Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 268
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА
1.1. Понимание права в теории юридического позитивизма.
1.2. Понимание судебного прецедента в юридическом позитивизме.
1.3 Формально-юридический метод как методология позитивизма
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ И ТЕОРИЯ ПОЗИТИВНОГО ПРАВА
2.1. Проблемы отождествления юридического позитивизма и теории позитивного права.
2.2. Взаимосвязь юридического позитивизма и позитивистской философии
Цель правительства - достижение максимального счастья наибольшего числа людей, и то правительство хорошо, которое наилучшим образом справляется с целью. Цель законодательства - создание общих правил, «направляющих» наибольшую часть людей к наибольшему счастью. Закон должен направлять действия людей туда, «где бы они наиболее эффективно способствовали благосостоянию максимально (возможно) большего числа индивидов»[6].
На первый взгляд такой подход, при котором создавались общие условия, удовлетворяющие интересы большинства, вызывает подозрения в субъективизме теории. Общественный интерес позитивистов как совокупный частный интерес отдельных лиц, выражающий всеобщее благо большинства, неопределенной оставлял судьбу меньшинства, которое обязано было повиноваться большинству. Означало ли это деспотизм большинства? Отрицательный ответ следует из высказываний Д.С. Милля, считавшего, что общество не может быть свободным, если «индивидуум не имеет свободы мысли, свободы жить, как хочется, свободы ассоциаций...» . Позитивисты все основные базовые понятия (благо, польза, счастье) воспринимали как относительные величины, не способные выступать в качестве ясного и абсолютного начала. В связи с этим понимание таких суждений, как «интерес большинства», «общее правило», снимало проблему общественного интереса, который в определенных обстоятельствах мог быть воспринят и как совокупный (общий), и как единичный (частный) интерес.
Однако такого вывода было недостаточно. Динамика развития юридического позитивизма показала, что для устранения субъективизма необходимо было сконцентрировать внимание не на действиях, а на единых правилах. В теории юридического позитивизма появляется новое направление: этатическую теорию И. Бентама сменяет теория императивов Дж. Остина. Дж. К. Харшаньи в этой связи отмечает, что существует как утилитаризм поступка (в духе И. Бентама), так и утилитаризм правила, который дает наивысшую общественную пользу, если этому правилу будут следовать все моральные агенты во всех аналогичных ситуациях[7].
Единые правила поведения, которые направляют действия наибольшего числа людей в сторону наибольшего счастья, вынуждают признать единственным источником данных правил волю суверена. Данное высказывание становится настолько важным, что полностью изменяет подход правовой науки, а вся научная аргументация строится исключительно на его основе. На место понятия первичных прав, которые воспринимались как нечто сверхъестественное, метафизическое, что нельзя измерить и потрогать руками, позитивисты поставили понятие обязанности. Права - это лишь отражение обязанностей, которые субъект должен выполнять во избежание санкции суверена. В отличие от естественно-правовой доктрины суверен не гарантирует первичные (субъективные) права человека, а дарует их; закон не признает за гражданами их права, а предоставляет их.
Право понимается исключительно как «позитивное» (наблюдаемое, исчисляемое и проверяемое на опыте) право, и деятельность правоприменителя должна быть ограничена рамками позитивного права. Недопустимо столкновение установленного позитивного права с положениями внепозитивного характера, связанными с идеологическими установками, моральными ценностями и социологическими моделями поведения. Право – фундаментальная норма, по отношению к которой все остальное играет подчиненную, второстепенную роль. Поэтому представители юридического позитивизма говорили о необходимости создания исключительно сувереном правовых, социальных, политических схем, предусматривающих поведение индивидов общества. Акцент ставился на государственно-политическом характере права.
Представители юридического позитивизма воспринимали правовые нормы как свод приказов и императивов, исходящих от высших властей (суверена), которые под угрозой и давлением побуждали людей к повиновению. В последующем это становилось обыденностью, должной мерой, привычкой.
