Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такая процедура обычно проводится при решении нештатных ситуаций – сбоя в нормальной работе предприятия.

Формализованная технология планирования применяются при планировании стратегических решений, таких решений, которые требуют:

  • длительного периода работы для получения результата от реализации решения;
  • кооперирования группы исполнителей для достижения результата;
  • нацеливания на реализуемое решение.

Подобная процедура применяется руководителем в случае:

  • отсутствия возможности единовременной передачи исполнителям указаний;
  • организация растянутого во времени вступления исполнителей в процесс реализации принятого решения.

Планирование в качестве управленческой функции применяется при процессном подходе.

Если же необходимо решить иные проблемы, то от руководителя потребуется применение другой технологии планирования.

Если планирование воспринимать как возможный способ принятия решения, то планирование можно представить как блок специфических профессиональных действий - инструмент достижения цели предприятия.

В таком случае цель руководителя - сформулировать цель, характеристикой которой будет:

  • достижимость;
  • реальность;
  • обоснованность.

Здесь планирование расценивается как метод принятия решения предприятия.

Планирование применяется в управленческой деятельности, когда необходимо принять управленческие решения в отношении:

  • разработки плана прибыли;
  • минимизации коммерческого риска;
  • осуществления эффективного распределения потоков предприятия[18].

При этом применяются различные методы принятия решений (рис. 3).

Рис. 3. Классификация методов, используемых при принятии управленческих решений[19]

За рубежом, в США, странах Западной Европы, Японии, Южной Корее и КНР, МАИ получило довольно широкое распространение использование информационных технологий.

Таким образом, в процессе исследования была выявлена зависимости успешности и эффективности деятельности предприятия от принимаемых руководителями управленческих решений. Этапами принятия управленческих решений выступают:

  • разработка плана реализации решения;
  • управление реализацией решения;
  • контроль выполнения решения;
  • оценка результатов реализации.

Информационные технологии являются важным элементом в принятии управленческого решения. Так, система позволяет с точностью учитывать все факторы, влияющие на ситуацию, позволят ускорить процесс принятия управленческого решения, снизить роль человеческого фактора в решении проблемы.


В состав механизма принятия решения входят:

  • анализ ситуации;
  • идентификация проблемы;
  • определение критериев выбора;
  • разработка альтернатив;
  • выбор лучшей альтернативы;
  • оформление и согласование решения;
  • управление реализацией;
  • контроль реализации.

Также значение имеет своевременность принятия решения.

Проведем анализ возможных программных продуктов для внедрения на предприятии.

«Галактика» соответствует базовым концепциям международного стандарта управления предприятием ERP, поддерживает международные (IAS) и национальные стандарты учета (РСБУ, GAAP).

В составе Галактики ERP входят следующие модули:

  • Учет, планирование. контроллинг,
  • расчет фактической себестоимости, оценка себестоимости.
  • Управление бюджетами+ФинАнализ+ПлатежныйКалендарь.
  • Заработная плата и Управление персоналом.
  • Управление НИОКР.
  • Управление капитальным строительством, целевой учет МЦ, Формирование смет.
  • Тех. Обслуживание и ремонт оборудования (ТОРО).
  • Управление недвижимостью.
  • Управление транспортом.
  • Системные утилиты: компилятор, SQL, средства контроля доступа,
  • средства управления установленным ПО, средство управления
  • лицензированием, средства формирования отчетов и др.
  • Возможность работы Системы на 3-х платформах БД (Pervasive, MSSQL, ORACLE). При этом функционал системы идентичен на всех платформах.
  • Возможность эксплуатации Системы в: двухзвенном и трехзвенном режимах.

Вендор также предлагает решения, например, систему планирования и контроля исполнения работ.

Система «Галактика» более масштабируема на технике сопоставимой мощности.

Недостатки системы – проприетарность, отчуждаемость технологии проведения проектных работ - наличие исчерпывающего описания порядка выполнения работ, распределения ролей между сторонами и внутри команд проекта, управления рисками проекта и др.

Недостатки 1С по сравнению с «Галактикой».

