Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ЭФФЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Приведем зарубежный опыт повышения эффективности управленческих решений. В различных государствах присутствуют различные модели повышения эффективности управленческих решений, которые учитывают национальную специфику государства, что связывается с особенностями корпоративной культуры народов. Характер деловых взаимоотношений людей – основной элемент в менеджменте. Также существуют исторически сложившиеся классические модели менеджмента.

На разных этапах развития научной мысли и организационной практики предпринимались попытки систематизации управленческой деятельности и ее составляющих. Отметим основные вехи, имеющие ключевое значение для формирования современной системы разработки и применения управленческих решений на предприятии.

Концепция управления формируется за рубежом более столетия – ее истоки прослеживаются с XIX в. В этот период основные акценты в управлении приходились на производство, и в центре внимания менеджмента были, прежде всего, операционные активы. Среди них абсолютно приоритетными считались материальные активы. Решения по активам ориентировались на соблюдение технологии, увеличение производительности, экономию на эксплуатации машин и механизмов, поиск дешевых источников сырья и материалов.

Начиная с 20-х гг. ХХ столетия, акценты в менеджменте переместились с управления производством на управление предприятием как закрытой системой, в структуре которой начали формироваться функциональные подсистемы: финансы, производство, сбыт, кадры. В этих условиях в структуре активов повышается значимость денег, ценных бумаг и, следовательно, финансовых активов. Усложняются решения в области управления активами. Появляются решения, связанные с инвестициями в активы и их финансированием[13].

После Второй мировой войны предприятие перестало восприниматься как закрытая система. Стало очевидным его активное взаимодействие с внешней средой. Обострилась конкуренция и усложнилась проблема продаж. В этих условиях парадигма менеджмента переориентировалась на управление бизнесом, важной задачей которого стало формирование активов, конкурентоспособных в рыночной среде по составу и структуре. Жесткая конкуренция на рынке требовала стратегических решений в управлении бизнесом в целом и активами в частности для повышения адаптационных возможностей предприятия в условиях изменчивости внешней среды. Важнейшую роль в принятии управленческих решений стала играть информация и скорость ее поступления, инновационные и управленческие технологии, а также такие активы как человеческий капитал и интеллектуальная собственность.


Дальнейшее осмысление теории и практики управления привело к появлению идеологии стоимостного управления, в основе которого лежит ориентация управления на рост стоимости бизнеса и, следовательно, на наращивание активов. Авторами концепции повышения стоимости бизнеса являются экономисты Мантиклиони (Италия) и Миллер (США). Появление концепции датируется 1956 г. За ее разработку авторы были удостоены Нобелевской премии. На сегодняшний день прослеживается несколько трактовок и разновидностей концепции повышения стоимости бизнеса в целом и активов в частности:

    • концепция повышения стоимости бизнеса,
    • теория ценности фирмы,
    • концепция стоимости бизнеса,
    • теория управления стоимостью компании,
    • концепция маркетинга, ориентированного на стоимость,
    • концепция стоимость-ориентированного управления,
    • концепция цепочки факторов создания стоимости,
    • концепция «акционерной стоимости».

В менеджменте идеология стоимостного управления (VBM – Value-Based Management) активно применяется лишь последние 15-20 лет. Причем в настоящий момент на Западе, по оценкам специалистов, подобный подход используют около трети компаний. К основным методам повышения корпоративной стоимости относят создание долговременной стратегии развития, включая стратегию формирования и управления активами, совершенствование учетного законодательства и учетных процедур, позволяющее максимально полно отражать активы в структуре имущества, повышение финансовой прозрачности.

Немаловажную роль в становлении концепции управления за рубежом сыграла теория капитализации, ставшая логичным продолжением теории стоимости и теории капитала.

Современное состояние области знаний управления за рубежом позволяет говорить о наличии сформированной концепции управления. На сегодняшний день наиболее развитыми в зарубежной науке и хозяйственной практике являются следующие его аспекты:

    • общие представления и история управления и принятия решений;
    • структура управленческого решения;
    • риски, связанные с принятием решения;
    • модели управления управленческим решением;

Таким образом, за рубежом принятие управленческих решений – вполне развитая область знаний, тесно связанная с другими управленческими концепциями и имеющая собственную теоретическую базу. Иная ситуация в России и странах Ближнего Зарубежья. Классиками в области теории и практики управления с полным правом можно считать И.А. Бланка (Украина) и В.В. Ковалева (Россия), которые многие годы активно исследуют эти вопросы[14].


Вместе с тем в отечественном менеджменте, преждевременно говорить о существовании полноценной концепции управления, которая носила бы системный характер, имела бы хорошую составляющую, основывалась бы на совокупности базовых принципов, включала бы оформленные стратегии и управленческие модели для различных вариантов целеполагания и содержала бы комплекс управленческих инструментов. Использование зарубежных подходов и моделей управления в условиях России неприемлемо в силу специфики отечественной хозяйственной среды, различий в подходах к формированию финансовой отчетности, а также расхождений в менталитете и традициях деловой культуры. Недостаток отечественных исследований в области управления, с одной стороны, и невозможность использования неадаптированной зарубежной теории, с другой стороны, обусловливают необходимость продолжения исследований в этой области.

