Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 774
Скачиваний: 9
Вы ше указывалось, чт о к общепр авовым («сквозным») прие мам правового регулир ования относятся импера тивное и диспози тивное регулирование.
Импера тивное регулирование выраж ается формулой: «вс е, что н е разрешено, -запре щено», диспозитивное - форм улой «все, чт о не запре щено, - разрешено». В первом слу чае регулирование осущест вляется посредством предпи сания, а в о втором - дозво ления. [17]
Какой ж е из эт их методов приме няет законодатель в правовом регулир овании отношений п о социальному обеспе чению граждан.
Значит ельная часть уче ных при рассмо трении признаков мет ода права социал ьного обеспечения н а первое мес то ставят име нно дозволение, хо тя и с определенными огово рками. Представляется, чт о такой при ем правового регулир ования не соответ ствует экономической сущн ости отношений, отраж ающей их распредел ительный характер, кото рый предопределяет, чт о при распред елении валового внутре ннего продукта чер ез систему социал ьного обеспечения мож но поступать тол ько так, ка к это предусмат ривается нормами пра ва; предоставлять разреш ается только т е виды обеспе чения, которые предусм отрены законом и на получ ение которых у гражданина возн икло право. Пере чень социальных рис ков, при наступ лении которых так ое право возни кает, жестко опред елен законодателем и расширительному толко ванию не подл ежит. Уровень обеспе чения и объ ем материальных бл аг, предоставляемых в порядке социал ьного обеспечения, стр ого нормирован и не мож ет быть н и понижен, н и повышен. Друг ими словами, содер жание правоотношений п о материальному обеспе чению граждан и их социал ьному обслуживанию в порядке государс твенного социального обеспе чения и в порядке обязате льного социального страхо вания определяется импера тивным путем. Тол ько таким спос обом можно гаранти ровать соответствующую ме ру потребления кажд ому при наступ лении соответствующего социал ьного риска, указа нного в зак оне.
Если гово рить о диспози тивном методе в регулировании социа льно -обеспечительных отнош ений, то кро ме локальных фо рм социального обеспе чения его использ ование крайне огран ичено и име ет свои особен ности, поскольку дозво ление адресуется н е обоим субъе ктам правоотношения, а лишь одн ому из ни х - гражданину. Эт о касается ег о волеизъявления о реализации пра ва на то т или ин ой вид социал ьного обеспечения, выб ора наиболее выгод ного для чело века варианта обеспе чения и д р. [15]
Специфика социа льно-обеспечительных отнош ений находит св ое отражение и в так ом способе и х правового регулир ования как сочет ание централизованного регулир ования с регион альным и территориальным (муницип альным). Конституция Р Ф (ст.72) отно сит к совмес тному ведению Росси йской Федерации и ее субъе ктов координацию вопр осов здравоохранения, защ иты семьи, матери нства, отцовства и детства; социа льную защиту, вклю чая социальное обеспе чение. По предм етам совместного веде ния издаются федера льные законы и соответствующие и м законы и иные нормат ивные акты субъе ктов федерации. Эт о означает, чт о правовое регулир ование отношений в сфере социал ьного обеспечения осущест вляется также акт ами субъектов Р Ф. Управление собстве нностью субъекта федер ации предполагает так же финансирование з а счет ег о средств и дополнительных ме р социальной защ иты населения, в том чис ле и в порядке социал ьного обеспечения н а основании регион альных программ. Следова тельно, граждане, прожив ающие на терри тории того ил и иного субъ екта РФ, мог ут наделяться дополнит ельными правами, реализ уемыми уже з а счет собств енных источников данн ого субъекта. В этом слу чае возникающие правоот ношения по сво ему характеру так же являются распредел ительными, однако нормир ование меры потреб ления осуществляется н а уровне субъ екта федерации.
Ка к уже вы ше говорилось, в связи с принятием Федера льного закона о т 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ с 1 января 2005 г. существенно возр осла роль субъе ктов федерации в правовом регулир овании отношений в сфере социал ьного обеспечения, поско льку к и х полномочиям теп ерь отнесено регулир ование целого ря да отношений, кото рые прежде регулир овались нормами федера льного законодательства (п о установлению посо бий на дет ей, по социал ьному обслуживанию инвал идов и пожи лых граждан в учреждениях социал ьного обслуживания и т.д.). [1]
Сочетание централиз ованного регулирования с региональным регулир ованием характерно н е только дл я социально-обеспечи тельных отношений. Аналог ичный правовой реж им в си лу ст. 72 Консти туции РФ охват ывает общественные отнош ения, регулируемые и некоторыми друг ими отраслями пра ва (трудовым, жили щным, административным и др.). Поэт ому есть вс е основания дл я признания данн ого способа регулир ования как межотра слевого. [1]
Муниципальное регулир ование отношений п о социальной защ ите населения - ещ е одно зве но в прав овом регулировании, дополн яющее централизованное и региональное. Формир ование прав и обязанностей субъе ктов общественных отнош ений путем закреп ления их н а всех указа нных выше уров нях - это, очев идно, новый при ем правового регулир ования, обусловленный конститу ционным разграничением компет енции органов государс твенной власти и органов мест ного самоуправления, а самое глав ное - разграничением собстве нности.
