Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОНФЛИКТА
1.1 Подходы к определению организационного конфликта
1.2 Основные концепции исследования стратегий поведения в конфликте
1.3 Анализ причин и факторов, влияющих на ход конфликта
2.1 Системное описание объекта, эмпирические показатели и индикаторы исследования
2.2 Результаты первичного анализа данных исследования
2.3 Практические рекомендации в управлении поведением в конфликтах ситуациях
Анализируя ответы респондентов на вопрос, связанный с выбором способа разрешения последнего конфликта с руководством, прослеживается четкое преимущество выбора невмешательства в ход конфликта- 66,7%. Остальные 33% распределились между ответами обращение к HR-менеджеру, предание гласности причин, давление общественного мнения, по 16,7%, 6% и 2,4% соответственно (см. Приложение 6, вопрос 10).
Важным примечанием к выше проанализированным факторам методом одномерного анализа послужит то, что по каждому из них было выявлено различное распределение, и мнения респондентов в большинстве случаев разнонаправленны. Для интерпретации более содержательных выводов далее будет произведен двумерный анализ данных.
В первую очередь, обратимся к социально-демографическим характеристикам респондентов и предпочитаемым стратегиям поведения в конфликте. Исходя из данных, представленных в таблице 6 , можно констатировать, что треть опрошенных мужчин предпочитают переговорную стратегию поведения в конфликте (31%). На втором месте - стратегия соперничества, которую выбрали 27,6% мужчин. Далее следует стратегия избегания, которую предпочитают 20,7% опрошенных респондентов мужского пола.
У женской категории распределение ответов несколько иное. Так, например, 1/3 опрошенных предпочитают стратегию соперничества, 20% стратегию компромисса, а 18,2% переговорную стратегию поведения в конфликте. Следует также отметить, что количество женщин, предпочитающих стратегию приспособления в два раза выше количества мужчин, а именно 12,7% против 6,9% соответственно.
Таблица 6 «Таблица сопряженности Результаты выбранной стратегии по тесту Томаса-Килмена * Укажите Ваш пол» |
|||||
|
Укажите Ваш пол |
Итого |
|||
мужской |
женский |
||||
Стратегия избегания |
Частота |
6 |
10 |
16 |
|
% в Укажите Ваш пол |
20,7% |
18,2% |
19,0% |
||
Стратегия приспособления |
Частота |
2 |
7 |
9 |
|
% в Укажите Ваш пол |
6,9% |
12,7% |
10,7% |
||
Стратегия компромисса |
Частота |
4 |
11 |
15 |
|
% в Укажите Ваш пол |
13,8% |
20,0% |
17,9% |
||
Стратегия соперничества |
Частота |
8 |
17 |
25 |
|
% в Укажите Ваш пол |
27,6% |
30,9% |
29,8% |
||
Переговорная стратегия |
Частота |
9 |
10 |
19 |
|
% в Укажите Ваш пол |
31,0% |
18,2% |
22,6% |
||
Итого |
Частота |
29 |
55 |
84 |
|
% в Укажите Ваш пол |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
Далее будут проанализированы результаты выбора стратегии поведения в организационном конфликте, исходя из возрастных групп респондентов. Как уже было описано выше, 69% опрошенных это лица в возрасте от 20 до 30 лет. Выбор стратегии поведения в организационном конфликте среди данной возрастной подгруппы распределился следующим образом:
- Большинство респондентов предпочитают стратегию поведения соперничества в конфликте (32,8%).
- Стратегию избегания предпочитают 22,4% респондентов данной подгруппы.
- Равное количество предпочитают стратегию компромисса и переговорную стратегию (по17,2%).
- Меньше всего, а именно, 10,3% выбирают стратегию приспособления.