  • недостаточная масштабируемость (200 одновременных пользователей;
  • кастомизация системы под требования заказчика;
  • как следствие – необходимость постоянной доработки решения.

В состав Microsoft Dynamics NAV входят клиентские приложения: Классический клиент и Ролеориентированный клиент.

Данная система построена на основе трехуровневой архитектуры (клиент-NAV сервер-Microsoft SQL Server).

Недостатки MS Dynamix:

  • Для использования всех возможностей трехуровневой архитектуры, необходимо создать SQL сервер.
  • Существуют ограничения на количество активных пользователей – не более 50.
  • Отсутствие специальных решений – усреднение потребителей.
  • Целевой рынок – небольшие компании при высокой стоимости продукта.
  • Отсутствие адаптации под российские бизнес-процессы.
  • Здесь внедрение отечественного ПО обойдется дешевле.

Выбор осуществляется по соотношению цена - комплексность обеспечения функциональных возможностей. Однако независимо от используемого продукта, эффективное применение средств автоматизации возможно только при наполнении данных продуктов необходимым информационным обеспечением для конкретного предприятия. При этом трудоемкость формализации предметной области и наполнения программного продукта формализованной информацией составляет около 60-70 % от общей трудоемкости построения информационной системы. Стандартной формой представления информационного обеспечения в последнее время становятся системные модели, получаемые в результате системного моделирования.

Так, на предприятии могут быть внедрены следующие программы:

  • Галактика;
  • 1С;
  • MS Dynamix.

Сравнительный анализ подходящих программ представлен в приложении.

Таким образом, в качестве информационной системы на предприятии была выбрана система «Галактика» по следующим параметрам:

  • цена;
  • скорость внедрения;
  • высокая адаптируемость программы.

Сроки внедрения системы составят 86 дней. Полная стоимость покупки и внедрения системы - 52000 рублей.

Результат внедрения программы – увеличение скорости и обоснованности принятия решения будут видны в 2014 г. Планируемые результаты внедрения системы:

  • повышение эффективности принимаемых управленческих решений;
  • рентабельности услуг;
  • учет технического обеспечения предприятия;
  • оценка деятельности сотрудников.

Описание процедуры внедрения информационной системы обеспечения принятия управленческих решений по улучшению экономического состояния предприятия приведены в приложении.

Устанавливаем ERP «Галактика».

Первоначальное обслуживание системы проводит шеф-группа организации – установщика программы.

Затем администрирование программы будет проводить системный администратор ООО «Элена».

Данные о стоимости владения ERP представлены в таблице 8.

Таблица 8

Стоимость владения ERP

Показатель

Значение, руб.

стоимость серверной части, реализующей бизнес-логику системы

5000

стоимость клиентских рабочих мест

7000

стоимость хранилища данных

10000

стоимость внедрения и технической поддержки во время эксплуатации

3000

стоимость продуктов сторонних разработчиков, интегрированных с данной системой документооборота

12000

стоимость реализации дополнительных функций («под заказчика»)

5000

Стоимость обучения сотрудников

10000

Итого

52000


Обучение будет проводить представитель компании «Галактика». Ответственный на предприятии – технический директор.

Кроме того система предполагает создание замкнутой программной области – каждому пользователю будет предоставлен круг прав в рамках данной системы, что обеспечит информационную безопасность предприятия.

Таким образом, проект длительность проекта составит 86 дней и обойдется в 42000 рублей.

На предприятии, исходя из анализа, принято решение внедрить систему «Галактика». Приведем перечень рабочих мест, на которые в «Элена» будет установлена система. К таким местам относится: бухгалтерия (Главный бухгалтер, секретарь отдела, заместитель Главного бухгалтера, специалисты), отделом кадров (менеджер по персоналу, заместитель руководителя отдела, специалисты).

Приведем недостатки существующей системы автоматизации и, соответственно, требующие совершенствования (рисунок 4).