Юридический позитивизм делал ставку на норму права (закон) и его цель -обоснование права формально обоснованных правил, обязательность которых не зависит от их содержания. Главное, норма должна соответствовать формальному критерию -исходить от суверена . Формальный признак закона есть его позитивный критерий, и других критериев не требуется. Формально корректный закон не может быть несправедливым законом, т.к. он издан полномочным органом или лицом. Плохой закон -это все же право, а не бесправие. Человек «должен» следовать нормам поведения под угрозой наказания, и это «должное» оправдывается морально-этически. Содержание закона вторично. Критерием истинности закона выступает «процедурная справедливость» - формальные требования к закону, которые сводятся к следующим правилам: 1) нормы должны быть достаточно понятными, изложенными в ясных и точных терминах; 2) нормы должны быть доступны для тех, кому они адресованы; 3) нормы логически не должны противоречить друг другу, в случае противоречия не применяется ни одна из них; 4) нормы должны быть выполнимыми[8].
Закон, оставаясь основным и главным источником права, стал содержать в себе общие формулы типа «верой и правдой», «коварство», «добрые нравы» и «аморальность», которые апеллировали уже не простой привычкой исполнять, а определенными толковательными установками, которые позволяли рассматривать каждую конкретную конфликтную ситуацию. Создание таких установок и единство их реализации представляло серьезную проблему для юридического позитивизма, т.к. провоцировало значительное расширение полномочий судебной власти, которая заинтересована в интерпретации абстрактных законодательных норм и определении установок, позволяющих объяснить данные нормы. В последующем это превратило юридический позитивизм как «совокупность предписаний суверена» в позитивизм, понимаемый «как совокупность социально значимых поступков, систему эффективно применяемых -например судами - правовых норм»[9].
Представителями юридического позитивизма исключалось создание правовых норм судебными органами власти. Дж. Остин как сторонник кодифицированного права считал, что судебные прецеденты имеют ряд существенных недостатков. Во-первых, относительная недоступность и неизвестность норм, созданных судьями. Во-вторых, непредсказуемость того, будет ли такая норма использоваться в будущих делах. В-третьих, нормы судебного законодательства являются expostfacto. В-четвертых, такие нормы создаются в спешке (неблагоприятные условия). В-пятых, судейским нормам недостает всесторонности и обширности. Такие свойства судебного прецедента исключают главную цель - стабильность общественного порядка.
Несмотря на такой однозначный подход, юридический позитивизм не смог проигнорировать значение судебных органов власти, в особенности при существовании закрепленных в законе абстрактных норм.
1.3 Формально-юридический метод как методология позитивизма
Центральным, основным элементом методологии юридических исследований является формально-юридический метод познания правовой реальности, основанный на приемах и способах юридического мышления в границах понятия права. Он является необходимой ступенью процесса правового познания, основным методом изучения признаков, свойств правовой действительности. Данный метод способствует формированию новых юридических знаний, расширению предмета правовых исследований, является традиционным и наиболее применяемым в юридической науке. Формально-юридический метод обеспечивает возможность создания формализованного права, способного быть инструментом эффективного правового регулирования.
Формально-юридический метод формировался в процессе становления правового позитивизма, с точки зрения которого конечной целью развития права является его освобождение от метафизических идей, вечных, абсолютных принципов естественного права, от причин его социального происхождения, от связи с явлениями общественной жизни и моральных оценок. С позиций юридического позитивизма действующая норма рассматривается как догма, истина. С помощью формально-логических способов и приемов позитивисты стремятся исследовать внешнюю сферу права, его источники, типологию, классификацию правовых явлений и процессов, но отрицают возможность постижения внутренней сущности права. Являясь эмпирическим методом, ограничивающимся исследованием внешних качеств права, доступных в процессе их непосредственного наблюдения и восприятия, формально-юридический метод относит изучение внутренней сущности правовых процессов и явлений к предмету философских измышлений и идеологии.
По мере развития юридического позитивизма формально-логический метод по существу превратился в формально-догматический, в котором правовые формы изучались в отрыве от содержания и реальной жизни. Формально-догматический метод является дескриптивным, рассматривающим содержание права таким, как оно есть, и аналитическим методом, суть которого заключается в возможностях логического и лингвистического исследования юридических понятий.
Формально-юридический метод является не только фундаментальным методом юридического позитивизма, но и обладает универсальным характером, широко применяется во всех юридических исследованиях. Относясь к частнонаучным методам, он формируется в рамках права на основе формальной логики и используется лишь в исследовании правовых категорий государственно-правовой реальности. Следует отметить, что формально-юридический метод определяется не только парадигмой юридического позитивизма, но и другими школами правопонимания (естественноправовой, исторической, социологической и другими). Каждая парадигма права вносит свой вклад в развитие формально-юридической методологии, формирует свою специфическую догму права, основанную на собственных определениях, принципах, конструкциях.
