  • гибкость – возможность реально оценивать различные обстоятельства, приспосабливаться к ним, не изменяя в данном случае принципиальных заданных позиций;
  • работоспособность – способность продолжительно исполнять свою работу с наивысочайшей эффективностью;
  • настойчивость – волевое характерное свойство личности, которое проявляется в упорном стремлении достигнуть сознательно заданной цели;
  • самостоятельность – возможность реализовывать деятельность, ссылаясь преимущественно на свои личные способность без чужой помощи;
  • дисциплинированность – подчинение определенному организационному порядку, умение налаживать и сохранять дисциплину в штатном коллективе;
  • инициативность – умение функционировать энергично, способность выдвигать новые идеи и намечать соответствующие пути их реального воплощения.

Таким образом, более общей основой развития менеджера в качестве организационного специалиста и в качестве компетентного управленца служат интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве основного фактора эффективности менеджера отталкиваясь от того, какие именно ресурсы менеджера – интеллектуальные или коммуникативные непосредственно включены в его целенаправленную деятельность.

Большое значение имеют для работы менеджера коммуникативные качества:

  • способность к кооперации и комплексной деятельности;
  • поведенческие ориентации в условиях решения различных конфликтных и спорных ситуаций;
  • социальная компетентность при осуществлении своих организационных целей.

Менеджер в своей работе на регулярной основе осуществляет три следующих типа общения:

  • субординационное, либо общение при непосредственном взаимодействии руководителя и подчиненных.
  • служебно-товарищеское – это взаимное общение между руководителями-коллегами;
  • дружеское – это общение на основании морально-психических норм человеческих взаимоотношений.

Отталкиваясь от определенной ситуации и заданных целей, имеет большое значение более точно применить какой-либо стиль общения. Если менеджер имеет необходимые навыки общения, то ему не составляет особого труда устанавливать деловые контакты [12].

Навыки устанавливать важные деловые контакты с нужными людьми, располагать к себе людей имеет непосредственную зависимость от манеры поведения. Хорошие манеры оказывают содействие в быстрой адаптации совершенно в любой обстановке, существенно упрощают налаживание необходимых деловых контактов, значительно расширяют возможности оказывать воздействие на граждан.

Далее обратим наше внимание на следующее:

Мотивационно-волевые качества:

  • ·стремление к успеху (направленность на достижение результата, стремление обладать, решительность, полное доверие к себе);
  • ·осторожность (добросовестность, чуткое внимание, порядочность, честность, точность, всеобщее признание со стороны окружающих людей);
  • самоопределение (свобода, самоопределение, прозрачность);
  • социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к дискуссии, большая сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная и непоколебимая манера держать себя).

В специализированной литературе по психологии менеджмента можно встретить некоторые работы ученых, которые изучают менеджера и характерные предпринимательские качества, потенциал которых имеет непосредственную зависимость от умения предвидеть и незамедлительно оценивать сложившуюся ситуацию правильно рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать [20].


Итак, можно выделить в структуре профессионально важных качеств менеджера организаторские, интеллектуальные, мотивационно-волевые и предпринимательские качества.

1.2. Характеристика личностных особенностей менеджера по персоналу: стрессоустойчивость, настойчивость, коммуникабельность и др.

С.Л. Рубинштейн отталкиваясь от направленности характерологических свойственных черт индивида преимущественно выделял черты характера, которые прежде всего проявляются по отношению к иным гражданам (честность, справедливость, доверчивость, замкнутость, общительность и др.); к вещам, продуктам общественной практики и делу (настойчивость, смелость и т.д.); свойственные черты характера, указывающие прежде всего на отношение человека к самому себе (самообладание, самооценка, самокритичность) [16].

Соответственно теории В. Н. Мясищева, характер индивида служит своего рода структурной интеграцией отношений [13]. Характер представляет собой отношения личности, лишь приобретшие особенную устойчивость и более чёткую выраженность. Следовательно, под характером педагога необходимо представлять систему нижеуказанных его отношений:

  • к труду (деятельности) (в вещественной мере определяет индивида как деятеля),
  • к людям (формирует своего рода ядро нравственных характеристик индивида),
  • к себе (исполняет функции регуляции поведения индивида).

Кроме этого, стоит отметить, что обязательным фактором в становлении характера служит прежде всего социальная среда, среда взаимоотношений индивида с иными личностями. Конечным итогом социальных и общественных взаимодействий являются черты человека, интегрируемые относительно иных. Б.Г. Ананьев свидетельствовал о том, что социальный генезис характерологических свойств не мог быть открыт до того момента, пока изучение важного процесса формирования взаимоотношений личности не было интегрировано с целенаправленным исследованием взаимоотношений между ними [1].

Наиважнейшим фактором социального приспособления служит в первую очередь развитая общественно-психологическая толерантность (терпимость) человека. Указанный фактор, весьма результативно срабатывает при некоторых рассогласованиях точек зрения индивида и преимущественно главенствующих установок среды, в частности предупреждает развитие когнитивного диссонанса, как следствие, и дезадаптации человека. Нетерпимость в наибольшей степени продиктована существующими стереотипами индивида, отрицательными установками межличностного оценивания. Также, в данном случае на ее непосредственное проявление могут оказывать воздействие самые разные черты характера человека: агрессивность, эгоцентричность, доброжелательность, доминантность и многое другое.