Таблица 7 «Таблица сопряженности Результаты выбранной стратегии по тесту Томаса-Килмена * Возрастные группы» |
|||||
|
Укажите Ваше возраст |
Итого |
|||
20-30 |
31-40 |
||||
Стратегия избегания |
Частота |
13 |
3 |
16 |
|
% в Укажите Ваш возраст |
22,4% |
11,5% |
19,0% |
||
Стратегия приспособления |
Частота |
6 |
3 |
9 |
|
% в Укажите Ваш возраст |
10,3% |
11,5% |
10,7% |
||
Стратегия компромисса |
Частота |
10 |
5 |
15 |
|
% в Укажите Ваш возраст |
17,2% |
19,2% |
17,9% |
||
Стратегия соперничества |
Частота |
19 |
6 |
25 |
|
% в Укажите Ваш возраст |
32,8% |
23,1% |
29,8% |
||
Переговорная стратегия |
Частота |
10 |
9 |
19 |
|
% в Укажите Ваш возраст |
17,2% |
34,6% |
22,6% |
||
Итого |
Частота % в Укажите Ваш возраст |
58 69% |
26 29% |
84 100% |
Исходя из данных, указанных в таблице 7, у респондентов в возрасте от 31 до 40 предпочтения складываются иначе, а именно:
- Большинство респондентов данной возрастной подгруппы выбирают переговорную стратегию (34,6%).
- Второе место по популярности выбора стратегии у данной категории респондентов занимает стратегия соперничества (23,1%).
- Стратегию компромисса выбирают 19,2%.
- Поровну распределился выбор между стратегией избегания и приспособления, по 11,5% на каждую.
Следующим этапом анализа станет рассмотрение ответов респондентов по выбору предпочитаемой стратегии поведения в организационном конфликте, исходя из стажа работы в организации.
Анализируя ниже представленные данные таблицы 8, следует обратить внимание, что лишь два респондента указали стаж работы в организации пределах одного год, и оба предпочитают стратегию поведения избегания в организационном конфликте. Предпочтения в подгруппе респондентов со стажем работы в организации от 1 до 2 лет складываются в сторону стратегии соперничества (46,7%). Результаты в подгруппе респондентов со стажем работы в организации от 3 до 5 лет показывают, что равное количество предпочитают стратегию компромисса и переговорную стратегию, по 24,3%. Далее следует выбор стратегии избегания, которую предпочитают 18,9% респондентов данной подгруппы. По данным таблицы 8, при стаже работе в организации от 5 до 7 лет респонденты преимущественно выбирают переговорную стратегию поведения в организационном конфликте (40%). Далее следует выбор стратегии соперничества, стратегии компромисса и стратегии избегания, по 33,3%, 20% и 6,7% соответственно.
Таблица 8 «Таблица сопряженности Результаты выбранной стратегии по тесту Томаса-Килмена * Укажите стаж работы в организации» |
|||||||
|
|
Укажите стаж работы в организации |
Итого |
||||
|
|
0-1 год |
1-2 года |
3-5 лет |
5-7 лет |
||
Стратегия избегания |
Частота |
2 |
6 |
7 |
1 |
16 |
|
% в Укажите стаж работы в организации |
100,0% |
20,0% |
18,9% |
6,7% |
19,0% |
||
Стратегия приспособления |
Частота |
0 |
3 |
6 |
0 |
9 |
|
% в Укажите стаж работы в организации |
,0% |
10,0% |
16,2% |
,0% |
10,7% |
||
Стратегия компромисса |
Частота |
0 |
3 |
9 |
3 |
15 |
|
% в Укажите стаж работы в организации |
,0% |
10,0% |
24,3% |
20,0% |
17,9% |
||
Стратегия соперничества |
Частота |
0 |
14 |
6 |
5 |
25 |
|
% в Укажите стаж работы в организации |
,0% |
46,7% |
16,2% |
33,3% |
29,8% |
||
Переговорная стратегия |
Частота |
0 |
4 |
9 |
6 |
19 |
|
% в Укажите стаж работы в организации |
,0% |
13,3% |
24,3% |
40,0% |
22,6% |
||
Итого |
Частота |
2 |
30 |
37 |
15 |
84 |
|
% в Укажите стаж работы в организации |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
100,0% |
После анализа социально-демографического пласта выбора стратегий поведения в организационном конфликте, логичным будет переход к непосредственному исследованию переменных, относящихся к гипотезам исследования.
