Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность управленческих решений
1.2 Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭЛЕНА»
2.1 Анализ системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»
2.2 Недостатки системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня значение приобретает адекватное управление коммерческой организацией и, как следствие, принятия управленческих решений, что обусловлено факторами – неопределенностью рыночной ситуации, высоким уровнем конкуренции на рынке, высоки темпами изменений ситуации в законодательной сфере.
Принятие управленческих решений – важнейшая составная часть функций менеджера, связанных с его интеллектуальной деятельностью по нахождению вариантов действий и организационно – практической работой по исполнению принятой альтернативы. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах и уровнях управления организацией. От эффективности управленческих решений в значительной степени зависит успех дела.
Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.
Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.
Высокая значимость решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой формальной организации. Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений. Управленческое поведение в своей основе может быть объяснено именно в контексте управленческого решения. Подлинная сущность менеджмента, или управления, проявляется в успехе принятых решений по прошествии определенного промежутка времени.
Управление – это воздействие субъекта на других субъектов и объектов, в том числе и на самого себя с целью изменения. При этом данная деятельность происходит по определенному плану. Управление представляет собой деятельность по исполнению объективного процесса, который должен привести к субъективной цели.
Важность управления коммерческой организацией заключается в организации производства, сборе и организации ресурсов, объединении ресурсов эффективных для достижения целей предприятия. Управление преобразует ресурсы конечный результат. Благодаря управлению все физические и человеческие ресурсы используются продуктивно. Правильно управление позволяет получать максимальные результаты при минимальных затратах. Управление позволяет организации реагировать на изменения спроса рынка и изменяющиеся потребности общества, также отвечает за рост и выживание организации.
Менеджмент представляет собой инструмент коммерческого управления предприятием, в то время как управление – более обширное понятие и выступает предметом исследования многих отраслей знаний.
Данная тема исследования актуальна тем, что позволяет решить ряд практических задач.
В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов.
Объект исследования – ООО «Элена», предмет - система принятия управленческих решений ООО «Элена».
Цель работы – повышение эффективности механизма принятия управленческих решений.
Задачи, требующие решения для достижения данной цели:
- исследование эффективности управленческих решений как объекта исследования;
- анализ факторов, влияющих на эффективность управленческих решений;
- анализ эффективности управленческих решений на разных уровнях управления;
- анализ системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»;
- выявление недостатков системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»;
- исследование формирования эффективных моделей подготовки, принятия и реализации управленческих решений;
- исследование зарубежного опыта повышения эффективности управленческих решений;
- поиск путей повышения качества подготовки и реализации управленческих решений в ООО «Элена»;
- разработка рекомендаций по выявлению, диагностике, опробированию и внедрению моделей повышения эффективности управленческих решений в ООО «Элена»;
- описание методологии оценки социально-экономической эффективности новых подходов при подготовке и принятии управленческих решений.
При написании работы использовались следующие методы исследований:
монографический;
аналитический;
экономико-статистический;
экономико-математический;
экономического анализа и т.д.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность управленческих решений
В современных экономических условиях развитие рыночных отношений требует грамотного и умелого менеджмента. Система управления в целом должна обеспечивать такие условия, чтобы каждый руководитель был заинтересован сделать все возможное для повышения эффективности работы своей организации.
Эффективность управленческих решений – это степень соответствия управленческого решения характеру разрешаемых задач функционирования и развития.[1]
Эффективность управленческих решений - это степень соответствия параметров выбранного решения системе характеристик, удовлетворяющих разработчиков, потребителей и обеспечивающих возможность эффективной реализации. Обязательными характеристиками качества управленческих решений является:
- научная обоснованность;
- своевременность;
- непротиворечивость,
- адаптивность и реальность[2].
Это перечень требований к эффективности управленческих решений. Также в управленческом решении существуют элементы субъективности, что обусловлено тем, что на практике при принятии решений сталкиваются множество интересов, желаний, намерений. Степень субъективности зависит от знаний, способностей и информированности принимающего решения.
Базой управленческих решений являются объективные положения, на которых основывается руководитель. Степень применения управленческих решений зависит от умения:
- исходить из объективных позиций;
- разрабатывать решения с учетом научных основ управления.
