Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность управленческих решений
1.2 Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭЛЕНА»
2.1 Анализ системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»
2.2 Недостатки системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
Приведем зарубежный опыт повышения эффективности управленческих решений. В различных государствах присутствуют различные модели повышения эффективности управленческих решений, которые учитывают национальную специфику государства, что связывается с особенностями корпоративной культуры народов. Характер деловых взаимоотношений людей – основной элемент в менеджменте. Также существуют исторически сложившиеся классические модели менеджмента.
На разных этапах развития научной мысли и организационной практики предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности и ее составляющих. Отметим основные вехи, имеющие ключевое значение для формирования современной системы разработки и применения управленческих решений на предприятии.
Концепция управления формируется за рубежом более столетия – ее истоки прослеживаются с XIX в. В этот период основные акценты в управлении приходились на производство, и в центре внимания менеджмента были, прежде всего, операционные активы. Среди них абсолютно приоритетными считались материальные активы. Решения по активам ориентировались на соблюдение технологии, увеличение производительности, экономию на эксплуатации машин и механизмов, поиск дешевых источников сырья и материалов.
Начиная с 20-х гг. ХХ столетия, акценты в менеджменте переместились с управления производством на управление предприятием как закрытой системой, в структуре которой начали формироваться функциональные подсистемы: финансы, производство, сбыт, кадры. В этих условиях в структуре активов повышается значимость денег, ценных бумаг и, следовательно, финансовых активов. Усложняются решения в области управления активами. Появляются решения, связанные с инвестициями в активы и их финансированием[13].
После Второй мировой войны предприятие перестало восприниматься как закрытая система. Стало очевидным его активное взаимодействие с внешней средой. Обострилась конкуренция и усложнилась проблема продаж. В этих условиях парадигма менеджмента переориентировалась на управление бизнесом, важной задачей которого стало формирование активов, конкурентоспособных в рыночной среде по составу и структуре. Жесткая конкуренция на рынке требовала стратегических решений в управлении бизнесом в целом и активами в частности для повышения адаптационных возможностей предприятия в условиях изменчивости внешней среды. Важнейшую роль в принятии управленческих решений стала играть информация и скорость ее поступления, инновационные и управленческие технологии, а также такие активы как человеческий капитал и интеллектуальная собственность.
Дальнейшее осмысление теории и практики управления привело к появлению идеологии стоимостного управления, в основе которого лежит ориентация управления на рост стоимости бизнеса и, следовательно, на наращивание активов. Авторами концепции повышения стоимости бизнеса являются экономисты Мантиклиони (Италия) и Миллер (США). Появление концепции датируется 1956 г. За ее разработку авторы были удостоены Нобелевской премии. На сегодняшний день прослеживается несколько трактовок и разновидностей концепции повышения стоимости бизнеса в целом и активов в частности:
-
- концепция повышения стоимости бизнеса,
- теория ценности фирмы,
- концепция стоимости бизнеса,
- теория управления стоимостью компании,
- концепция маркетинга, ориентированного на стоимость,
- концепция стоимость-ориентированного управления,
- концепция цепочки факторов создания стоимости,
- концепция «акционерной стоимости».
В менеджменте идеология стоимостного управления (VBM – Value-Based Management) активно применяется лишь последние 15-20 лет. Причем в настоящий момент на Западе, по оценкам специалистов, подобный подход используют около трети компаний. К основным методам повышения корпоративной стоимости относят создание долговременной стратегии развития, включая стратегию формирования и управления активами, совершенствование учетного законодательства и учетных процедур, позволяющее максимально полно отражать активы в структуре имущества, повышение финансовой прозрачности.
Немаловажную роль в становлении концепции управления за рубежом сыграла теория капитализации, ставшая логичным продолжением теории стоимости и теории капитала.
Современное состояние области знаний управления за рубежом позволяет говорить о наличии сформированной концепции управления. На сегодняшний день наиболее развитыми в зарубежной науке и хозяйственной практике являются следующие его аспекты:
-
- общие представления и история управления и принятия решений;
- структура управленческого решения;
- риски, связанные с принятием решения;
- модели управления управленческим решением;
Таким образом, за рубежом принятие управленческих решений – вполне развитая область знаний, тесно связанная с другими управленческими концепциями и имеющая собственную теоретическую базу. Иная ситуация в России и странах Ближнего Зарубежья. Классиками в области теории и практики управления с полным правом можно считать И.А. Бланка (Украина) и В.В. Ковалева (Россия), которые многие годы активно исследуют эти вопросы[14].
Вместе с тем в отечественном менеджменте, преждевременно говорить о существовании полноценной концепции управления, которая носила бы системный характер, имела бы хорошую составляющую, основывалась бы на совокупности базовых принципов, включала бы оформленные стратегии и управленческие модели для различных вариантов целеполагания и содержала бы комплекс управленческих инструментов. Использование зарубежных подходов и моделей управления в условиях России неприемлемо в силу специфики отечественной хозяйственной среды, различий в подходах к формированию финансовой отчетности, а также расхождений в менталитете и традициях деловой культуры. Недостаток отечественных исследований в области управления, с одной стороны, и невозможность использования неадаптированной зарубежной теории, с другой стороны, обусловливают необходимость продолжения исследований в этой области.
