Файл: Планирование туризма в регионе как основа устойчивого развития территории.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 258

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на то, что российский рынок сельского и эко-туризма находится на самом начальном этапе своего развития, за последнее десятилетие в отдельных регионах нашей страны накоплен немалый положительный опыт в этой сфере. В отсутствие федеральной поддержки, сегодня в России именно региональные администрации берут на себя организующую функцию в деле развития агротуризма.

Проблемы недостатка финансирования и отсутствия государственной поддержки в ряде регионов России только начинают решаться, однако положительные примеры уже есть, и, что важно, число региональных администраций, проявляющих интерес к этой сфере, растет с каждым годом. Особенно бурно этот процесс пошел в последние два года (с 2011 г.), когда тематические встречи и форумы начали собирать представителей более двух десятков субъектов Федерации.[20]

За последние годы в России реализованы десятки проектов по развитию агротуризма, в числе инициаторов которых региональные и муниципальные органы власти, международные и неправительственные организации, в т.ч. ассоциации и объединения субъектов сельского туризма, туристский бизнес, особо охраняемые природные территории, активные местные жители.

Не столь давно появившаяся, но активно развивающаяся группа участников процесса – ассоциации и иные объединения владельцев сельских усадеб и иных активных участников рынка. За последние годы возникло несколько национальных ассоциаций сельского туризма, такие как «АгроТуризмАссоциация», Национальная ассоциация организаций сельского туризма, а также региональные и локальные объединения («Зеленый дом», «Усадьба» и т.п.). Большинство из них создаются активными владельцами сельских усадеб в попытке объединить вокруг себя единомышленников и решать проблемы сообща, либо в рамках выполнения международных проектов.[21]

Фактически развитие агротуризм идет «снизу» – на уровне частной инициативы и инициативы муниципальных и, реже, региональных властей – при отсутствии координации «сверху» (национальной концепции и государственной политики), как это было в тех странах, где успешно развивается сектор агротуризма.

Уровень конкуренции на рынке услуг агротуризма по России, в целом, относительно не высокий. К сожалению, в нашей стране до сих пор отсутствуют статистические данные по общему количеству сельских усадеб. По данным сайта www.naselo.ru, на нем зарегистрировано около 1500 усадеб, на сайте Ассоциации поддержки развития агротуризма – порядка 1000 средств размещения.


Очевидно, это лишь «надводная часть айсберга»: сельские жители в России по-прежнему не торопятся размещать о себе информацию в сети Интернет. Фактически, сравнивая данные разных источников, можно утверждать, что число действующих сельских усадеб и гостевых домов, а также туристских «зеленых» маршрутов в России превышает 5000.

По экспертным оценкам специалистов сектора, существующий спрос на услуги агротуризма по стране в целом существенно превышает предложение, рынок не насыщен.

Таким образом, уровень конкуренции в отрасли сегодня относительно не высокий. Однако темпы роста количества усадеб и, соответственно, роста конкуренции стремительны: за последние 3 года число сельских гостевых домов выросло в несколько раз.

Однако в Псковской области конкуренция со стороны других регионов России имеет гораздо меньшее значение, нежели конкуренция с усадьбами соседних стран – в первую очередь, Польши и Литвы.

Уровень развития сельского туризма в Польше и Литве по всем параметрам опережает Псковскую область, как минимум, на десятилетие. Среди псковцев отдых на агро-усадьбах соседних стран становится все более популярным, большая часть потребителей отдает ему предпочтение в сравнении с отдыхом на усадьбах региона.

В настоящее время основными плюсами конкурентов являются:

  • изобилие предложения, как среди средств размещения разных категорий, так и среди событийных мероприятий, «зеленых» маршрутов, музеев и пр.;
  • привлекательная цена – в среднем, раза в 3-4 дешевле цен на аналогичные услуги в Псковской области;
  • общая развитость туристской инфраструктуры, а также возможность совмещения подобного отдыха с выгодным шоппингом и иными видами туризма. [22]

Уровень конкуренции с польскими и литовскими усадьбами реально высок, причем большинство гостевых домов региона не является конкурентоспособными на этом рынке. Основными конкурентными преимуществами псковских усадеб является близость и отсутствие визового барьера и границы.

Достаточно высока в секторе агротуризма и конкуренция со стороны товаров-заменителей. Основным конкурентом в этом смысле выступает пляжная индустрия туризма, а также дачный отдых.

Таким образом, можно говорить о достаточно высокой и постоянно возрастающей конкуренции на рынке агротуризма Псковской области – причем, конкуренция эта носит внешний по отношению к подкластеру характер (усадьбы соседних стран и иные виды туризма и отдыха). При этом внутренняя конкуренция усадеб в пределах региона фактически отсутствует, поскольку предложение крайне ограничено.


Именно поэтому решающим фактором при выборе усадеб будет их качество и уникальность предложения, а также разнообразие дополнительных услуг, предлагаемых самой усадьбой или ее партнерами. Рынок «хозяина-производителя» постепенно становится рынком «покупателей», который определяет, какие усадьбы посещать, а какие нет. В качестве стратегии предлагается вместо конкуренции (competition) перейти к coopetiton (к кооперации и конкуренции) на уровне области, которая обеспечивается кластерным подходом к созданию регионального туристического продукта.

Уровень спроса в туризме характеризуется чрезвычайно высокой эластичностью – он зависит от экономической ситуации, от политической обстановки, природных условий и их изменений, от того, что «модно» в настоящий момент среди путешественников.