В существующих теоретических исследованиях задачи управления рассредоточены по направлениям деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная) и по отдельным элементам активов, преобладает ситуационное управление отдельными объектами. В этих условиях отсутствует единая программа управления. Прослеживаются противоречия между задачами по управлению и способами их решения в разных функциональных сферах корпоративного управления. Наблюдается несогласованность задач по улучшению использования ресурсов со стратегическими целями предприятия и зависимость процесса управления от текущей ситуации во внешней и внутренней среде.

Следует отметить, что не только в теории, но и в российской практике на сегодняшний день не сформирован интегрированный подход к управлению предприятием. В этой области накоплен определенный опыт в крупных коммерческих структурах, однако он не носит системный характер и в большинстве своем представляет собой разрозненные мероприятия. Из трех моделей поведения менеджеров в отношении науки принятия управленческих решений (1 – игнорирование необходимости применения научных знаний в этой области; 2 – текущий мониторинг и оперативное вмешательство по принципу «посмотрим, что получилось, возможно, что-нибудь надо изменить»; 3 – стратегическое планирование и управление) в малом и среднем бизнесе практически повсеместно распространены первая и вторая модели.

В отраслевом аспекте наиболее глубоко управление решениями представлено в банковской сфере.

Весьма проблемной областью в принятии решений является невозможность использования основополагающего принципа этой подсистемы внутрифирменного менеджмента – работа в границах имеющихся ресурсов. Это объясняется отличием российских стандартов от зарубежных.


Следует отметить, что в России не только отсутствует отлаженный механизм управления, но и благодаря бюрократии усложнены отдельные управленческие операции.

Итак, в настоящее время использование современных технологий принятия решений необходимо руководителям. Поскольку важным профессиональным умением современного менеджера является умение принимать эффективные управленческие решения. В острой конкурентной борьбе при прочих равных условиях добиваются успеха организации, поставившие на службу дополнительные возможности, предоставляемые современными технологиями принятия управленческих решений[15].

Отмеченные особенности и недостатки в сложившейся в России теории и практике управления неизбежно сказываются на эффективности системы принятия решений, что подтверждается результатами эмпирических исследований. Это говорит о необходимости развития теории и совершенствования отечественной практики управления в России.

Принятие решений – основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руководители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и системотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организации Решения подразделяются на:

    • организационные (ведущие к изменениям в работе подразделений организации или ее систем управления);
    • волевые, подкрепленные полномочиями и властью;
    • волевые, не подкрепленные полномочиями и властью;
    • запрограммированные (жестко связанные с предыдущими решениями или технологическими операциями);
    • рациональные и нерациональные (рациональное решение принимается на основе анализа и прогнозов).

Решения могут приниматься:

    • в условиях риска, когда вероятности этого риска известны;
    • в условиях риска, когда вероятности этого риска неизвестны.

Выделяют следующие методы принятия решений:

    • чисто автократические (принимаю решения только сам, слушая только самого себя);
    • автократические с предварительными консультациями со специалистами;
    • автократические с предварительным обсуждением в коллективе,
    • коллегиальные (принимает решение коллектив по большинству голосов);
    • строго математические, на основе теории принятия решений или теории игр;
    • на основе экспертных оценок;
    • на основе «мозгового штурма»;
    • на основе проведенного ситуационного анализа.

Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают негативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реакции на изменение ситуации входит в противоречие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается искусство руководителя[16].


Для повышения эффективности управленческих решений в западных предприятиях сегодня особое внимание уделяется процедуре планирования. Планирование представляют собой управленческую функцию менеджера, обязательную к исполнению. Если на предприятии применяется процессный подход - управленческая деятельность воспринимается как процесс – управленческое решение предполагает обязательность осмысления обязательных действий, совершение которых и может привести к реализации управленческого решения с получением реального результата[17].

При определении вопроса цели управления - фиксация менеджером обязательных действий – является реализацией функции планирования. В данном случае не имеет значение исполнение функции:

  • форма;
  • приемы;
  • принципы;
  • методы.

Такая деятельность является планирующей деятельностью. Такая функция не может быть не исполнена, поскольку она представляет собой фиксацию на уровне сознания того, что следует предпринять.

Также существует моментное планирование - планирование, которое производится в течение небольшого промежутка времени и не требует дальнейшего оформления

Такая функция также может быть реализована посредством подачи руководителем распоряжений подчиненным о необходимости совершения каких-либо действий. Также функция планирования может реализовываться и в формализованном виде – в форме:

  • распорядительных документов;
  • инструкций;
  • планов.

Такие документы содержат в себе принципы реализации принятого решения.

Так, планирование представляет собой функцию руководителя, которая при процессном подходе к управлению и управленческой деятельности является фиксацией перечня действий, которые необходимо исполнить для реализации управленческого решения. Реализация управленческого решения позволяет получить результат в реальной форме, формулируемого в описательном виде при принятии управленческого решения.

Кроме того, под процессом планирования подразумевается составление номенклатуры действий и закрепление их в плане работ руководителя.

Такая процедура применяется в отношении стратегических и тактических управленческих решений. Такая процедура применяется в отношении вопросов:

  • по работе с персоналом;
  • управлении партнерскими связями;
  • при подготовке к переговорам;
  • и т.д.

Планирование оперативных решений производится руководителем для того, чтобы решать текущие проблемы. Такой тип планирования предполагает проведение моментной процедуры планирования. Суть такой процедуры состоит в том, что распоряжения о совершении определенных действий отдаются в присутствии исполнителей таких решений.