2.3 Практические рекомендации в управлении поведением в конфликтах ситуациях
В данном исследовании не нашла свое подтверждение гипотеза 5 - о том, что позиция сторон конфликта в организационной иерархии влияет на сих стратегию поведения. Тем не менее, результаты научных статей авторов Cegarra- Navarro & Sánchez-Polo 2011, Munduate at al., 1993, Slabbert, 2004 указывают на значимые связи между позициями (статусами) сторон конфликта и их стратегией поведения в нем. Причиной таких противоположных выводов может быть одновременное влияние такой переменной как культура. Возможно, в будущих исследованиях следует внести корректирующие переменные, такие как «культура», «религия», «менталитет», «социальные нормы», «личностные характеристики». Также можно обратить внимание не только на культуру нации, но и на организационную культуру, влияние которой, также рассматривалось другими исследователями. Помимо вышеуказанных интерес оставляют исследование, в будущем, влияния на стратегию поведения работников экономических и политических факторов.
Практическое использование полученных результатов исследования может осуществляться по следующим направлениям:
- Руководители организаций могут обратить внимание на доказанные гипотезы и сконцентрировать свое внимание на таких конфликтогенных факторах как функциональная связь сторон, распределение функций в организации и конкуренция за ресурсы.
- Обращая внимания на такой фактор как конкуренция за ресурсы, следует отметить, что доступ, достоверность и своевременность информации являются одними из ключевых переменных оказывающих влияние на стратегию поведения в конфликте, и в тоже время являются важной составляющей коммуникационного климата организации. Таким образом, способствуя развитию благоприятного коммуникационного климата, можно свести к минимуму риск деструктивного развития организационного конфликта.
- Что касается факторов функциональной взаимосвязи и распределения функций, то само присутствие в организации дублирования функций и наличия противоречий в функционале говорит о необходимости изменений в организационной структуре и пересмотре должностных обязанностей сотрудников, с целью минимизации возникновения дисфункционального конфликта.
- Также стоит отметить, что разработанный инструментарий может быть использован отдельными организациями или департаментами для оценки конфликтной составляющей персонала в деятельности компании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанного теоретического и эмпирического анализа исследуемой проблемы следует отметить, что традиционные факторы индивидуального, группового и организационного уровней целей и задач остаются в постоянной связи в функциональностью или дисфункциональностью организационных конфликтов. Для укрепления возможностей управления конфликтом сотрудники компании должны быть осведомлены о том, как конфликт может быть решен таким образом, чтобы не только продвигать собственные интересы, но и учитывать интересы других.
В данной работе были проанализированы основные теоретические подходы к определению организационного конфликта и стратегий поведения, в частности: были обобщены результаты отечественных и зарубежных теоретических исследований по проблемам организационных конфликтов; были раскрыты и проанализированы зарубежные методологические подходы к анализу моделей стратегий поведения в конфликте. Проанализирован и обоснован выбор одной из моделей, как наиболее подходящей для исследования в организации.
На основе теоретического анализа отечественных и зарубежных подходов к определению внутриорганизационных факторов, влияющих на стратегию поведения в конфликте, была представлена структурированная типология факторов и разработаны индикаторы их определения. Обобщены и проанализированы методические разработки зарубежных и отечественных исследователей по анализу стратегий поведения в конфликте сотрудников организации, а также разработаны вопросы анкеты для исследования выявленных внутриорганизационных факторов.
На материале эмпирического исследования проанализированы основные стратегии поведения работников в конфликте и внутриорганизационные факторы, влияющие на них. Основные результаты эмпирического исследования следующие:
- На выбор той или иной стратегии поведения оказывают влияние такие факторы как конкуренция за материальные ресурсы, достоверность и своевременность информации, дублирование функций и их противоречие.
- Методом факторного анализа и применением таблиц сопряженности было также выявлено, что на стратегию поведения в конфликте оказывает влияние такие факторы как конкуренция за информацию, трудовое распределение и функциональная связь. Причем последний из них обладает наибольшей силой связи с зависимой переменной.