Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
1.1 Понятие и сущность управленческих решений
1.2 Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭЛЕНА»
2.1 Анализ системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»
2.2 Недостатки системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»
Реализация перечисленных выше требований к схемам принятия решений проводится в существующих информационных системах двумя путями. Первый путь - ЛПР сами разрабатывают себе модель принятия решения и реализуют ее с помощью определенных сред программирования (наиболее часто используются электронные таблицы EXCEL). Второй - модели для решения конкретного класса задач разрабатываются специализированными фирмами, для которых разработка программного обеспечение, реализующего управленческие функции, является бизнесом.
Осуществление финансово-экономического прогнозирования должно осуществляться с помощью автоматизированных средств - систем поддержки принятия решений (СППР) (англ. Decision Support System, DSS), которые представляют собой компьютерную автоматизированную систему, целью которой является проведение анализа предметной деятельности для облегчения процесса принятия решения. СППР возникли в результате слияния управленческих информационных систем и систем управления базами данных.
С целью анализа и выработок предложений в СППР используются разные методы - информационный поиск, интеллектуальный анализ данных, поиск знаний в базах данных, рассуждение на основе прецедентов, имитационное моделирование, ситуационный анализ и др.
Система поддержки решений СППР решает две основные задачи:
- выбор наилучшего решения из множества возможных (оптимизация),
- упорядочение возможных решений по предпочтительности (ранжирование).
Существует следующая классификация СППР:
В зависимости от взаимодействия с пользователем выделяют три вида СППР:
- пассивные помогают в процессе принятия решений, но не могут выдвинуть конкретного предложения;
- активные непосредственно участвуют в разработке правильного решения;
- кооперативные предполагают взаимодействие СППР с пользователем. Предложение системы пользователь может доработать, усовершенствовать, отправить обратно в систему для проверки. Затем предложение вновь представляется пользователю, пока он не одобрит решение.
Сферы, затрагиваемые СППР: маркетинг, производство, финансы, управление персоналом и др.
Автоматизированная система управления или АСУ представляет собой комплекс аппаратных и программных средств, необходимый для управления процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. АСУ подразумевает сохранение за оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АСУ с СППР, являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.
Приведем требования к СППР:
- планирование и отчетность;
- ответственность за выполнение плана по издержкам;
- премирование за выполнение показателей.
- Нефункциональные требования (к производительности, сохранности данных, безопасности, качества)[12]:
- Система политики безопасности – создание пользовательских аккаунтов, разделение прав пользователей, политика пользовательских паролей и т.д.
- понятность;
- клиентоориентированность программы и документации;
- представленность и реализованность всех необходимых частей программы;
- краткость;
- отсутствие дублирующейся информации;
- портируемость;
- согласованность;
- использование единой терминологии;
- сопровождаемость;
- тестируемость;
- надежность;
- структурированность;
- эффективность.
Задачи, которые должна выполнять программа; ведение и учет показателей предприятия, анализ показателей и представление результатов, осуществление прогноза при известных условиях.
В настоящее время в управлении предприятиями используется множество программных продуктов, которые позволяют принимать решения с использованием автоматизации. К наиболее известным программным продуктам, которые используются российскими предприятиями относятся: 1C Предприятие, БЭСТ-4, Парус, Альт - Инвест, ИНЭК-Аналитик, Project Expert, MS Project, АФСП, Альт-финансы, Audit Expert, Бюджетирование: Инталев и др. Следует отметить, что в российской практике, в основном, используются программные продукты, которые реализуют модели решения учетно-финансовых задач. В западной экономике и некоторые наиболее успешные в бизнесе российские предприятия уже активно переходят к корпоративным информационным системам, которые позволяют моделировать деятельность предприятия в целом, что позволяет принимать взаимоувязанные решения по управлению предприятия в целом.
Итак, только информационные технологии позволяют реализовать в управлении принципы системного подхода: решение принимается с учетом взаимосвязей многих компонент системы (построение модели), многовариантность решений (ввод данных, характеризующих различные варианты решений), оценка последствий принимаемых решений через систему критериев оценки.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ООО «ЭЛЕНА»
2.1 Анализ системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»
ООО «Элена» - это субъект экономической деятельности, который имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности Общества.
Целями деятельности общества являются удовлетворение общественных потребностей юридических и физических лиц в работах, товарах и услугах и получение прибыли.
Общество осуществляет вид деятельности – бухгалтерский аудит.
Для решения сложных задач необходим сильный союз. ООО «Элена» прилагает усилия, чтобы предлагать клиентам преимущества и достигать максимальную эффективность.
Цель ООО «Элена» ― удовлетворять требованиям клиентов, что позволяет ООО «Элена» ставить задачи и выполнять их на мировом уровне.
ООО «Элена» осуществляет свою деятельность на основании любых договоров, путем оказания услуг по заказам юридических лиц, заключенных в инициативном порядке. Организация снимает в аренду помещение. Организационная структура компании имеет простой состав. Среднегодовая численность варьируется в зависимости от наличия в штате консультантов.
Возглавляет оперативную работу генеральный директор ООО «Элена». В составе бухгалтерии, кроме главного бухгалтера, работают бухгалтер материального отдела и расчетного отдела, бухгалтер-кассир. Основные обязанности работников бухгалтерии представлены в табл. 2.
