Файл: Нормирование рабочего времени.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 235

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ООО «О’КЕЙ» разрабатываются графики выхода на работу. Они основываются на соблюдении предусмотренной трудовым законодательством продолжительности рабочего времени и обеспечении ритмичного чередования времени труда и отдыха работников магазина в течение дня и рабочей недели. В них указывают время начала и окончания работы, время перерыва на обед и отдых, выходные дни. Гипермаркет работает с 9: 00 до 22: 00 с часовым перерывом на обед. График менеджера торгового зала посменно 2/2.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2015 г. в декабре 2017 г. в ООО «О’КЕЙ» была проведена специальная оценка условий труда на 5 рабочих мест, именно работников торговли.

Итак, процедура оценки условий труда включает в себя целый комплекс работ, поэтому порядок проведения специальной оценки условий труда можно разделить на несколько этапов. Подготовительный этап предполагает создание комиссии. Так, при специальной оценке условий труда в ООО «О’КЕЙ» была создана комиссия из 3 человек (директор, заместитель директора и главный бухгалтер).

Первый и самый важный этап заключается в процессе идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и сопоставление их с классификатором. На следующем этапе осуществляется комплекс инструментальных измерений всех идентифицированных факторов.

Информация об условиях работы менеджера торгового зала представлена в следующих таблицах 4 и 5.

Таблица 4 – Условия труда менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ»

Направление анализа и критерии оценки

Характер проявления

1

2

Условия работы

Постоянно

Иногда

Редко

Неудобная или стесненная поза

+

Продолжение таблицы 4

1

2

Слишком большая скорость рабочего процесса

+

Шум, создаваемый оборудованием

+

Шум, создаваемый людьми

+

Необходимость напряженного внимания

+

Необходимость повышения голоса

+

Жара

+

Холод

+

Духота

+

Отвлечение внимания на клиентов

+

Постоянное внимание начальства

+

Дискомфорт от холода / жары

+


Таблица 5 – Окружающая обстановка менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ»

Параметр

Удобная

Располагающая

Неудобная

Освещение

+

Вентиляция

+

Температура воздуха

+

Вибрация

+

Меблировка

+

Как мы видим из представленных таблиц, условия труда менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ» не совсем комфортные. Ему приходится работать много времени в торговом зале, обстановка там не спокойная, много покупателей, которые создают шум и отвлекают менеджера. Да и сам менеджер, бывает, мешает покупателям своей работой. Но это такая специфика работы, тут ничего нельзя изменить, выставлять товар на полки кто-то должен. В торговом зале нет кондиционеров, поэтому летом там очень душно и жарко. Также много работы проводится в подсобных помещениях, например, фасовка. Там, напротив, бывает холодно, так как открываются двери, через которые происходит погруз-выгруз товаров. Кроме того, в подсобных помещениях имеется цех по приготовлению готовой пищи, который создает дополнительный шум. Объем работ достаточно большой: менеджер должен за смену нафасовать товаров по средней дневной реализации. Например: сыр голландский - 3,5 кг., колбаса деликатесная - 7 кг., молоко 2,5 % - 30 л., кефир 3,2 - 15 л. Еще один фактор, вносящий дискомфорт в работу - охлажденные и замороженные продукты. При их фасовке руки замерзают, от них и все тело, что не способствует быстрой работе и вообще приводит к простудам.

Исходя из представленных таблиц, видно, что вредными факторами в ООО «О’КЕЙ» являются пониженная влажность воздуха и напряженность.

На завершающем этапе происходит оформление отчета, в которой отражаются результаты проведённой работы, а также определяются мероприятия, выполнение которых приведёт к качественному улучшению условий труда.

Создается приказ о завершении работы комиссии. По результатам оценки была составлена сводная ведомость результатов проведения специальной оценки условий труда в «О’КЕЙ». Исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. 


В ходе исследования были выявлены достоинства и недостатки рабочего места менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ», как показано в таблице 6.

Таблица 6 – Основными достоинства и недостатки рабочего места менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ»

Достоинства

Недостатки

Соответствие установленного порядка при аттестации рабочих мест

Пониженная влажность воздуха торгового помещения

Устранение недостатков в системе оценки условий труда осуществляется не менее одного раза в год

Напряженность трудового процесса на рабочем месте менеджера торгового зала

Исходя из приведенной таблицы 6, в целом были выявлены следующие достоинства рабочего места менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ»:

  • профессиональное проведение мероприятий по аттестации рабочих мест ООО «О’КЕЙ» производится в соответствии с установленным порядком; 
  • разработка мероприятий по устранению недостатков в системе оценки условий труда осуществляется не менее одного раза в год.

Основными недостатками рабочего места менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ» являются:

  • пониженная влажность воздуха торгового помещения;
  • напряженность трудового процесса на рабочем месте менеджера торгового зала;

2.3. Анализ выполнения норм труда в ООО «О’КЕЙ»

Фотографии рабочего времени менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ» двух дней представлены в таблице 7-10.

Таблица 7 – Проведение фотографии рабочего времени менеджера торгового зала (день первый)

№ п/п

Затраты времени

Текущее время, ч-мин

Продолжительность, мин

1

2

3

4

0.

Начало наблюдения

8: 00

-

1.

Проверка сроков годности

8: 36

36

2.

Выкладка нового товара, замена ценников

9: 54

78

3.

Фасовка товара

11: 57

123

4.

Обед по очереди

12: 25

28

5.

Выставление товара

13: 03

38

6.

Уход с рабочего места

13: 10

7

7.

Выставление товара

13: 18

8

8.

Разговор с менеджером

13: 21

3

9.

