Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 773
Скачиваний: 9
Учит ывая имеющиеся точ ки зрения п о вопросу о понятии социал ьного обеспечения, след ует вместе с тем выяв ить основн ые современные ег о критерии (приз наки), в соотве тствии с кото рыми тот ил и иной ви д обеспечения след ует называть социа льным. Таковыми, н а наш взг ляд, являются: 1) источ ники финансирования.
Практи чески все уче ные единодушны в том, чт о социальное обеспе чение должно предоста вляться за сч ет специальных фон дов, образуемых госуда рством. В пер иод существования СС СР таковыми явля лись обществ енные фонды потреб ления (фонды обеспе чения для нетрудос пособных). В насто ящее время финанси рование социального обеспе чения происходит з а счет специа льных внебюджетных фон дов: социального страхо вания, Федерального фон да обязательного медици нского страхования, Государс твенного фонда занят ости населения Р Ф, а так же средств государс твенного бюджета, республи канского и территор иальных фондов социа льной поддержки насел ения; 2) круг ли ц, подлежащих обеспе чению В насто ящее время финанси рование социального обеспе чения происходит з а счет специа льных социальных фон дов, средств республи канского и территор иальных фондов социа льной поддержки насел ения. С юридич еских позиций общепр инято, что обеспе чение за сч ет общества дол жно осуществляться н е для вс ех граждан, а лишь дл я определенных и х категорий, установ ленных в зак оне. На сегодн яшний день тако выми являются: нетрудос пособные (по стар ости, инвалидности, высл уге лет); ли ца, потерявшие корми льца; беременные женщ ины; дети; сем ьи, имеющие дет ей; безработные; ли ца, имеющие ста тус беженцев и вынужденных пересе ленцев; ветераны вой ны и тру да; лица, постра давшие от воздей ствия радиации; ли ца, награжденные орде нами боевой и трудовой сла вы; Герои Совет ского Союза и России; жит ели блокадного Ленин града; лица, награж денные медалью «За обор ону Ленинграда»; быв шие узники концла герей, гетто; ли ца, подвергшиеся репре ссиям и впосле дствии реабилитированные. Кр уг этих ли ц устанавливается примени тельно к конкр етным видам обеспе чения; 3) условия предост авления обеспечения Пра во на то т или ин ой вид обеспе чения устанавливается дл я определенных гру пп из вышепереч исленных граждан тол ько при наступ лении соответствующих обстоят ельств, указанных в законе. К таковым преимуще ственно относятся с обытия (дости жение определенного возр аста, инвалидность, сме рть, рождение гражд анина и т. д.). Указа нные обстоятельства в большинстве случ аев связываются с наступлением дл я человека труд ной жизненной ситу ации, в кото рой он оказ ался по н е зависящим о т него прич инам и ког да помощь обще ства является кра йне необходимой; 4) це ль предоставления обеспе чения. [10]
В насто ящее время финанси рование социального обеспе чения происходит з а счет специа льных фондов, сред ств государственного бюдж ета, республиканского и территориальных фон дов социальной подде ржки населения.
Предос тавляя гражданам то т или ин ой вид обеспе чения, государство пресл едует определенные це ли. Их мож но условно подраз делить на ближа йшие, промежуточные, коне чные. Так, пр и обеспечении женщ ины пособием п о беременности и родам ближа йшей целью явля ется материальная подде ржка женщины в тот пер иод, когда он а освобождается о т работы пер ед или пос ле родов. Промежу точной целью явля ется забота о здоровье мат ери и ребе нка. Конечной цел ью является воспи тание здорового покол ения и ро ст народонаселения стр аны. Однако след ует полагать, чт о основной цел ью каждого ви да обеспечения явля ется выравнивание социал ьного положения отдел ьных категорий граж дан с остал ьными членами обще ства. Действительно, жизне нные ситуации, в которых оказыв ается гражданин, треб уют от не го, как прав ило, повышенных матери альных затрат ли бо дополнительных физич еских, психических, нравст венных усилий п о сравнению с другими член ами общества.
Пр и формировании поня тия социального обеспе чения необходимо учиты вать также, чт о оно явля ется выражением социа льной политики госуда рства на дан ном этапе ег о развития. Измен ение социальных приори тетов неизбежно вле чет за соб ой и измен ения в содер жании понятия социал ьного обеспечения. Та к, например, социа льная политика СС СР 70—80- х год ов была напра влена на неукл онный рост народона селения. Поэтому социа льное обеспечение в тот пер иод предусматривало выпл ату пособий многод етным матерям. [10]
Социа льная политика соврем енного Российского госуда рства должна бы ть направлена н а социальное обеспе чение такого уро вня, который закре плен в междуна родных актах, рати фицированных наш ей страной. СС СР (правопреемником кото рого является Рос сия) ратифицировал Всео бщую декларацию пр ав и сво бод человека и гражданина 1948 г., а так же Международный па кт об экономи ческих, социальных и культурных пра вах человека и гражданина (18 сент ября 1973 г.). В соответствии с этими акт ами каждый чл ен общества име ет право н а социальное обеспе чение и н а осуществление необхо димых для поддер жания его достои нства и дл я свободного разв ития его личн ости прав в экономической, социа льной и культ урной областях в соответствии с о структурой и ресурсами кажд ого государства. Каж дый человек име ет прав о на так ой жизненный уров ень (включая пред меты первой необход имости, жилище, медици нский уход и необходимое социа льное обслуживание), кото рый необходим дл я поддержания здор овья и благосо стояния его сам ого и ег о семьи, а также пра во на обеспе чение на слу чай безработицы, боле зни, инвалидности, вдов ства, наступления стар ости или ино го обстоятельства утр аты средств к существованию п о не завис ящим от не го причинам. [10]
Проц есс формирования соврем енной российской государс твенной системы социал ьного обеспечения проис ходит на осн ове учета указа нных основных полож ений международных но рм. В разв итие этого Консти туция Российской Федер ации 1993 г. провозг ласила Россию социа льным государством, поли тика которого напра влена на созд ание условий, обеспеч ивающих достойную жиз нь и свобо дное развитие чело века. В свя зи с эт ой политикой охран яются труд и здоровье люд ей, осуществляется государс твенная поддержка сем ьи, материнства, отцов ства и детс тва, инвалидов и пожилых граж дан, развивается сист ема социальных слу жб, устанавливаются государс твенные пенсии, посо бия и ин ые гарантии социа льной защиты.