Рис. 4. Недостатки существующей системы принятия управленческих решений

Изменения будет стоить внесению изменений в документы организации и стоимость времени и труда работников, также период адаптации. На данном предприятии час работника стоит 113,6 рублей. Организационные изменения продлятся 8 часов, при численности участвующих сотрудников 10 человек. Расчеты проводим в тыс. руб.

10*8*113,6 = 9088

Производительность в течение двух недель будет снижена на 30 %.

113,6 *8*10*10 = 90880–12000 = 78880.

Расходы на внедрение ERP рассчитываются по формуле 1:

Р=∑Рi (1)

где i - статьи расходов на внедрение системы.

Оценка эффективности от изменения организационной структуры сложна и зависит от многих внешних и внутренних факторов, влияние которых оценить сложно. Поэтому результаты изменений обычно оценивают по их соответствию поставленной цели методом экспертных оценок. А также проводится расчет рентабельности.

Расходы на внедрение ERP:

  • Клиентские лицензии – 8 000 за одно рабочее место
  • Однопроцессорная СУБД - 900
  • Дополнительное ПО – 10 000
  • Работы по запуску системы

Расходы по запуску системы рассчитываются по формуле 2 :

Рз=М*W + М*W *F(N) (2)

Где Рз – работы по запуску системы, М - количество месяцев, необходимое для выполнения работ по запуску системы на N мест; W - средняя стоимость 1 месяца работ; F(N) - функция характеристики размера организации. Поведение этой функции качественно похоже на логарифм от величины N и приблизительно равно следующим значениям: если N=100, то F(N)=0,3; если N=200, то F(N)=0,35, а если N <100, то F(N)=0,1.


Рз = 2*7 000 + 2*7000*0,1 = 15400 + 5 600 = 15400

  • Обучение (Ро) сотрудников – 7 000
  • Сопровождение (Рс) системы в течение года 84 000
  • Конвертация (Рк) данных – 7 000

Расходы по внедрению ERP за год рассчитываются по формуле 3:

Рд=Рл+Рб+Рп+Рз+Ро+Рс*(12-М)/12 +Рк (3)

Рд = 84000 + 80000 + 9000 + 10000 + 15400 + 7000+8000 = 213400

Экономический эффект от внедренной системы рассчитывается по формуле 4:

Э=Эрв+Эсб (4)

где Эрв - сэкономленное время сотрудников, Эсб – сэкономленная бумага.

Расчет стоимости времени сотрудника также осуществляется на основе экспертных оценок. Рассчитаем экономию времени сотрудника за год.

Предположим, каждый сотрудник тратит 30 % своего рабочего времени на создание документов. При введении ERP экономия времени составит 20 %.

Эвр = (113,6*8*22)/100*20*16 = (число всех сотрудников организации) = 63979,52 руб./мес.

Так, экономия времени составляет 3998,72 руб./месс. на человека.

Исследуемая организация по масштабу относится к малому бизнесу, ее документооборот составляет 10 тыс. документов в год. Если ERP сокращает документооборот на 50%, а пачка в 500 листов стоит 150 руб. 1 лист = 150/500 = 0,3 руб.

Э сб = 10000*0,3/2 = 1500

Э=Эрв+Эсб = 1500+63979,52= 65479,52

В экономический эффект от внедрения ERP включаются следующие показатели: прямой экономический эффект (экономия трудовых и временных ресурсов), унификация и стандартизация документооборота, тотальный контроль документооборота.

Таким образом, автоматизация процессов в ООО «Элена» позволит значительно облегчить и унифицировать процесс принятия управленческих решений, а значит, повысить их эффективность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Сегодня значение приобретает адекватное управление коммерческой организацией и, как следствие, принятия управленческих решений, что обусловлено факторами – неопределенностью рыночной ситуации, высоким уровнем конкуренции на рынке, высоки темпами изменений ситуации в законодательной сфере.

Менеджмент представляет собой инструмент коммерческого управления предприятием, в то время как управление – более обширное понятие и выступает предметом исследования многих отраслей знаний.

Менеджер каждый день в своей повседневной деятельности сталкивается с решением определенных ключевых вопросов деятельности организации. И от того, насколько продуман механизм принятия решения зависит благосостояние организации.