Выставление товара

13: 45

24

10.

Простой

13: 53

8

11.

Выставление товара

14: 28

35

12.

Уход с рабочего места

14: 37

9

13.

Выставление товара

14: 44

7

14.

Разговор с товароведом

14: 46

2

15.

Выставление товара

15: 10

24

16.

Контроль в торговом зале, консультирование покупателей

15: 33

23


Продолжение таблицы 7

1

2

3

4

17.

Уход из зала

15: 38

5

18.

Контроль в торговом зале

16: 15

37

19.

Перерыв на чай (отдых)

16: 30

15

20.

Контроль в торговом зале

16: 55

25

21.

Разговор по телефону

16: 57

2

22.

Контроль в торговом зале

17: 12

15

23.

Фасовка, выкладка товара

17: 56

44

24.

Проверка сроков

18: 31

35

25.

Перерыв на отдых, чай

18: 51

20

26.

Контроль в торговом зале

19: 32

41

27.

Уборка рабочего места

19: 58

26

28.

Уход с работы

20: 04

6

Фактический баланс рабочего времени (первого дня) менеджера торгового зала ООО «О’КЕЙ» представлен в таблице 8.

Таблица 8 – Фактический баланс рабочего времени

Индекс

Виды работ

Повторяе-мость за смену

Общая продолжи-тельность, мин

1

2

3

4

5

Подготовительно-заключительные работы

2.

ПЗ

Уход с работы

1

6

Итого, мин

6

Оперативное время

1.

ОП

Проверка сроков годности на своей группе

1

36

Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

5

2.

ОП

Выкладка нового товара, замена ценников

1

78

3.

ОП

Фасовка товара

5

123

4.

ОП

Выставление товара

6

136

5.

ОП

Разговор с товароведом

1

2

6.

ОП

Контроль в торговом зале

5

141

7.

ОП

Фасовка товара, выкладка на прилавки

1

44

8.

ОП

Проверка сроков

1

35

Итого, мин

595

Время на обслуживание рабочего места

1.

ОБС

Уборка рабочего места

1

26

Итого, мин

26

Время на личные надобности

1.

ОТЛ

Уход с рабочего места

2

12

Итого, мин

12

Потери рабочего времени по вине работника

1.

ПНД

Разговор с менеджером

1

3

2.

ПНД

Уход с рабочего места

1

9

3

ПНД

Разговор по телефону

1

2

Итого, мин

14

Потери рабочего времени из-за неполадок в организации

1.

ПНТ

Простой (ждет, пока выгрузят новый товар)

1

8

Итого, мин

8


Тсм= 720 мин.

Коэффициент использования рабочего времени:

К= (Тфпз+ Тфоп+ Тфотлобс) / Тсм = 6+595+12+26/510=693/720=0,89

Тпз=Тфпзсм∙100%=6/720∙100%=0,83%

Коэффициент использования рабочего времени:

Копфопсм∙100%=595/720∙100%=82,64%

Коэффициент потерь рабочего времени из-за расходования времени работником на личные надобности:

Котл = Тфотл / Тсм∙100 %=12 / 720∙100 %=1,67 %

Коэффициенты прямых потерь:

Коэффициент потерь рабочего времени из-за нарушения трудовой дисциплины:

Кпнд = Тфпнд / Тсм∙ 100 % = 14 / 720 ∙ 100 % =1,94 %

Коэффициент потерь рабочего времени из-за перерывов, связанных с нарушением технологического процесса:

Кпнт = Тфпнт / Тсм∙100 % =8 / 720 ∙ 100 % =1,11 %

Процент производительности труда при устранении прямых потерь:

∆ПрТ =Тпнт + Тпнд / Топ.0,5 = 8+14 / 595.0,5 = 0,074

Таблица 9 – Проведение фотографии рабочего времени менеджера торгового зала (день второй)

№ п/п

Затраты времени

Текущее время, ч-мин

Продолжи – тельность, мин

Индекс

1

2

3

4

5

0.

Начало наблюдения

8: 00

-

-

1.

Проверка сроков годности на своей группе

8: 44

44

ОП

2.

Выкладка нового товара, замена ценников

10: 12

88

ОП

3.

Фасовка товара

11: 33

81

ОП

4.

Уход с рабочего места

11: 40

7

ПНД

Продолжение таблицы 9

1

2

3

4

5

5.

Фасовка товара

12: 15

35

ОП

6.

Обед

12: 45

30

-

7.

Выставление товара

13: 26

41

ОП

8.

Разговор по телефону

13: 27

1

ПНД

9.

Выставление товара

13: 57

30

ОП

10.

Консультация покупателя

13: 59

2

ОП

11.

Выставление товара

14: 38

39

ОП

12.

Разговор с менеджером на личную тему

14: 39

1

ПНД

13.

Выставление товара

14: 49

10

ОП

14.

Уход с рабочего места

14: 57

8

ОТЛ

15.

Мытье лотков

15: 16

19

ОП

16.

Разговор с администратором

15: 17

1

ОП

17.

Работа за кассой

16: 31

74

ОП

18.

Перерыв на чай (отдых)

16: 47

16

-

19.

Контроль в торговом зале

17: 22

35

ОП

20.

Уход с рабочего места

17: 26

4

ОТЛ

21.

Контроль в торговом зале

18: 44

78

ОП

22.

Фасовка товара, выкладка на прилавки

19: 10

26

ОП

23.

Перерыв на отдых, чай

19: 25

15

-

24.

Уборка рабочего места

19: 45

20

ОБС

25.

Контроль в торговом зале

20: 00

15

ОП

26.

Уход с работы

20: 05

5

ПЗ