Выводы по главе 1
Таким обра зом, под социа льным обеспечением в настоящее вре мя следует пони мать форму выраж ения социальной поли тики государства, направ ленной на матери альное обеспечение опреде ленных категорий граж дан из сред ств госбюджета и специальных внебюд жетных государственных фон дов в слу чае наступления собы тий, признаваемых госуда рством на дан ном этапе сво его развития социа льно значимыми, с целью выравн ивания социального полож ения этих граж дан по сравн ению с остал ьными членами обще ства.
Исходя и з этого опреде ления к сист еме социального обеспе чения современной Рос сии следует отно сить все ви ды пенсий, посо бий, компенсационных вып лат, социальное обслуж ивание, медицинскую пом ощь и лече ние, а так же различные льг оты для отдел ьных категорий граж дан. В поня тие социального обеспе чения не включ ается право н а бесплатное образо вание и обеспе чение жильем — п о причине отсут ствия события ка к одного и з необходимых факт оров, с кото рым связывается социа льное обеспечение.
Глава 2. Предмет, метод и система права социального обеспечения
2.1 Предмет права социального обеспечения
Проб лема предмета право вого регулирования ка к основания классиф икации норм пра ва по отра слям была актуализ ирована в Рос сии в 1930-е гг., ког да возни кла необходимость постр оения системы пра ва с нов ых экономических, полити ческих и прав овых позиций. В ходе диску ссии по по воду крите риев классификации но рм права п о отраслям, опреде ления количества отра слей, их наимен ования, разграничения, пред мета регулирования бы ло достигнуто согл асие, что основным крите рием разграничения отра слей права дол жен быть пред мет правового регулир ования, т.е. вид регули руемых общественных отнош ений1. Каждая отра сль объединяет так ие правовые нор мы, которые регул ируют особый качест венно определенный ви д общественных отнош ений, объективно требу ющий специфической прав овой регламентации. Объеди нение правовых но рм в отра сли права проис ходит в си лу объективных при чин, не завис ящих от усмот рения правотворческих орга нов. Главным факт ором, обусловливающим отли чие одной отра сли права о т другой, явля ется своеобразие общест венных отношений, кото рые регулируются эти ми отраслями пра ва. Эти отнош ения отличаются др уг от дру га своим содерж анием, конкретными цел ями и зада чами. [16]
Таким обра зом, предмет право вого регулирования предст авляет собой совоку пность качественно однор одных общественных отнош ений, которые регули руются нормами, относя щимися к то й или ин ой отрасли пра ва.
Проблема пред мета такой моло дой, но самост оятельной отра сли как пра во социального обеспе чения также бы ла достаточно дискусс ионной3. Суть проб лемы заключалась в необходимости теорет ически обосновать т е критерии, в силу кото рых многообразные общест венные отношения, возник ающие в сфе ре социального обеспе чения, обладают родо выми признаками, позвол яющими рассматривать и х в каче стве единого объе кта правового регулир ования. Единства в о взглядах уче ных по вопр осу классификационных крите риев предмета пра ва социального обеспе чения не наблюд алось. В каче стве критериев предла гались следующие специфи ческие черты эт их отношений: и х распределительный и имущественный хара ктер; особые субъ екты; предоставление социал ьного обеспечения з а счет сред ств специальных источ ников; предоставление обеспе чения с цел ью возмещения утраче нного заработка и др.
В.С. Андр еев к чис лу критериев отно сил следующие: субъе ктами этих отнош ений выступают, с одной стор оны, государственное учреж дение либо (п о поручению госуда рства) общественная органи зация, с дру гой - гражданин; пер вый из ни х должен предос тавить последнему обеспе чение в установ ленных законом случ аях без как ой - либо встре чной обязанности, безвоз мездно; обеспечение осущест вляется за сч ет общественных фон дов потребления бе з каких - ли бо вычетов и з заработка граж дан; обеспечение предоста вляется в осо бых случаях, ког да лицо в силу нетрудосп особности не мож ет работать и получать п о труду, ли бо в си лу возраста ещ е не мож ет трудиться ил и уже доста точно трудилось, и государство предост авляет возможность полу чать обеспечение и з общественных фон дов, либо ког да государство счит ает возможным взя ть на се бя дополнительные расх оды гражданина в установленных зако ном случаях. [17]
Приз наки, указанные В.С. Андре евым в каче стве критериев отнош ений, включаемых в предмет пра ва социального обеспе чения, в больши нстве своем н е утратили сво ей актуальности и на соврем енном этапе, одн ако с уче том тех проце ссов, которые произ ошли в социа льно-экономической жиз ни страны в конце Х Х и нач але XXI веков, он и могут бы ть конкретизированы следу ющим образом.