Таблица 2
Распределение обязанностей работников бухгалтерии ООО «Элена»
содержание
№ п/п |
Работники бухгалтерии |
Обязанности, закрепленные за работниками |
|
номер формы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Главный бухгалтер |
Движение капитала и денежных средств, движение заемных средств, внеоборотных активов, амортизируемого имущества, финансовых вложений, основных средств, учет затрат на основное производство |
Ф.№ 1 (р.3, 4, 5) Ф.№ 2, 3, 4 Ф.№ 5 (р.1, 3, 4, 5, 7) |
Бухгалтер материального отдела, с совмещением обязанностей бухгалтера-кассира |
Реализация услуг по видам, поступление и расход, продажа работникам в счет оплаты труда, учет основных средств и оборотных активов |
Ф.№ 1 (р.2, 3) |
|
3. |
Бухгалтер расчетного отдела |
Численность и заработная плата работников, учет фонда заработной платы, распределение затрат труда, основные показатели деятельности, учет дебиторской и кредиторской задолженности |
Справки к ф.№ 5 Ф.№ 5 (р.2) |
Главный бухгалтер осуществляет общее руководство деятельностью подразделения. Основная задача работников бухгалтерии - достоверный учет всех операций и движения имущества, позволяющий своевременно и без ошибок составлять бухгалтерскую отчетность.
Синтетический учет - это учет, дающий обобщенные показатели в денежном выражении. Такие показатели содержатся в синтетических счетах и необходимы для общего представления о наличии и движении средств и их источников.
Аналитический учет - это учет, дающий детализированные показатели в денежном, а в необходимых случаях и в натуральном выражении. Детализация показателей устанавливается в зависимости от конкретных условий и потребности в получении сведений для оперативного управления. Кроме того, аналитический учет имущества организации обеспечивает его сохранность.
На основе данных финансового анализа главный бухгалтер разрабатывает предложения, направленные на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей и основных средств, повышение рентабельности, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины.
В состав основных фондов предприятия входят 10 компьютеров. Они оказывают влияние на повышение роста производительности труда и являются частью базы для исчисления налога на имущество.
Для достижения целей своей деятельности, ООО «Элена» вправе приобретать, сдавать в наём движимое и недвижимое имущество, от своего имени совершать сделки и иные юридические действия, закупать за наличный и безналичный расчет материальные ресурсы, осуществлять хозяйственную деятельность и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, утверждать цены на продукцию, работы, и услуги, осуществлять внешнеэкономическую деятельность в установленном законом порядке, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в арбитражном суде.
ООО «Элена» является собственником принадлежащего ему имущества. ООО «Элена» вправе совершать все действия, предусмотренные законом. В исследуемом предприятии бухгалтерский учет и отчетность ведутся по нормам, действующим в Российской Федерации.
Основанием для записей в регистры бухгалтерского учета являются первичные документы, а также расчеты бухгалтерии. Ведение операций по движению основных средств, возлагается на бухгалтера материальной группы.
В соответствии с учетной политикой ООО «Элена» утверждены аналитические регистры налогового учета. Объекты учета в аналитических регистрах отражаются на основании первичных документов в порядке их поступления. Аналитические регистры налогового учета ведутся с применением персональных компьютеров.
Ответственность за организацию налогового учета несет генеральный директор ООО «Элена». Ответственность за правильное составление налоговых деклараций несет главный бухгалтер ООО «Элена». Ответственность за правильное отражение хозяйственных операций в регистрах налогового учете несут лица, составившие и подписавшие данные регистры. На основании форм бухгалтерской отчетности в исследуемом предприятии проводится анализ кредиторской задолженности.
2.2 Недостатки системы подготовки, принятия и реализации управленческих решений в ООО «Элена»
Выделяют различные варианты принятия управленческих решений, которые могут быть применены как в комплексе, так и по отдельности.
В ООО «Элена» в следующих случаях обращаются к экспертам, т.е. к экспертному методу:
- сложности условий;
- новизны ситуации;
- неопределенности формирования существенных признаков;
- недостаточной полноты информации;
- невозможности полной математической формализации процесса решения поставленной задачи.
С помощью методы экспертных оценок можно получить:
- решение задачи;
- аргументацию;
- подход к решению;
- формирование количественных оценок результатов;
- обработку количественных оценок результатов формальными методами.
В состав методы входят три элемента:
- интуитивно-логический анализ задачи;
- решение и выдачу количественной или качественной характеристики;
- обработку результатов решения, полученных от экспертов оценок.
Основой интуитивно-логического анализа является:
- логическое мышление;
- интуиция экспертов;
- знания;
- опыт.
Каждый эксперт моделирует, производит сравнительный анализ альтернатив решения, их количественного измерения.
Принятие экспертом решения и оценка ожидаемого результата является завершением индивидуальной работы эксперта, что представляет собой сложный и ответственный этап работы, если решение проблемы рассматривается с позиции удовлетворения критериям и не сводится к достижению одной цели. Полученные таким образом решения применяются с целью обобщения и формирования результирующего показателя – итоговой оценки задачи.