Современный туризм «зеленеет» – доля экотуристов среди всех путешествующих составляет по разным данным от 7% до 20%. Впечатляют и темпы прироста в этой сфере. Так, количество международных туристов прирастает в год в среднем на 4,5%, тогда как количество экотуристов растет на 30%. Туристы, посещающие сельские усадьбы, относятся именно к этому классу. [23]

По данным Федерального агентства по туризму РФ, опубликованным в сети Интернет, интерес к сельскому туризму сегодня проявляют около 2 % россиян, однако данные разных опросов по регионам страны приводят гораздо более высокие показатели.

Среднестатистический портрет экотуриста представить сложно. Изучение «профиля» экотуристов проводилось систематически только в США, Канаде, Англии и Австралии, аналогичные исследования по России не проводились. Согласно мировому опыту, как правило, это люди с достаточно высоким доходом, большинство имеет высшее образование или ученую степень, главным образом, это профессиональные менеджеры, торговцы, студенты. Основная возрастная группа – 35 – 65 лет.

Большинство из них предпочитают останавливаться в усадьбах или небольших отелях. Основной мотив для путешествий – нетронутая природа, знакомство с местной культурой, желание попасть в другую окружающую среду.

Поскольку полноценные исследования мотивов туристов, посещающих сельские усадьбы, не проводилось ни в Псковской области, ни в России, в целом, при оценке приходится руководствоваться существующими мировыми тенденциями. Так, согласно исследованию беларусских коллег, иностранные эко-туристы в качестве основных мотивов путешествия в чужой стране обычно указывают личную безопасность (93,7%), природу (87,5%), сувениры (60,4%), хороший сервис (56,3%), национальные обычаи (43,8%), общение с местными жителями (37,5%), фольклор (37,5%), местную кухню (18,8%). [24]


Поэтому предлагаемый им продукт должен быть аутентичным, основанным на местных традициях, но безопасным – речь идет о санитарно-гигиеническом уровне, комфорте и личной безопасности. Туристам из России в Псковской области интересна возможность отвлечься от городской суеты, уединение, баня, рыбалка, купание, домашняя кухня.

На сегодняшний день подкластер агротуризма в Псковской области на фоне других регионов Российской Федерации считается относительно развитым, хотя по сравнению с районами Белоруссии, он находится в эмбриональном состоянии. Псковская область располагает значительным природным и культурно-историческим потенциалом, однако в настоящее время он используется с одной стороны малоэффективно, а с другой, это использование трудно назвать устойчивым.

Важными факторами, влияющими на успешность работы средств размещения на сельских территориях, являются доступность, полнота и актуальность информации для потенциальных гостей, как о самих гостевых домах, усадьбах, гостиницах, так и о дополнительных услугах, которые могут быть ими предоставлены.

В этой связи, общей проблемой псковских гостевых домов является крайне ограниченное (а в большинстве случаев – вовсе никакое) присутствие в информационной сети Интернет. Наличие собственного сайта для объектов размещения не стало пока обязательным, а качество существующих очень разнится.

Так, из 121-го средства размещения, вошедшего по результатам Интернет-поиска, собственные сайты имеются только у 43 (36 %), но 9 из них оказались не работающими. То есть, на данный момент только около четверти (28%) средств размещения на сельских территориях готовы к самостоятельному ведению Интернет-рекламы. Очень часто на сайтах отсутствует указание на даты актуализации информации, поэтому невозможно даже понять: существует ли объект в настоящее время, оказываются ли услуги размещения круглый год, или только в теплое время года, каков уровень реальных (сезонных) цен и предлагаемых услуг.[25]

Возможность для потенциального клиента связаться с владельцами средств размещения по электронной почте оказалась еще более удручающей. В процессе составления перечня для уточнения характеристик средств размещения, которые не имеют Интернет-страницы, но для которых через Интернет были найдены адреса электронной почты, были направлены 30 электронных писем. В итоге 10% от общего числа адресов электронной почты оказались не актуальными, а ответ был получен только один (результативность – 3%). [26]


Большая результативность была получена при использовании для связи телефона. Из 40 использованных номеров неработающими, либо неправильными, оказались 10 (25%), не удалось дозвониться до 11 средств размещения, ответ был получен в 19 случаях (48%). Для 15 средств размещения, найденных через Интернет-поиск, вообще не удалось найти номера телефонов (12% от числа средств размещения в перечне). Таким образом, даже имеющиеся гостевые дома остаются практически недоступными для потенциальных посетителей.

Подготовленный в рамках выполнения данной работы «Перечень средств размещения на сельских территориях Псковской области» позволяет также оценить, какие дополнительные услуги могут быть оказаны гостям, отдыхающим в сельских гостевых домах региона.

Таблица 1 - Перечень средств размещения на сельских территориях Псковской области[27]

Наименование дополнительных услуг

Количество предложений

В % относительно общего количества учтенных средств размещения

Баня, сауна

57

47

Банкетный зал, конференц-зал

31

26

Рыбная ловля

26

21

Прокат велосипедов

25

21

Катание на катерах, лодках, прокат лодок

17

14

Катание на лошадях, катание на пони

14

12

Бильярд

13

12

Детская площадка, присмотр за детьми

9

7

Возможность общения с животными (домашними и дикими)

8

7

Приусадебное хозяйство, возможность участия в сельскохозяйственных работах

7

6

Наличие оборудованных спорт. площадок

7

6

Маршруты экотуризма

6

5

Трансферт к месту размещения

5

4

Обучение верховой езде

4

3

Катание на квадроциклах, мотосанях

3

2

Прокат байдарок

3

2

Продолжение таблица 2.1