В существующих теоретических исследованиях задачи управления рассредоточены по направлениям деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная) и по отдельным элементам активов, преобладает ситуационное управление отдельными объектами. В этих условиях отсутствует единая программа управления. Прослеживаются противоречия между задачами по управлению и способами их решения в разных функциональных сферах корпоративного управления. Наблюдается несогласованность задач по улучшению использования ресурсов со стратегическими целями предприятия и зависимость процесса управления от текущей ситуации во внешней и внутренней среде.
Следует отметить, что не только в теории, но и в российской практике на сегодняшний день не сформирован интегрированный подход к управлению предприятием. В этой области накоплен определенный опыт в крупных коммерческих структурах, однако он не носит системный характер и в большинстве своем представляет собой разрозненные мероприятия. Из трех моделей поведения менеджеров в отношении науки принятия управленческих решений (1 – игнорирование необходимости применения научных знаний в этой области; 2 – текущий мониторинг и оперативное вмешательство по принципу «посмотрим, что получилось, возможно, что-нибудь надо изменить»; 3 – стратегическое планирование и управление) в малом и среднем бизнесе практически повсеместно распространены первая и вторая модели.
В отраслевом аспекте наиболее глубоко управление решениями представлено в банковской сфере.
Весьма проблемной областью в принятии решений является невозможность использования основополагающего принципа этой подсистемы внутрифирменного менеджмента – работа в границах имеющихся ресурсов. Это объясняется отличием российских стандартов от зарубежных.
Следует отметить, что в России не только отсутствует отлаженный механизм управления, но и благодаря бюрократии усложнены отдельные управленческие операции.
Итак, в настоящее время использование современных технологий принятия решений необходимо руководителям. Поскольку важным профессиональным умением современного менеджера является умение принимать эффективные управленческие решения. В острой конкурентной борьбе при прочих равных условиях добиваются успеха организации, поставившие на службу дополнительные возможности, предоставляемые современными технологиями принятия управленческих решений[15].
Отмеченные особенности и недостатки в сложившейся в России теории и практике управления неизбежно сказываются на эффективности системы принятия решений, что подтверждается результатами эмпирических исследований. Это говорит о необходимости развития теории и совершенствования отечественной практики управления в России.
Принятие решений – основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации Решения подразделяются на:
-
- организационные (ведущие к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления);
- волевые, подкрепленные полномочиями и властью;
- волевые, не подкрепленные полномочиями и властью;
- запрограммированные (жестко связанные с предыдущими решениями или технологическими операциями);
- рациональные и нерациональные (рациональное решение принимается на основе анализа и прогнозов).
Решения могут приниматься:
-
- в условиях риска, когда вероятности этого риска известны;
- в условиях риска, когда вероятности этого риска неизвестны.
Выделяют следующие методы принятия решений:
-
- чисто автократические (принимаю решения только сам, слушая только самого себя);
- автократические с предварительными консультациями со специалистами;
- автократические с предварительным обсуждением в коллективе,
- коллегиальные (принимает решение коллектив по большинству голосов);
- строго математические, на основе теории принятия решений или теории игр;
- на основе экспертных оценок;
- на основе «мозгового штурма»;
- на основе проведенного ситуационного анализа.
Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают негативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реакции на изменение ситуации входит в противоречие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается искусство руководителя[16].
Для повышения эффективности управленческих решений в западных предприятиях сегодня особое внимание уделяется процедуре планирования. Планирование представляют собой управленческую функцию менеджера, обязательную к исполнению. Если на предприятии применяется процессный подход - управленческая деятельность воспринимается как процесс – управленческое решение предполагает обязательность осмысления обязательных действий, совершение которых и может привести к реализации управленческого решения с получением реального результата[17].
При определении вопроса цели управления - фиксация менеджером обязательных действий – является реализацией функции планирования. В данном случае не имеет значение исполнение функции:
- форма;
- приемы;
- принципы;
- методы.
Такая деятельность является планирующей деятельностью. Такая функция не может быть не исполнена, поскольку она представляет собой фиксацию на уровне сознания того, что следует предпринять.
Также существует моментное планирование - планирование, которое производится в течение небольшого промежутка времени и не требует дальнейшего оформления
Такая функция также может быть реализована посредством подачи руководителем распоряжений подчиненным о необходимости совершения каких-либо действий. Также функция планирования может реализовываться и в формализованном виде – в форме:
- распорядительных документов;
- инструкций;
- планов.
Такие документы содержат в себе принципы реализации принятого решения.
Так, планирование представляет собой функцию руководителя, которая при процессном подходе к управлению и управленческой деятельности является фиксацией перечня действий, которые необходимо исполнить для реализации управленческого решения. Реализация управленческого решения позволяет получить результат в реальной форме, формулируемого в описательном виде при принятии управленческого решения.
Кроме того, под процессом планирования подразумевается составление номенклатуры действий и закрепление их в плане работ руководителя.
Такая процедура применяется в отношении стратегических и тактических управленческих решений. Такая процедура применяется в отношении вопросов:
- по работе с персоналом;
- управлении партнерскими связями;
- при подготовке к переговорам;
- и т.д.
Планирование оперативных решений производится руководителем для того, чтобы решать текущие проблемы. Такой тип планирования предполагает проведение моментной процедуры планирования. Суть такой процедуры состоит в том, что распоряжения о совершении определенных действий отдаются в присутствии исполнителей таких решений.