Объективными экономическими условиями разработки эффективных управленческих решений являются:
- знание реальных тенденций развития управляемого объекта;
- владение методами положительного использования складывающихся тенденций для деятельности системы;
- ориентация в общих целях развития экономики страны в целом;
- определение задач, вытекающих из этих целей, для управляемого объекта;
- четкое представление о состоянии объекта, внешней среды (ближайшего окружения), тенденциях их развития;
- владение набором методов перевода управляемого объекта из фактического состояния в желаемое и придания ему необходимых направлений развития;
- умение своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку и новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой, государства.
Приведем примеры эффективных управленческих решений.
Таблица 1
Классификация управленческих решений[3]
Kлассификационный признак |
Тип решения |
1 |
2 |
1. Содержание |
Социальные, экономические, технические, политические, военные и др. |
2. Содержательно-функциональный |
Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др. |
3. Лица, принимающие решения |
Индивидуальное |
4. Управленческая ситуация |
Принятие решения как процесс |
5. Степень неопределенности (полноты информации) |
Решения в условиях определенности |
6. Направленность |
На решение внешних проблем |
7. Число целей |
Одноцелевые |
8. Степень охвата и влияния (срок действия) |
Стратегические (долгосрочные) |
9. По возможности программирования |
Программируемые |
10. Возможность формализации |
Полностью формализуемые |
11. Обязательность выполнения |
Директивные |
12. Важность |
Важные |
13. Уровень управления |
Государственные |
14. Уровень творчества |
Рутинные Творческие |
15. Степень повторяемости |
Периодически повторяющиеся |
Уникальные |
|
16. Функции управления |
Плановые |
17. Форма |
Письменные |
18. Срочность |
Срочные |
19. Подход к принятию решения |
Интуитивные |
Основу управленческой деятельности составляют гибкость и неординарность хозяйственных и управленческих решений менеджера, неповторимость тех или иных способов и направлений его деятельности в конкретных ситуациях, умение быстро оценить обстановку, способность прогнозировать и предвидеть изменения во внутренней и внешней среде организации и своевременно реагировать на эти изменения.
Поэтому центральным элементом теории управления является процесс принятия решений, определяющий, что именно и как нужно планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно этот процесс и составляет основное содержание деятельности руководителя. Способность к принятию эффективных решений является одним из основных качеств, необходимых руководителю любого уровня.
М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в книге «Основы менеджмента» выделяют ряд решений, принятие которых типично для функции управления на различных этапах (приложение 1)[4].
Планирование: сверхзадача или природа бизнеса, цели организации, изменения, происходящие во внешнем окружении и их отражение в будущем организации, стратегии и тактики для достижения целей.
Организация деятельности: каким образом следует структурировать работу организации, как укрепить блоки работ, как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и без противоречий, принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять тем или иным лицам, в частности, руководителям различных уровней; следует ли изменять структуру организации из-за изменений во внешнем окружении.
Мотивация: что нужно подчиненным, в какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации, если удовлетворение работой и производительность подчиненных изменились, то почему это произошло, что можно сделать для повышения уровня удовлетворенности работой и производительности труда подчиненных[5].
Контроль: как следует измерять результаты работы, как часто оценивать результаты работы, как оценивать успехи в работе, если продвижение к целям недостаточно, почему это случилось, какие коррективы следует внести.
Необходимо помнить, что любое управленческое решение имеет смысл лишь в тех случаях, когда оно эффективно.
Компромиссы, запрограммированные и незапрограммированные, можно разделить на три группы: интуитивные, основанные на суждении и рациональные.
Интуитивное решение – выбор, сделанные на основе ощущения того, что он правилен. При этом тот, кто принимает решение, не взвешивает все «за» и «против» и зачастую не нуждается в доскональном понимании обстановки.
В то же время, в сложных организационных ситуациях возможно множество выбора решений, и в ряде случаев руководитель сначала не знает всех вариантов решения проблемы. Поэтому менеджер, полагающийся исключительно на интуицию, сталкивается с фактором непроходящей случайности. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики и практических знаний невысоки.