В усло виях рыночной эконо мики все бол ее очевидной стано вится необходимость использ ования наряду с традиционными и новые спос обы воздействия н а общественные отнош ения. К и х числу след ует отнести нов ые для сист емы права источ ники, признаваемые госуда рством в каче стве таковых, -социа льно-партнерские согла шения. Их регуля тивное значение вел ико как дл я трудового пра ва, так и права социал ьного обеспечения. Он и закрепляют соответс твующие условия тру да и социал ьного обеспечения работ ников на федера льном, региональном уров нях, на уро вне отрасли (неско льких отраслей), конкр етной организации, устана вливая коллективно-догов орным способом бол ее высокий уров ень таких усло вий и гаран тируя его средс твами работодателей. [5]
Нар яду с межотра слевыми приемами регулир ования рассматриваемых отнош ений в мет оде права социал ьного обеспечения присут ствуют также спос обы воздействия н а эти отнош ения, отражающие собств енную специфику дан ной отрасли. Так ая специфика обнаруж ивается, прежде все го, в харак тере оснований возникн овения, изменения и прекращения социа льно-обеспечительных отнош ений. Она выраж ается в то м, что, в о-первых, к этим ос нованиям относ ятся специфические юридич еские факты. Эт о, как прав ило, такие жизне нные обстоятельства, наступ ление которых н е зависит о т воли чело века. Именно поэт ому законодатель назы вает их социал ьными рисками. К ним относ ятся: бедность, време нная нетрудоспособность, инвали дность, производственная тра вма, профессионал ьное заболевание, стар ость, безработица, рожд ение человека и др. Особ ыми основаниями возникн овения отношений законо датель признает матери нство, отцовство и детство.
Отрас левая специфика право вого регулирования проявл яется также в характере право вого положения субъе ктов правоотношения: с одной стор оны, законодатель н е наделил и х равенством, а с дру гой - не вв ел для ни х элементов подчине нности. [6]
Кроме то го, если срав нить соотношение пр ав и обязан ностей одной стор оны с прав ами и обяза нностями дру гой, то выявл яется, что имущест венные права граж дан в эт их отношениях нос ят абсолютный хара ктер, а и х обязанности - эт о в осно вном обязанности процед урного или процессу ального характера (обрат иться за получ ением того ил и иного ви да социального обеспе чения в установ ленном порядке, предст авить необходимые докум енты и т.п.). Обязыв ающие нормы адрес уются другой стор оне - органу, предоста вляющему обеспечение, возл агая на не го имущественные обязате льства.
Специфические приз наки метода пра ва социального обеспе чения характерны и для спос оба защиты наруше нного права: граж дане могут воспольз оваться для защ иты своих пр ав в сфе ре социального обеспе чения как админист ративным, так и судебным поря дком, либо одновр еменно тем и другим.
П о некоторым вид ам социального обеспе чения жалобы граж дан могут рассматр иваться функциональными орга нами (например, жал обы по вопр осам обеспечения посо бием по време нной нетрудоспособности, п о беременности род ам рассматриваются орга нами Фонда социал ьного страхования). Одн ако, это ско рее исключение и з общего прав ила. [6]
И, нако нец, особенности мет ода связаны с о спецификой санк ций, применяемых в праве социал ьного обеспечения к субъектам отнош ений. В эт ой отрасли н е предусмотрены репрес сивные санкции: з а правонарушения, допущ енные гражданами ка к субъектами правоот ношения, применяются санк ции двух вид ов: правовосстановительные и правограничивающие. При чем в отли чие, например, о т трудового пра ва, предусматривающе го, как прав ило, ограниченную матери альную ответственность работ ника в слу чае причинения п о его ви не материального уще рба работодателю, нор мы права социал ьного обеспечения обязы вают гражданина, причин ившего материальный уще рб вследствие злоупотр ебления с ег о стороны ли бо сокрытия обстоят ельств, от кото рых зависит раз мер получаемых вып лат или пра во на и х получение, возме стить такой уще рб в пол ном размере.
Правоогран ичивающие санкции допус кают приостановление реали зации права н а некоторые ви ды социального обеспе чения на опреде ленный срок. Та к работник мож ет быть лиш ен пособия п о временной нетрудосп особности, если о н нарушает реж им, предписанный вра чом, на ве сь период так ого нарушения; гражд анину, признанному безраб отным, который н е выполняет обязан ностей по своевре менной явке в орган слу жбы занятости, ли бо по направ лению данного орг ана к работо дателю, может бы ть уменьшен раз мер пособия п о безработице ил и приостановлена ег о выплата. В то ж е время зак он не допус кает такого правоогр аничения по отнош ению к гражд анину - субъекту пенсио нного либо люб ого другого правоот ношения по социал ьному обеспечению. В связи с этим мож но сделать выв од о дово льно узком приме нении правоограничивающих санк ций. [5]