Важнейшим этапом в развитии формально-юридического метода является учение нормативизма как продолжение юридического позитивизма, основоположником которого стал Г. Кельзен (1881-1973), создатель «чистого учения о праве», освобожденного от остаточных явлений социальной жизни и основанного на властно-принудительном понимании сущности права. В своей теории он устраняет из сферы правовых исследований нормы морали, обычаи, традиции, религиозные нормы, психологические аспекты правовых эмоций субъектов права. Он требует, чтобы правовая наука была освобождена от всех чуждых ей элементов, отказалась от экономической, политической, нравственной интерпретации права, его исторической оценки. Чистая теория права, в его понимании, представляет собой структурный анализ элементов положительного права без учета философии справедливости и социальных условий. Правом признается лишь то, что исходит от государства, а естественные права человека и моральное обоснование права подвергаются отрицанию. Кельзен отвергает не только доктрины естественного права, но и философию права, не соответствующую позитивистским критериям научного понимания права.
Правовая норма рассматривается Кельзеном по формальным признакам, отделяется от реальных условий жизни, не зависит от них. Бытие права является сферой должного, а не сущего. Источником нормативности правовой системы выступает основная норма, которая выражает саморегулирующий принцип права: «Должно вести себя так, как предписывает конституция». Нормы права согласованы между собой и находятся на определенных иерархических ступенях, образующих пирамиду, на вершине которой располагаются нормы конституции. За ними следуют нормы общего характера, закрепленные в форме законов или путем государственного санкционирования обычая. Последнюю ступень пирамиды образуют индивидуальные нормы, формируемые судебными или административными органами при решении конкретных юридических дел.
Право в учении Кельзена выступает замкнутой регулятивной системой, где каждая норма приобретает обязательность благодаря тому, что она соответствует норме более высокой ступени. Рассматривая правопорядок как иерархическую нормативную форму, Кельзен сводит его смысл не к необходимости выполнения предписаний, а к актам принуждения, санкциям судебных и административных органов и тем самым утверждает первичный характер юридических обязанностей и производность, вторичность правомочий субъектов права (исключение составляют политические, избирательные права граждан, имеющие первичный характер).
Кельзен применяет понятие субъективного частного права в техническом смысле, предполагающее право субъекта подать иск в судебную инстанцию в случае неисполнения по отношению к нему обязанности другого субъекта или государственного органа. Он пытается смягчить понимание права как приказа власти и замаскировать возможности произвола государства, формулируя идею о том, что правом является не всякие предписания, а только те, которые издаются властными структурами, имеющими полномочия принуждения.
Абсолютизация формально-юридического метода подвергалась критике многими учеными. В. С. Нерсесянц отметил серьезные противоречия в учении Кельзена, который, с одной стороны, предлагает очистить право от всего социального и ценностно-содержательного, а, с другой стороны, определяет право и правопорядок как именно социальный порядок и социальную ценность, социально действенный феномен. Понимая право как должное, а не сущее, Кельзен приходит в противоречие с реальной правовой действительностью.
В. А. Четвернин, развивая либертарноюридическую концепцию Нерсесянца, предложил возможность преодоления противоречий между формальной стороной правовой реальности и социальной действительностью на основе достижения формального равенства, базирующегося на свободе и справедливости, противопоставленного равенству всех перед законом.
Известный российский правовед С. С. Алексеев полагает, что формально-юридический (догматический) метод познания правовой реальности, несмотря на критику его слабых сторон, является фундаментальным методом права, обеспечивающим условия его существования. Он отмечает значительный научный потенциал догматического юридического метода, который не следует сводить к средствам обеспечения юридической практики, правового образования и просвещения. С. С. Алексеев считает, что возможности данного потенциала более значительны, поскольку право как логически непротиворечивая система обеспечивает соединение элементов правовой материи, их аналитическую и синтетическую проработку, проблемы и перспективы правовой действительности. Опора на устойчивое неизменное знание является основополагающим принципом любой науки, поскольку обеспечивает возможность определения научных позиций, формирования фундамента конкретной науки. В юридической науке сформировались категории, конструкции, концептуальные идеи и парадигмы, получившие широкое признание и подтверждение конкретной практикой и потому являющиеся догмами права, ядром догматической юриспруденции.