Файл: Процессы принятия решений в организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня значение приобретает адекватное управление коммерческой организацией и, как следствие, принятия управленческих решений, что обусловлено факторами – неопределенностью рыночной ситуации, высоким уровнем конкуренции на рынке, высоки темпами изменений ситуации в законодательной сфере.

Принятие управленческих решений – важнейшая составная часть функций менеджера, связанных с его интеллектуальной деятельностью по нахождению вариантов действий и организационно – практической работой по исполнению принятой альтернативы. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах и уровнях управления организацией. От эффективности управленческих решений в значительной степени зависит успех дела.

Руководителям различных предприятий приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для того, чтобы найти правильное действие для данной организации в данное время и в данном месте. По сути, чтобы организация могла четко эффективно работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей.

Принятие управленческого решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Принятие решений является важной частью любой управленческой деятельности.

Высокая значимость решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой формальной организации. Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений. Управленческое поведение в своей основе может быть объяснено именно в контексте управленческого решения. Подлинная сущность менеджмента, или управления, проявляется в успехе принятых решений по прошествии определенного промежутка времени.

Управление – это воздействие субъекта на других субъектов и объектов, в том числе и на самого себя с целью изменения. При этом данная деятельность происходит по определенному плану. Управление представляет собой деятельность по исполнению объективного процесса, который должен привести к субъективной цели.

Важность управления коммерческой организацией заключается в организации производства, сборе и организации ресурсов, объединении ресурсов эффективных для достижения целей предприятия. Управление преобразует ресурсы конечный результат. Благодаря управлению все физические и человеческие ресурсы используются продуктивно. Правильно управление позволяет получать максимальные результаты при минимальных затратах. Управление позволяет организации реагировать на изменения спроса рынка и изменяющиеся потребности общества, также отвечает за рост и выживание организации.


Менеджмент представляет собой инструмент коммерческого управления предприятием, в то время как управление – более обширное понятие и выступает предметом исследования многих отраслей знаний.

Данная тема исследования актуальна тем, что позволяет решить ряд практических задач.

В процессе исследования нами были изучены работы различных авторов.

Объект исследования – ООО «Элена», предмет - система принятия управленческих решений ООО «Элена».

Цель работы – повышение эффективности механизма принятия управленческих решений.

Задачи, требующие решения для достижения данной цели:

  • исследование эффективности управленческих решений как объекта исследования;
  • анализ факторов, влияющих на эффективность управленческих решений;
  • анализ эффективности управленческих решений на разных уровнях управления;
  • анализ системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»;
  • выявление недостатков системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»;
  • исследование формирования эффективных моделей подготовки, принятия и реализации управленческих решений;
  • исследование зарубежного опыта повышения эффективности управленческих решений;
  • поиск путей повышения качества подготовки и реализации управленческих решений в ООО «Элена»;
  • разработка рекомендаций по выявлению, диагностике, опробированию и внедрению моделей повышения эффективности управленческих решений в ООО «Элена»;
  • описание методологии оценки социально-экономической эффективности новых подходов при подготовке и принятии управленческих решений.

При написании работы использовались следующие методы исследований:

монографический;

аналитический;

экономико-статистический;

экономико-математический;

экономического анализа и т.д.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ


1.1 Понятие и сущность управленческих решений

В современных экономических условиях развитие рыночных отношений требует грамотного и умелого менеджмента. Система управления в целом должна обеспечивать такие условия, чтобы каждый руководитель был заинтересован сделать все возможное для повышения эффективности работы своей организации.

Эффективность управленческих решений – это степень соответствия управленческого решения характеру разрешаемых задач функционирования и развития.[1]

Эффективность управленческих решений - это степень соответствия параметров выбранного решения системе характеристик, удовлетворяющих разработчиков, потребителей и обеспечивающих возможность эффективной реализации. Обязательными характеристиками качества управленческих решений является:

  • научная обоснованность;
  • своевременность;
  • непротиворечивость,
  • адаптивность и реальность[2].

Это перечень требований к эффективности управленческих решений. Также в управленческом решении существуют элементы субъективности, что обусловлено тем, что на практике при принятии решений сталкиваются множество интересов, желаний, намерений. Степень субъективности зависит от знаний, способностей и информированности принимающего решения.

Базой управленческих решений являются объективные положения, на которых основывается руководитель. Степень применения управленческих решений зависит от умения:

  • исходить из объективных позиций;
  • разрабатывать решения с учетом научных основ управления.

Объективными экономическими условиями разработки эффективных управленческих решений являются:

- знание реальных тенденций развития управляемого объекта;

- владение методами положительного использования складывающихся тенденций для деятельности системы;

- ориентация в общих целях развития экономики страны в целом;

- определение задач, вытекающих из этих целей, для управляемого объекта;

- четкое представление о состоянии объекта, внешней среды (ближайшего окружения), тенденциях их развития;

- владение набором методов перевода управляемого объекта из фактического состояния в желаемое и придания ему необходимых направлений развития;

- умение своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку и новые задачи, выдвигаемые рынком, экономической политикой, государства.


Приведем примеры эффективных управленческих решений.

Таблица 1

Классификация управленческих решений[3]

Kлассификационный признак

Тип решения

1

2

1. Содержание

Социальные, экономические, технические, политические, военные и др.

2. Содержательно-функциональный

Решения относительно финансов, производства, снабжения, персонала, маркетинга и др.

3. Лица, принимающие решения

Индивидуальное
Групповое

4. Управленческая ситуация

Принятие решения как процесс
Принятие решения как выбор

5. Степень неопределенности (полноты информации)

Решения в условиях определенности
Решения в условиях риска (вероятностной определенности)
Решения в условиях неопределенности (частичной или полной)

6. Направленность

На решение внешних проблем
На решение внутренних проблем

7. Число целей

Одноцелевые
Многоцелевые

8. Степень охвата и влияния (срок действия)

Стратегические (долгосрочные)
Тактические (среднесрочные)
Оперативные (текущие)

9. По возможности программирования

Программируемые
Непрограммируемые

10. Возможность формализации

Полностью формализуемые
Частично формализуемые
Неформализуемые

11. Обязательность выполнения

Директивные
Рекомендательные

12. Важность

Важные
Маловажные

13. Уровень управления

Государственные
Региональные
Решения на уровне отдельных организаций
Решения внутри организаций

14. Уровень творчества

Рутинные Творческие

15. Степень повторяемости

Периодически повторяющиеся
Не периодические

Уникальные

16. Функции управления

Плановые
Организационные
Мотивационные
Kонтрольные

17. Форма

Письменные
Устные
На электронных носителях

18. Срочность

Срочные
Несрочные

19. Подход к принятию решения

Интуитивные
Основанные на суждении
Рациональные

Основу управленческой деятельности составляют гибкость и неординарность хозяйственных и управленческих решений менеджера, неповторимость тех или иных способов и направлений его деятельности в конкретных ситуациях, умение быстро оценить обстановку, способность прогнозировать и предвидеть изменения во внутренней и внешней среде организации и своевременно реагировать на эти изменения.


Поэтому центральным элементом теории управления является процесс принятия решений, определяющий, что именно и как нужно планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Именно этот процесс и составляет основное содержание деятельности руководителя. Способность к принятию эффективных решений является одним из основных качеств, необходимых руководителю любого уровня.

М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури в книге «Основы менеджмента» выделяют ряд решений, принятие которых типично для функции управления на различных этапах (приложение 1)[4].

Планирование: сверхзадача или природа бизнеса, цели организации, изменения, происходящие во внешнем окружении и их отражение в будущем организации, стратегии и тактики для достижения целей.

Организация деятельности: каким образом следует структурировать работу организации, как укрепить блоки работ, как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало гармонично и без противоречий, принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять тем или иным лицам, в частности, руководителям различных уровней; следует ли изменять структуру организации из-за изменений во внешнем окружении.

Мотивация: что нужно подчиненным, в какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности, направленной на достижение целей организации, если удовлетворение работой и производительность подчиненных изменились, то почему это произошло, что можно сделать для повышения уровня удовлетворенности работой и производительности труда подчиненных[5].

Контроль: как следует измерять результаты работы, как часто оценивать результаты работы, как оценивать успехи в работе, если продвижение к целям недостаточно, почему это случилось, какие коррективы следует внести.

Необходимо помнить, что любое управленческое решение имеет смысл лишь в тех случаях, когда оно эффективно.

Компромиссы, запрограммированные и незапрограммированные, можно разделить на три группы: интуитивные, основанные на суждении и рациональные.

Интуитивное решение – выбор, сделанные на основе ощущения того, что он правилен. При этом тот, кто принимает решение, не взвешивает все «за» и «против» и зачастую не нуждается в доскональном понимании обстановки.

В то же время, в сложных организационных ситуациях возможно множество выбора решений, и в ряде случаев руководитель сначала не знает всех вариантов решения проблемы. Поэтому менеджер, полагающийся исключительно на интуицию, сталкивается с фактором непроходящей случайности. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики и практических знаний невысоки.